Добриян Эльвира Альбертовна
учитель
МБОУ ЦО №3
Город Тула
Актуальность поддержки образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах, были обозначены еще в начале XX века.
В настоящее время очевидно, что дети, находящиеся на длительном лечении должны иметь системную и регулярную образовательную поддержку, несмотря на отсутствие возможности какой-то период обучаться в своем образовательном учреждении.
Значительный рост количества детей с различными трудностями обучения вызывают запрос на решение возникающих проблем.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов, находящихся на длительном лечении, является не только их невозможность посещать родную школу, но и разнообразные нарушения устной и письменной речи - дисграфия, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.
Дети страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.
Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.
В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
• Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
• Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
• Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
• Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
• Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
А так же специалисты выделяют шесть видов нарушения дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений:
• Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
• Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
• Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
• Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
• Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
• Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)
Виды ошибок, выявленные в процессе анализа детских работ.
1. Ошибки звукового анализа.
1. Пропуск гласных букв. (санки – снки, молоко – млко)
2. Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов. (стал лакать – ста лакать)
3. Перестановка букв. (фрукты – фрутки, ковром – корвом)
4. Перестановка при скоплении согласных. (двор – довр, кран – карн)
5. Добавление лишней буквы. (дружно – дуружно)
6. Разбавление гласной скопления согласных. (ноябрь – ноябарь)
2. Ошибки фонематического восприятия.
1. Парные звонкие и глухие согласные. (зима – сима)
2. Лабиализованные гласные. (о – у: ручей – рочей; ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют)
3. Заднеязычные : г к х (сухой – сугой)
4. Сонорные: р – л (смелый – смерый), й – л (мягкий) (сойка – солька)
5. Свистящие и шипящие: с – ш (шишки – шиски), з – ж (железо – зелезо), с – щ (щенок – сенок)
6. Аффрикаты: ч – ц (грачи – грации), ц – с (курица – куриса)
3. Ошибки на уровне слов.
1. Слитное написание слов, особенно служебных. (… ветки елии сосны.)
2. Не разделение в речи два самостоятельных слова. (всталосолнце)
3. Смещение границы слова. (У деда Мороза. – У дедмо Рза.)
4. Ошибки при самостоятельном словообразовании. (рука – рукища, хвост медведя – медведий)
(Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетания одним словом (с голубыми глазами – голубоглазый). И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием (самовар – сам варит)
4. Ошибки на уровне предложений.
1. Ошибки при согласовании (большая белая пятно)
2. Ошибки при управлении (на ветки деревьях)
Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребёнок прочитает слово, а потом сам себе продиктует, не глядя на образец.
Таким детям можно помочь, используя индивидуально-дифференцированный подход к ученикам, страдающими речевыми нарушениями.
Какие задания может применять госпитальный педагог?
1. Развитие памяти и внимания в обобщенном понимании
2. Работа с непосредственным нарушением.
Вывод: Используя в работе с детьми данные упражнения, можно предупредить и устранить оптическую дисграфию.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
Важное значение также имеет сотрудничество учителя и родителей, успех без которого недостижим. Родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.
Открыт прием работ на конкурсы для педагогов - психологов «В мире людей»