ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Дубикина Юлия Петровна

МБДОУ ДСКВ №18, воспитатель

г.Ейск


На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности[5].
В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.
Не менее важной является задача развития слухового восприятия и речевого слуха. Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.
Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью. Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием. Однако их речь еще не всегда бывает выдержанной в нужном темпе, интонационно выразительной.
Обучение произношению в младшей группе начинается с гласных [а], [у], [и], [о], [э], затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные. М. Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: [п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц].
А. И. Максаков предлагает работать над согласными в таком порядке: [п], [б],[т], [д], [н], [к], [г], [х] (твердые и мягкие).
В обучении звукопроизношению наиболее эффективны занятия, дидактические игры с игрушками на звукоподражание, рассказ воспитателя с включением речевых упражнений, игры с элементами движений.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру:
1ч. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ
и. т. д.) и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное
произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном
занятии.

 

 Открыт прием работ на конкурсы для педагогов - психологов «В мире людей»


4. Повторение детьми слов из дидактического рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука[п], воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки) – Пиком, Паком, Поком. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.
5. Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их – велика. Однако, в целях воспитания у малышей вкуса к хорошему литературному языку, следует строже относиться к выбору чистоговорок, предназначенных для коллективной работы с детьми по автоматизации и закреплению звука, например, та, та, та — нет у нас кота; тя, тя, тя — вот мое дитя; на, на, на — стою у окна; ня, ня, ня — я веду коня.
6.Воспитатель включает в занятие игры и упражнения, направленные на дифференциацию звуков на слух (чаще всего в небольших речевых единицах - слогах). Цель таких занятий заключается не столько в том, чтобы закрепить правильность произношения определенной группы звуков и научить детей четко их произносить, то есть упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух воспитанников.
Важным этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме. Например, при закреплении произношения звука [п] ([п']) в словах и фразах воспитатель использует куклу Петрушку, показывающего по просьбе детей картинки с изображением тех предметов, в названиях которых есть данный звук (Петрушка, покажи, пожалуйста, пирамидку.). При этом воспитатель обязательно фиксирует внимание детей на изучаемом звуке (произносит его в словах протяжно или немного громче других звуков и т.д.).
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток - чистоговорок (Бы-бы-бы - идет дым из трубы).
В процессе работы на занятии по развитию звуковой культуры речи воспитатель дает детям разнообразные задания, с помощью которых они приучаются слушать и правильно воспринимать не только речь взрослых, но и сверстников. Педагог приучает малышей вслушиваться в слова, дифференцировать на слух близкие по звучанию звукосочетания, различать темп речи, интонационные средства выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка - мишка, ослик - козлик). Но до этого воспитатель называет игрушки или предметы, а затем выставляет сходные по названию и спрашивает: "Вова, где мишка?", "Лена, покажи мышку".
В конце месяца организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух. На закрепление каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие.
Вне занятий он организует игры на различение близких по звучанию звукосочетаний ("Чей голос?", "Кто позвал?" и др.). Проводя игры и упражнения, педагог стремится предупредить у некоторых дошкольников возможные недостатки в усвоении звуков, например, межзубное произнесение [т], [д], [с], [з]. Для этого он организует дополнительные занятия, направленные на уточнение артикуляции звуков, на выработку правильного их произношения.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.
Таким образом, правильное построение занятия и использование разнообразных приемов обучения обеспечит решение задач воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.