ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Данилова Наталья Владимировна

Учитель - логопед
МДОБУ «Детский сад №30»
Красноярский край, г. Минусинск

Картотека взаимодействия учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в старшей логопедической группе.
Важность комплексного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения речи, трудно переоценить. Совместная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре может значительно повысить эффективность коррекционных занятий. В данной статье представлена разработанная картотека упражнений, которая включает дыхательные техники и координацию движений с речью.
Цели взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
1. Улучшение дыхательных навыков. Правильное дыхание является основой хорошей речи. Упражнения на дыхание помогут детям развить контроль над дыхательным аппаратом.
2. Развитие координации. Связь между движением и речью способствует улучшению моторики и фонематического восприятия.
3. Создание игровой атмосферы. Занятия в форме игры делают их более привлекательными для детей, что способствует их активному участию.
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре с использованием предложенной картотеки упражнений существенно обогатит рабочий процесс и сделает его более эффективным. Дыхательные и координационные упражнения способствуют не только развитию речи, но и формированию физической активности у детей. Ключевым моментом в этом процессе является создание поддерживающей и стимулирующей атмосферы, которая поможет детям преодолевать свои трудности и достигать поставленных целей.
Лексическая тема Упражнения на дыхание Координация речи с движением

Сентябрь
1 Диагностика.
2 Диагностика.
3 Овощи. «Капуста растёт».
И.п.: присесть. 1 – медленно подниматься, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «О-о-о-о-х!». Повторить 3-4 раза. «В огороде у ребяток».
В огороде у ребяток (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Много-много ровных грядок.
Там растут горох и лук, (Выполняют «пружинку», хлопая в ладоши.)
Помидоры и капуста,
Огурцы и кабачки,
Есть их очень-очень вкусно.
Мы с корзинкою пройдем, (Идут по кругу друг за другом.)
Овощей мы наберем.
Пробежим вдоль гряд с друзьями, (Бегут по кругу друг за другом.)
Громко-громко крикнем маме:
«Двери, мама, открывай! (Имитируют стук в дверь.)
Мы несем наш урожай!» (Разводят руки с стороны, слегка наклоняются вперед.)
4 Фрукты. «Кислое яблоко».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Фу-у-у-у-!». Повторить 3-4 раза.
«С барабаном ходит ёжик …».
С барабаном ходит ёжик, (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, (Идут по кругу, руки за спину.)
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень груши он любил, (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемую грушу.)
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл,
Бум-бум-бум!
Октябрь
1 Осень. «Идём по лужам».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.
«Ветерок».
Ветерок, нас не пугай, (Грозят пальчиками правой руки, левая рука на поясе.)
Лучше с нами поиграй. (Хлопают в ладоши.)
Тучки с неба прогони, (Поднимают руки вверх, машут руками вправо-влево.)
С земли лужи убери. (Наклоняются, машут руками вперед-назад.)
Начался листопад, (Кружатся на земле.)
Листья по ветру летят.
Раз листочек, два листочек, (Бегут по кругу друг за другом.)
Покатились вдоль обочин.
Дунул раз, дунул два, (Разбегаются врассыпную по площадке.)
Разлетелись кто куда. (Присаживаются на корточки, обхватывают колени руками.)
2 Ягоды. «Вдыхаем запах леса».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – руки поднять вверх, вдох носом; 2 – руки опустить вниз, выдох. Повторить 2-3 раза. «Земляника».
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке (Присев на корточки, смотрят на девочку, которая стоит в кругу.)
С паучками и жучками,
Земляными червяками, (Тихо бегут вокруг девочки.)
А порою за травой (Останавливаются, поднимают руки вверх.)
С милой матушкой-землёй.
Можно здесь уединиться (Приседают на корточки.)
И секретами делиться. (Шепчутся друг с другом.)
3 Грибы. «Вдыхаем запах леса».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – руки поднять вверх, вдох носом; 2 – руки опустить вниз, выдох. Повторить 2-3 раза.
«Мы идём в осенний лес».
Мы идём в осенний лес. (Маршируют на месте.)
А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются».)
Дождь вчера в лесу прошёл (Потряхивают ладонями обеих рук.)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши.)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой в «корзинку».)
Вот сидят маслята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок, (Грозят указательным пальцем правой руки.)
Полезайте в кузовок! (Приседают, обнимают себя руками.)
Ну, а ты, мухомор, (Встают, разводят руки в стороны.)
Украшай осенний бор!
4 Деревья. «Сосна».
Вот сосна высокая стоит
И ветвями шевелит.
И.п.: о.с. 1 — вдох, руки в стороны; 2 — наклон туловища вправо, выдох; 3 — вернуться в и.п., вдох; 4 — наклон туловища влево, выдох. Повторить 2-3 раза. «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями (Руки на поясе.)
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире. (Ноги на ширине плеч.)
Чтоб держали дерево, (Руки сцеплены перед собой.)
Падать не давали, (Пытаются разорвать руки.)
Из глубин подземных (Наклоны вперёд.)
Воду добывали.
Наше тело – крепкий ствол. (Ставят ноги на ширине плеч.)
Он чуть-чуть качается. (Покачивают телом.)
И верхушкою своей
В небо упирается. (Руки поднимают вверх.)
Наши руки – ветви (Разводят руки в стороны.)
Крону образуют. (Показывают «крону».)
Вместе им не страшно, (Обнимают себя руками.)
Если ветры дуют.
Ноябрь
1 Каникулы.
2 Домашние птицы. «Петух».
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 – махать руками, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3-4 раза. «Курочка».
На площадке обозначают две линии, расстояние между которыми 3 м. Дети («цыплята») встают в шеренгу за первую линию. Сбоку от линии находится водящий — это «кот», он сидит на корточках – «спит».
Вышла курочка гулять, (Шагают на месте.)
Стала деточек считать:
Раз-цыплёнок, (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Два-цыплёнок,
Три-пушистый ребятёнок.
Шалуны-четыре, пять,
Всех успела сосчитать! (Хлопают в ладоши.)
Кот бежит, грозит беда! (Дети убегают за вторую линию.)
Эй, цыплята, все сюда! («Кот» старается догнать кого-либо из «цыплят».)
3 Домашние животные. «Лошадка фыркает».
С силой подуть на губы, как это делает лошадка.

Собаке жарко!
Прерывистые, частые дыхательные движения, язык высунут. «Телёнок».
Бу-бу, я рогатый. (Делают два прыжка, ставят на голове «рожки» из пальцев.)
Бу-бу, я хвостатый. (Делают два прыжка, «хвостик» из руки — за спину.)
Бу-бу, я ушастый. (Делают два прыжка, «ушки» из ладошек — на голову.)
Бу-бу, очень страшный. (Сделав «рожки» на голове, бодаются.)
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
4 Дикие животные. «Сердитый ёжик».
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 –наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа, вдох; 2 – на выдохе произнести «П-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Весёлые зайчата».
Ну-ка, дружно все присели, (Стоя по кругу, приседают на корточки.)
Друг на друга поглядели. (Глядят друг на друга.)
И похлопали в ладошки: (Хлопают в ладоши.)
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
— Что у зайцев на макушке? (Ставят руки на голову, словно ушки.)
— Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок — (Прыгают на месте.)
Поскакали все в лесок. (Скачут врассыпную.)
5 Человек. «Расту большой».
И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох); 2 — опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), выдыхая, произносить: «У-х-х-х!». Повторить 3—4 раза. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара (Делают повороты головы влево, вправо.)
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед, (Делают расслабленный наклон головы вперед.)
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
А Варвара смотрит вверх, (Поднимают голову.)
Выше всех и дальше всех,
Возвращается обратно, (Делают расслабленный наклон головы вперед.)
Расслабление приятно,
Шея не напряжена,
А расслаблена. (Голову держат прямо.)
Декабрь
1 Зима. «Вьюга».
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у-у!» (вьюга начинается); 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза. «Снежинки».
Кружатся снежинки
В воздухе морозном. (Кружатся на носочках.)
Падают на землю
Кружевные звёзды. (Медленно приседают, и показывают падение снежинок.)
Вот одна упала. (Встают, ловят «снежинку» на ладонь.)
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко. (Бережно прикрывают «снежинку» и сдувают её.)
2 Зимующие птицы. «Согреем птичку дыханием».
Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга, держа перед собой на уровне груди сомкнутые ладошки.
Птичка, птичка полетай,
С нами вместе поиграй!
Птичке холодно зимой,
Заберем её домой.
Отогреется в тепле,
Полетит назад к себе!
Поднести ладошки к губам, сделать глубокий вдох, медленный выдох,
сложив губы трубочкой. Повторить три раза. «Снегири».
Вот на ветке, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам.)
В красных майках снегири. (Показывают грудку руками.)

Распушили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук.)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (Повороты головой влево - вправо.)
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивая руками.)
За метелью! За метелью!

3 Моя семья. «Малыш бежит».
И.п.: о.с. 1 — бег на месте, вдох; 2 — на выдохе быстро произносить: «Топ-топ-топ-топ-топ-топ!». Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Бабушка».
И.п.: о.с. 1 — правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!». Повторить 3-4 раза. «Кто живёт у нас в квартире?».
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

4 Новый год. «Новогодняя забава».
Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать. «Хоровод».
В Новый год, в Новый год
Возле ёлки хоровод. (Дети водят хоровод.)
Шаг налево, шаг направо
И, конечно, поворот. (Выполняют соответствующие движения.)
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка. (Тянутся на носочках вверх.)
А на ней игрушки: (Круговые движения кистями рук.)
Бусы и хлопушки. (Хлопают в ладоши.)
Январь
1 Каникулы.
2 Зимние забавы. «Снежки».
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, «взять снежок», вдох носом; 2 – бросить «снежок», на выдохе произнести «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза. «Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Падают.)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили. (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (Падают.)
И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
3 Мой дом. «Поднимаем кирпичи».
И.п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох, наклон туловища вперед, пальцы сжать в кулак; 2 – на выдохе произносить: «У-у-у-х!»; 3 – вдох, 4 – вернуться в И.п. Повторить 3-4 раза.
«Мой дом».
Тук-ток, тук-ток!
(Ударяют кулачками друг о друга.)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом,
(Поднимают руки вверх.)
С окнами большими,
(Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую, изображая «окно».)
Со ставнями резными.
(Разводят руки в стороны – «открывают ставни».)
Тук-ток, тук-ток!
(Ударяют кулачками друг о друга.)
Замолчал молоток.
(Опускают руки.)
Вот готов новый дом.
(Соединяют руки над головой: «крыша».)
Будем жить мы в нём.
(Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед.)
4 Мебель. «Лесорубы».
Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе. «Утром в магазин пойдём …»
Утром в магазин пойдём, (Ходьба на месте.)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)
И табурет, (Приседают.)
Кровать – на ней мы будем спать. (Кладут сложенные ладони под левую щёку.)
Купим стул (К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул».)
И стол большой, (Разводят руки в стороны.)
Отвезем скорей домой. (Крутят руль.)
5 Одежда, обувь, головные уборы. «Швейная машинка». И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – правой рукой «крутить ручку швейной машины», вдох; 2 – на выдохе произнести «Т-т-т-т-т-т-т!»; 3 – правой ногой «нажать и отпустить педаль швейной машины», вдох; 4 – на выдохе произнести «Д-д-д-д-д-д!», изображая электрическую швейную машину. Повторить 2 раза. «Голубые варежки».
Баю-баю-баюшки, (Качаясь с ноги на ногу, складывают руки под щёку.)
Голубые варежки.
Мама шила, вышивала, (Делают движения, напоминающие шитье иглой.)
Где с трудом, а где легко.
Крепкой ниткой пришивала (Делают повороты туловищем вправо, влево.)
Настенькино имечко.
Баю-баю-баюшки, (Руки вперед, делают повороты.)
Именные варежки.
Февраль
1 Посуда. «Пыхтит кастрюля».
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто Пф! Пф! Щёки не надувать.
«Посуда».
Вот большой стеклянный чайник, (Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потягиваются, поднятые вверх руки смыкают над головой.)
Вот пластмассовый поднос — (Ложатся на пол, вытягиваются.)
Он посуду нам принёс.
2 Продукты питания. «Каша кипит».
И.п.: дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф».
Повторяют 3-4 раза. «Жили - были».
Жили-были сыр, котлета, (Руки вперёд – вверх – в стороны – вниз.)
Мармелад, зефир, конфеты, (Руки вперёд – вверх – в стороны – вниз.)
Соки, овощи и фрукты. (Руки на пояс, повороты в стороны.)
Называем их – продукты. (Руки на пояс, повороты в стороны.)
Называем их – еда, (Приседание.)
Очень любим их всегда. (Прыжки на месте.)

3 Наша армия. «Солдаты».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе дети произносят протяжно «Ур-а-а-а!». Повторить 3-4 раза. «Капитан».
Я – отважный капитан. (Руки на поясе.)
Покорил немало стран. (Дети маршируют на месте.)
Я в бинокль смотрю вперёд, (Складывают руки «биноклем».)
И корабль мой плывёт.
Волны плещут лишь слегка, (Руки в стороны, покачивают ими.)
Качка тихая пока. (Ноги на ширине плеч, покачиваются.)
Сильными вдруг волны стали, (Увеличивают амплитуду движения.)
И матросы все упали. (Приседают.)
Но я качки не боюсь (Встали, голова приподнята вверх.)
Крепко за канат держусь. (Руки вперёд, сжимают кулачки.)
Управляю кораблём (Крутят «штурвал».)
И в бинокль вижу дом. (Машут руками над головой.)
4 Транспорт. «Шину прокололи».
Сделать спокойный вдох. Затем сразу же начинать медленно выдыхать, показывая, как выходит воздух через прокол в шине (со звуком [ш – ш - ш]). Следить, чтобы щёки не надувались. «Автобус».
Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево.) Наш шофёр педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль».)
Март
1 Праздник 8 Марта. 1.«Наслаждаемся запахами духов».
Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
2.«Цветы».
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!». «Мамин праздник».
Вот подснежник на поляне, (Идут по кругу.)
Я его нашёл. (Нагибаются, «срывают цветок».)
Отнесу подснежник маме, (Идут по кругу, в руке «цветок».)
Хоть и не расцвёл.
И меня с цветком так нежно (Обнимают сами себя.)
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник (Разводят руки в стороны.)
От её тепла.
2 Ранняя весна. «Сосульки звенят».
И.п.: о.с. 1-поднять руки вверх, вдох носом; 2-ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Повторить 3-4 раза.
«Веснянка».
Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
3 Перелётные птицы. Упражнение «Далеко — высоко».
— Куда, птицы, летите?
— Далеко-оо-о!
— Как, птицы, летите?
— Высоко-оо-о!
Перед словами «далеко», «высоко» сделать глубокий вдох носом. Слова
произносить на длительном
выдохе. «Стая птиц летит на юг …».
Стая птиц летит на юг. (Бегут по кругу, машут руками.)
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать, (Машут руками быстрее.)
Надо крыльями махать.
Птички стали собираться, (Бегают врассыпную.)
На поляне все садятся. (Приседают на корточки.)
Предстоит им долгий путь.
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу. (Встают и вновь машут руками.)
Вот и юг. Ура! Ура! (Бегут по кругу.)
Приземляться нам пора. (Приседают на корточки.)
4 Каникулы.
Апрель
1 Наша Родина - Россия.
Мой город. «Гармошка».
И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот. «Мы по городу шагаем».
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
(Импровизация движений.)
2 Космос. «Пересаживаемся в луноход». И.п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. 1 – вдох носом; 2 – выдох, полный присед, руки вперёд; на выдохе произнести: «Уууух!». Повторить 4 – 6 раз. «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. (Дети маршируют.)
На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу.)

3 Профессии. «Кузнец».
И.п.: ноги на ширине плеч. 1 – имитировать работу кузнеца, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Тин –тин-тин! Тан-тан-тан!». Повторить 3-4 раза. «Чем пахнут ремёсла?»
У каждого дела
Запах особый. (Идут по кругу.)
В булочной пахнет
Тестом и сдобой. («Месят тесто».)
Мимо столярной
Идёшь мастерской — (Идут по кругу.)
Стружкою пахнет
И свежей доской. (Хлопают в ладоши.)
Пахнет маляр («Красят», поднимая руки вверх, вниз.)
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик (Рисуют в воздухе «окно».)
Оконной замазкой.
Куртка шофёра (С воображаемым рулем бегают по кругу.)
Пахнет бензином.
4 Диагностика.
5 Диагностика.
Май
1 День Победы. «Солдаты».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе дети произносят протяжно «Ур-а-а-а!». Повторить 3-4 раза. «Капитан».
Я – отважный капитан. (Руки на поясе.)
Покорил немало стран. (Дети маршируют на месте.)
Я в бинокль смотрю вперёд, (Складывают руки «биноклем».)
И корабль мой плывёт.
Волны плещут лишь слегка, (Руки в стороны, покачивают ими.)
Качка тихая пока. (Ноги на ширине плеч, покачиваются.)
Сильными вдруг волны стали, (Увеличивают амплитуду движения.)
И матросы все упали. (Приседают.)
Но я качки не боюсь (Встали, голова приподнята вверх.)
Крепко за канат держусь. (Руки вперёд, сжимают кулачки.)
Управляю кораблём (Крутят «штурвал».)
И в бинокль вижу дом. (Машут руками над головой.)
2 Рыбы пресноводные
и аквариумные. «Рыба сорвалась с крючка». И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «Удочку». 1-имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2- на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3-4 раза. «Аквариум».
Улитки ползут,
Свои домики везут. (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Рогами шевелят,
На рыбок глядят. (Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)
Рыбки плывут,
Плавничками гребут. (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперёд-назад.)
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот. (Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот.)
3 Комнатные растения. «Аромат цветов».
Через нос сделать спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдохнуть произнося: «АХ!».
Повторить 3-4 раза. «На окне в горшочках».
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.)
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись, (Тянуться на носочках, руки вверх, широко в стороны.)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки (Ладони развёрнуты вверх.)
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны).
В солнышке утонут.
4 Насекомые. Упражнение «Пчёлы жужжат».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки, вдох; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!» Повторить 3-4 раза. «Жучок».
Этот маленький жучок по земле гуляет, (Идут по кругу.)
Листик сладенький найдёт и его кусает. (Делают наклоны вперед.)
Чтоб ещё листочек съесть, хочет он повыше влезть. (Потягиваются вверх.)
Этот маленький жучок по земле гуляет, (Идут по кругу.)
Вот он ямочку нашёл, лёг и отдыхает. (Ложатся на ковёр.)
Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать. (Кладут руки под щёку и закрывают глаза.)

Литература:
1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников: учебное пособие / Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / СПБ: Детство-пресс, 2010.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5–6 лет. Конспекты фронтальных занятий / Москва: ГНОМ, 2014.
4. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Парциальная программа / СПБ: Детство-пресс, 2020.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Санкт-Петербург / «Детство - Пресс» 2004.
6. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии / Москва, 2015.

 Перейти к конкурсам для учителей - логопедов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.