ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Римович Елена Александровна

учитель-дефектолог
Государственное учреждение образования «Детский сад №1 г.Браслава»
Беларусь, Витебская, г.Браслав


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
С учетом современных условий в развитии образовательных процессов, педагогам необходимо внедрять новые методы и приёмы в работу с детьми.
Ведутся постоянные поиски, направленные на то, чтобы сделать образовательный процесс в детском саду более живым и увлекательным, обеспечивая активное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, среди которых игра занимает центральное место.
Таким образом, современные условия содействуют поиску интересных и развивающих нетрадиционных методов и технологий для работы с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные технологии воздействия, используемые логопедами, становятся перспективным инструментом для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Кроме того, альтернативные методы и приемы делают занятия более увлекательными и разнообразными.
На сегодняшний день существует множество технологий нетрадиционного воздействия, таких как игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, аромотерапия, фитотерапия, работа с глиной, воском, песком и другие. Применение этих методов не следует рассматривать как самостоятельные технологии; скорее, они создают благоприятный эмоциональный фон, что в конечном итоге помогает повышению эффективности коррекционного влияния.
Одним из таких методов является криотерапия, представляющая собой контрастную терапию, при которой чередуются воздействия холода и тепла. Холод вызывает сокращение мышц, а тепло – их расслабление.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания оказывают положительный эффект. Криотерапия может снизить отёк и воспаление в тканях рта и гортани, что, в свою очередь, может увеличить объём движений и функциональность. Низкие температуры способны повысить чувствительность нервов в тканях рта, что может привести к более точным и скоординированным движениям мышц. Кроме того, криотерапия может облегчить боль и дискомфорт, возникающие во время логопедических упражнений и процедур.
Криотерапия может способствовать улучшению подвижности языка, что особенно полезно для детей с дислалией или другими нарушениями артикуляции. Она помогает снизить спастичность и напряжение мышц, что, в свою очередь, улучшает контроль над движениями и упрощает выполнение мелких задач.
Криотерапия оказывает комплексное воздействие на организм, что может положительно сказаться на развитии речи у дошкольников. Холод вызывает сужение кровеносных сосудов, за которым следует их расширение, что приводит к улучшению кровообращения в головном мозге и других органах. Улучшенное кровоснабжение головного мозга способствует более активной работе речевых центров.
Существует множество исследований, подтверждающих положительное воздействие криотерапии на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Например, исследование, проведённое в Институте детской неврологии в Москве, продемонстрировало, что криотерапия в сочетании с другими лечебными методами способствует улучшению речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития. Также в Германии было проведено исследование, которое показало, что криотерапия в комбинации с логопедической терапией помогает улучшить речевые навыки у детей с аутизмом.
Важно подчеркнуть, что криотерапия не является единственным методом лечения задержки речевого развития и должна использоваться в сочетании с другими подходами.
Несмотря на множество преимуществ криотерапии, у нее есть и противопоказания: аллергия на холод, острые воспалительные процессы и нарушения чувствительности кожи.
Коррекционное логопедическое занятие с использованием криотерапии может стать интересным и эффективным методом работы с речевыми нарушениями. Применение холода в качестве дополнительного стимула способствует активации неврологических процессов, что улучшает результаты логопедического вмешательства. Важно помнить, что каждое занятие должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в атмосфере доверия и понимания.
Категория игр с использованием криотерапии:
«Погружение пальцев в ледяные шарики»: держите пальцы в бассейне с ледяными шариками в течение 10-15 секунд.
«Найди игрушку»: игра на ощупь
Цель: развитие тактильных ощущений.
Ход игры: предложите ребенку с закрытыми глазами определить игрушку на ощупь в мини бассейне изо льда.
«Прошагай по ракушкам»
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях.
Ход игры: ребенок шагает по кусочкам льда и одновременно проговаривает слоги, слова, чистоговорки или скороговорки с заданным звуком.
«Прятки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: ребенок прячет руки в холодной воде или в емкости со льдом, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, а потом среди слов).

«Два города»
Цель: развитие фонематического слуха и представлений о фонемах.
Ход игры: из дна ёмкости с холодной водой или кубиками льда доставайте предметы, называйте их, произнося различающиеся звуки, и раскладывайте на две группы.
«Мой город»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: из ёмкости с холодной водой или кубиками льда доставайте предметы и называйте их. Выбирайте из набора только те предметы и игрушки, в названиях которых присутствует заданный звук, и стройте свой город.
«Повторяй-ка»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: попросите ребёнка повторять слоги с противоположными звуками. За каждый правильный ответ он получает ледяную фигурку, которую кладёт в свою ёмкость.
«Называй-ка»
Цель: развитие фонематического слуха и фонематических представлений.
Ход игры: определите, какой слог лишний (например, «Ту-та-ту»). За каждый правильный ответ ребёнок получает ледяную фигурку и кладёт её в свою ёмкость.
Вторая категория игр:
Выкладывание разноцветных кубиков изо льда по цветам. Время взаимодействия с льдом увеличивается до 25-30 секунд.
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: соберите бусы в воде.
«Зашифруй слово»
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры: на дне ёмкости находятся льдинки трех цветов: красного, синего и зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает провести звуковой анализ этого слова.
«Найди звук в слове»
Цель: развивать умение определять местоположение заданного звука в слове.
Ход игры: на дне ёмкости расположены цветные кубики льда и звуковая дорожка. Логопед называет звук, местоположение которого нужно определить в произносимых словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает и определяет, где находится заданный звук (в начале, середине или конце слова), и ставит льдинку на звуковую линейку.
В заключение можно отметить, что «ледяные игры» вызывают у детей разных возрастов большой интерес, создают радостное настроение, повышают жизненный тонус и дарят множество ярких эмоций. Значение криотерапии трудно переоценить. У детей значительно улучшаются не только движения рук, но и стимулируется развитие речи.

Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.