Мукминова Наталья Юрьевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район
Актуальность образовательной деятельности в средней группе на тему «Моя семья» обусловлена рядом факторов:
- Семья — это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколение. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.
- Семья — первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни. Она занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
- Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Таким образом, актуальность темы «Моя семья» связана с необходимостью помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. 12
Цель: формировать у детей понятие о семье.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
- закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию.
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивающие:
- развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье;
- совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Материалы и оборудование: картина (затенённая) с изображением семьи, магнитофон, семейные фотографии для показа детям, карточки с изображением семьи (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка). Заготовки для фоторамок, клей, салфетка, мячики су-джок.
Ход ООД
1.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте, поприветствуем наших гостей.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент
СТУК В ДВЕРЬ (ПОЧТАЛЬОН ПРИНЁС ПИСЬМО)
Воспитатель: Ой ребята посмотрите, почтальон нам принёс письмо, давайте его прочитаем
-Ребята, пишет вам Добрый волшебник из сказочной страны, я для вашего занятия нарисовал картину ,но Злой волшебник заколдовал её и теперь совсем непонятно, что на ней изображено. Чтобы её расколдовать надо выполнить все задания.
Воспитатель: Ребята, поможем Доброму волшебнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вместе с вами моможем расколдовать картину, и узнаем, что же он для нас нарисовал
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
- Правильно. Вы угадали - это семья. (на картине появляется фигура папы)
( Дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья
Дети: (Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок а так же и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
2. Основная часть.
Чтение стихотворения о семье.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья – это я! И меня называют
Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.
Семья – где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает.
Воспитатель:
- О чём это стихотворение?
Дети: (о семье) (на картине появляется фигура мамы)
Воспитатель:
- Посмотрите сколько дружных семей в нашей группе. (демонстрация семейных фотографий)
- Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?
- Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.
Дети рассказывают о своей семье (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.
Воспитатель: а вот и ещё одна картинка открылась. (на картине появляется фигура дедушки)
- А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
- А что делает по дому мама?
- Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)
- А что делает папа?
- А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)
- Какой папа? (сильный, строгий, смелый)
- Чем занимаются бабушка и дедушка? (на картине появляется фигура бабушки)
Подвижная игра «Радостно – грустно».
Воспитатель: Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте на месте. Договорились?
1.Вы помогли маме вымыть посуду?
2.На прогулке испачкали куртку?
3.Убрали за собой игрушки?
4.Позаботились о бабушке, она заболела?
5.Подрались с другом?
6.Помогли папе в хозяйственных делах?
6.Забыли покормить своего котенка?
7.Поздравили дедушку с днем рождения? (на картине появляются фигуры брата и сестры)
Воспитатель:
- Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно стараться больше радовать всех хорошими поступками.
Дид/ игра: «Корзина добрых дел»
(во время игры звучит спокойная музыка)
- Тогда нам поможет корзина добрых дел.
- Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть добрые поступки, которыми можно порадовать своих близких.
- Я буду мыть посуду.
- Я буду поливать цветы.
- Я буду убирать игрушки.
- Я буду пылесосить.
- Я буду вытирать пыль.
- Я буду заправлять кровать.
- Я буду хорошо себя вести. (на картине появляется фигура ребёнка)
Посмотрите, наша картина стала полностью цветной и мы теперь видим, что же нарисовал добрый волшебник
А теперь я предлагаю сесть за столы и сделать фоторамки для ваших семейных фотографий.
- Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мячика Су-джок
Описание: движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение, оформление фоторамок.
3 Заключительная часть.
Рефлексия образовательной деятельности в средней группе на тему «Моя семья» может включать вопросы, например:
- О чём мы сегодня разговаривали?
- Каких членов семьи вы запомнили?
- Что вам понравилось больше всего?
- Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
Также в рамках рефлексии можно спросить у детей, чем они сегодня занимались и что нового узнали. Например, можно предложить им рассказать, что вечером они подарят маме и папе, при этом не забудут вспомнить ласковые и добрые слова.