Римович Елена Александровна
учитель-дефектолог
Государственное учреждение образования «Детский сад №1 г.Браслава»
Беларусь, Витебская, г.Браслав
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
С учетом современных условий в развитии образовательных процессов, педагогам необходимо внедрять новые методы и приёмы в работу с детьми.
Ведутся постоянные поиски, направленные на то, чтобы сделать образовательный процесс в детском саду более живым и увлекательным, обеспечивая активное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, среди которых игра занимает центральное место.
Таким образом, современные условия содействуют поиску интересных и развивающих нетрадиционных методов и технологий для работы с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные технологии воздействия, используемые логопедами, становятся перспективным инструментом для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Кроме того, альтернативные методы и приемы делают занятия более увлекательными и разнообразными.
На сегодняшний день существует множество технологий нетрадиционного воздействия, таких как игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, аромотерапия, фитотерапия, работа с глиной, воском, песком и другие. Применение этих методов не следует рассматривать как самостоятельные технологии; скорее, они создают благоприятный эмоциональный фон, что в конечном итоге помогает повышению эффективности коррекционного влияния.
Одним из таких методов является криотерапия, представляющая собой контрастную терапию, при которой чередуются воздействия холода и тепла. Холод вызывает сокращение мышц, а тепло – их расслабление.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания оказывают положительный эффект. Криотерапия может снизить отёк и воспаление в тканях рта и гортани, что, в свою очередь, может увеличить объём движений и функциональность. Низкие температуры способны повысить чувствительность нервов в тканях рта, что может привести к более точным и скоординированным движениям мышц. Кроме того, криотерапия может облегчить боль и дискомфорт, возникающие во время логопедических упражнений и процедур.
Криотерапия может способствовать улучшению подвижности языка, что особенно полезно для детей с дислалией или другими нарушениями артикуляции. Она помогает снизить спастичность и напряжение мышц, что, в свою очередь, улучшает контроль над движениями и упрощает выполнение мелких задач.
Криотерапия оказывает комплексное воздействие на организм, что может положительно сказаться на развитии речи у дошкольников. Холод вызывает сужение кровеносных сосудов, за которым следует их расширение, что приводит к улучшению кровообращения в головном мозге и других органах. Улучшенное кровоснабжение головного мозга способствует более активной работе речевых центров.
Существует множество исследований, подтверждающих положительное воздействие криотерапии на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Например, исследование, проведённое в Институте детской неврологии в Москве, продемонстрировало, что криотерапия в сочетании с другими лечебными методами способствует улучшению речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. Также в Германии было проведено исследование, которое показало, что криотерапия в комбинации с логопедической терапией помогает улучшить речевые навыки у детей с аутизмом.
Важно подчеркнуть, что криотерапия не является единственным методом лечения задержки речевого развития и должна использоваться в сочетании с другими подходами.
Несмотря на множество преимуществ криотерапии, у нее есть и противопоказания: аллергия на холод, острые воспалительные процессы и нарушения чувствительности кожи.
Коррекционное логопедическое занятие с использованием криотерапии может стать интересным и эффективным методом работы с речевыми нарушениями. Применение холода в качестве дополнительного стимула способствует активации неврологических процессов, что улучшает результаты логопедического вмешательства. Важно помнить, что каждое занятие должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в атмосфере доверия и понимания.
Категория игр с использованием криотерапии:
«Погружение пальцев в ледяные шарики»: держите пальцы в бассейне с ледяными шариками в течение 10-15 секунд.
«Найди игрушку»: игра на ощупь
Цель: развитие тактильных ощущений.
Ход игры: предложите ребенку с закрытыми глазами определить игрушку на ощупь в мини бассейне изо льда.
«Прошагай по ракушкам»
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях.
Ход игры: ребенок шагает по кусочкам льда и одновременно проговаривает слоги, слова, чистоговорки или скороговорки с заданным звуком.
«Прятки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: ребенок прячет руки в холодной воде или в емкости со льдом, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, а потом среди слов).
«Два города»
Цель: развитие фонематического слуха и представлений о фонемах.
Ход игры: из дна ёмкости с холодной водой или кубиками льда доставайте предметы, называйте их, произнося различающиеся звуки, и раскладывайте на две группы.
«Мой город»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: из ёмкости с холодной водой или кубиками льда доставайте предметы и называйте их. Выбирайте из набора только те предметы и игрушки, в названиях которых присутствует заданный звук, и стройте свой город.
«Повторяй-ка»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: попросите ребёнка повторять слоги с противоположными звуками. За каждый правильный ответ он получает ледяную фигурку, которую кладёт в свою ёмкость.
«Называй-ка»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: определите, какой слог лишний (например, «Ту-та-ту»). За каждый правильный ответ ребёнок получает ледяную фигурку и кладёт её в свою ёмкость.
Вторая категория игр:
Выкладывание разноцветных кубиков изо льда по цветам. Время взаимодействия с льдом увеличивается до 25-30 секунд.
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: соберите бусы в воде.
«Зашифруй слово»
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры: на дне ёмкости находятся льдинки трех цветов: красного, синего и зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает провести звуковой анализ этого слова.
«Найди звук в слове»
Цель: развивать умение определять местоположение заданного звука в слове.
Ход игры: на дне ёмкости расположены цветные кубики льда и звуковая дорожка. Логопед называет звук, местоположение которого нужно определить в произносимых словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает и определяет, где находится заданный звук (в начале, середине или конце слова), и ставит льдинку на звуковую линейку.
В заключение можно отметить, что «ледяные игры» вызывают у детей разных возрастов большой интерес, создают радостное настроение, повышают жизненный тонус и дарят множество ярких эмоций. Значение криотерапии трудно переоценить. У детей значительно улучшаются не только движения рук, но и стимулируется развитие речи.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"