ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Добриян Эльвира Альбертовна
учитель
МБОУ ЦО №3
Город Тула


Актуальность поддержки образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах, были обозначены еще в начале XX века.
В настоящее время очевидно, что дети, находящиеся на длительном лечении должны иметь системную и регулярную образовательную поддержку, несмотря на отсутствие возможности какой-то период обучаться в своем образовательном учреждении.
Значительный рост количества детей с различными трудностями обучения вызывают запрос на решение возникающих проблем.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов, находящихся на длительном лечении, является не только их невозможность посещать родную школу, но и разнообразные нарушения устной и письменной речи - дисграфия, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.
Дети страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.
Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.
В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
• Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
• Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
• Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
• Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
• Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
А так же специалисты выделяют шесть видов нарушения дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений:
• Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
• Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
• Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
• Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
• Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
• Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)
Виды ошибок, выявленные в процессе анализа детских работ.
1. Ошибки звукового анализа.
1. Пропуск гласных букв. (санки – снки, молоко – млко)
2. Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов. (стал лакать – ста лакать)
3. Перестановка букв. (фрукты – фрутки, ковром – корвом)
4. Перестановка при скоплении согласных. (двор – довр, кран – карн)
5. Добавление лишней буквы. (дружно – дуружно)
6. Разбавление гласной скопления согласных. (ноябрь – ноябарь)
2. Ошибки фонематического восприятия.
1. Парные звонкие и глухие согласные. (зима – сима)
2. Лабиализованные гласные. (о – у: ручей – рочей; ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют)
3. Заднеязычные : г к х (сухой – сугой)
4. Сонорные: р – л (смелый – смерый), й – л (мягкий) (сойка – солька)
5. Свистящие и шипящие: с – ш (шишки – шиски), з – ж (железо – зелезо), с – щ (щенок – сенок)
6. Аффрикаты: ч – ц (грачи – грации), ц – с (курица – куриса)
3. Ошибки на уровне слов.
1. Слитное написание слов, особенно служебных. (… ветки елии сосны.)
2. Не разделение в речи два самостоятельных слова. (всталосолнце)
3. Смещение границы слова. (У деда Мороза. – У дедмо Рза.)
4. Ошибки при самостоятельном словообразовании. (рука – рукища, хвост медведя – медведий)
(Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетания одним словом (с голубыми глазами – голубоглазый). И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием (самовар – сам варит)
4. Ошибки на уровне предложений.
1. Ошибки при согласовании (большая белая пятно)
2. Ошибки при управлении (на ветки деревьях)
Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребёнок прочитает слово, а потом сам себе продиктует, не глядя на образец.
Таким детям можно помочь, используя индивидуально-дифференцированный подход к ученикам, страдающими речевыми нарушениями.
Какие задания может применять госпитальный педагог?
1. Развитие памяти и внимания в обобщенном понимании
2. Работа с непосредственным нарушением.

Вывод: Используя в работе с детьми данные упражнения, можно предупредить и устранить оптическую дисграфию.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
Важное значение также имеет сотрудничество учителя и родителей, успех без которого недостижим. Родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Открыт прием работ на конкурсы для педагогов - психологов «В мире людей»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.