Дубикина Юлия Петровна
МБДОУ ДСКВ №18, воспитатель
г.Ейск
На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности[5].
В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.
Не менее важной является задача развития слухового восприятия и речевого слуха. Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.
Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью. Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием. Однако их речь еще не всегда бывает выдержанной в нужном темпе, интонационно выразительной.
Обучение произношению в младшей группе начинается с гласных [а], [у], [и], [о], [э], затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные. М. Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: [п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц].
А. И. Максаков предлагает работать над согласными в таком порядке: [п], [б],[т], [д], [н], [к], [г], [х] (твердые и мягкие).
В обучении звукопроизношению наиболее эффективны занятия, дидактические игры с игрушками на звукоподражание, рассказ воспитателя с включением речевых упражнений, игры с элементами движений.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру:
1ч. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ
и. т. д.) и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное
произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном
занятии.
Открыт прием работ на конкурсы для педагогов - психологов «В мире людей»
4. Повторение детьми слов из дидактического рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука[п], воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки) – Пиком, Паком, Поком. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.
5. Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их – велика. Однако, в целях воспитания у малышей вкуса к хорошему литературному языку, следует строже относиться к выбору чистоговорок, предназначенных для коллективной работы с детьми по автоматизации и закреплению звука, например, та, та, та — нет у нас кота; тя, тя, тя — вот мое дитя; на, на, на — стою у окна; ня, ня, ня — я веду коня.
6.Воспитатель включает в занятие игры и упражнения, направленные на дифференциацию звуков на слух (чаще всего в небольших речевых единицах - слогах). Цель таких занятий заключается не столько в том, чтобы закрепить правильность произношения определенной группы звуков и научить детей четко их произносить, то есть упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух воспитанников.
Важным этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме. Например, при закреплении произношения звука [п] ([п']) в словах и фразах воспитатель использует куклу Петрушку, показывающего по просьбе детей картинки с изображением тех предметов, в названиях которых есть данный звук (Петрушка, покажи, пожалуйста, пирамидку.). При этом воспитатель обязательно фиксирует внимание детей на изучаемом звуке (произносит его в словах протяжно или немного громче других звуков и т.д.).
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток - чистоговорок (Бы-бы-бы - идет дым из трубы).
В процессе работы на занятии по развитию звуковой культуры речи воспитатель дает детям разнообразные задания, с помощью которых они приучаются слушать и правильно воспринимать не только речь взрослых, но и сверстников. Педагог приучает малышей вслушиваться в слова, дифференцировать на слух близкие по звучанию звукосочетания, различать темп речи, интонационные средства выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка - мишка, ослик - козлик). Но до этого воспитатель называет игрушки или предметы, а затем выставляет сходные по названию и спрашивает: "Вова, где мишка?", "Лена, покажи мышку".
В конце месяца организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух. На закрепление каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие.
Вне занятий он организует игры на различение близких по звучанию звукосочетаний ("Чей голос?", "Кто позвал?" и др.). Проводя игры и упражнения, педагог стремится предупредить у некоторых дошкольников возможные недостатки в усвоении звуков, например, межзубное произнесение [т], [д], [с], [з]. Для этого он организует дополнительные занятия, направленные на уточнение артикуляции звуков, на выработку правильного их произношения.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.
Таким образом, правильное построение занятия и использование разнообразных приемов обучения обеспечит решение задач воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.