Пивоварова Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Сентябрь
Тема «Воздух»
Цели:
1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.
3.Ращвивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.
4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
Задачи:
1.Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.
2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.
3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.
Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес 1. Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.
2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее.
3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.
4. Взять палку длинной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Повесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально. Познавательная деятельность:
-беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;
-чтение стихотворения о ветре;
-чтение произведения «Легкие планеты»
Речевая деятельность: чтение рус.нар. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.
Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.
Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха)
Работа с родителями:
-консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»;
-изготовление игрушек для игр с воздухом» 1. Схемы опытов.
2. Пособия для экспериментов.
3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.
4. Альбом «Люди и небо».
5. Кроссворд на тему «Воздух»
Октябрь
Тема «Воздух»
Цели
1. Развивать у детей творческие способности, логику , мышление, умение зарисовывать опыт.
2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
2. Дать детям понятие о движении воздуха.
3. Дать понятие о загрязнении воздуха.
1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну вверху другую внизу образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.
2. Взять миски с водой(для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, синие, черное, желтое. Дети дуют на воду -получаются «волны».
3.Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку Познавательная деятельность:
-рассматривание иллюстраций с изображением ветра; беседы;
-разгадывание загадок;
-уточнить, что движение воздуха называется ветром.
Речевая деятельность: чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый, спокойный.
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
Работа с родителям: консультация «Влияние свежего воздуха на организм» 1. Зарисовка опытов.
2. Фотографии.
3. Изготовление вееров.
Способы фиксации результатов исследования:
-диагностирование;
-зарисовка опытов;
-составление рассказов(оформление книги «Воздух везде»);
-изготовление аппликаций (коллажа)
Ноябрь
Тема «Вода»
Цели:
1.Дать детям представление о воде и ее свойствах.
2. Развивать речь-доказательство.
3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, ,холодной.
2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. 1.Во время мытья рук измерить температуру воды.
2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.
3. Сравнивать на вкус воду, молоко и сок.
4. Сравнивать на запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. Речевая деятельность:
-чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа;
-заучивание потешек о воде.
Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.
Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
Трудовая деятельность:
-кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы».
Игровая деятельность:
-настольно-дидактическая игра «Волшебница-вода».
Работа с родителями6
-беседы о закаливающих процедурах 1.Картографы «Свойства воды»
2.Изображения ручья, реки, озера, моря, океана.
3.Карта мира.
4.Пособие «Круговорот воды в природе»
Декабрь
Тема «Вода»
Цели:
1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
3. Поддерживать интерес к исследованиям.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.
3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
2. В один стакан положить речной песок, в другой –сахарный.
3. Налить воду в сосуды разной формы.
Познавательная деятельность:
-занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений»,
-рассматривание альбома «Природа родного края».
Речевая деятельность:
-отгадывание загадок;
-разучивание произведений народного творчества;
-беседа «Почему люди болеют?», чтение сказки К.Чуковского «Айболит».
Изобразительная деятельность:рисование рек, озер, морей,прудов.
Игровая деятельность: дидактическая игра «Узнай по вкусу» 1.Сосуды.
2.Речной и сахарный песок.
3.Альбомы с иллюстрациями.
Способы фиксации результатов исследования:
-диагностирование;
-рисунки;
-составление рассказов;
-подбор фотографий;
-аппликация
Январь
Тема «Снег и лед»
Цели:
1. Познакомить детей с тем,что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.
2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду
3. Развивать речь, любознательность.
Задачи:
1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.
2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
1.Принести снег и лед в помещение.
2.Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.
3.Освободить фигурки из «ледяного плена»
Познавательная деятельность:
-занятие «Зима»;
-рассматривание иллюстраций о зиме;
-наблюдения на прогулках.
Речевая деятельность:
-беседа «Зимние забавы»;
-чтение и заучивание стихов И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима».
Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.
Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участках горок и забавных построек. 1.Картотеки опытов.
2.Книги С.Сахарнова « По морям вокруг земли».
3. Иллюстрации.
Февраль
Тема «Снег и лед»
Цели:
1.Дать понятие о защитных свойствах снега.
2.Познакомить с загрязнением воды и снега.
3.Развивать речь и любознательность.
Задача:
Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха
1.В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
2.В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр
Речевая деятельность:
-чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;
-чтение стихов, пословиц,поговорок о снеге;
-беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве.
Изобразительная деятельность:
-рисование на тему «Зима пришла» ,»Снеговик»;
-лепка «Девочка в шубе»
Фотовыставка «Зимние развлечения».
2.Иллюстрации на тему «Зима»
3. Книжки-самоделки на тему «Зима»
Способы фиксации результатов исследования:
-зарисовка опытов;
-составление рассказов;
-подбор фотографий;
-коллективная аппликация «Снег и лед»
Март
Тема «Песок и глина»
Цели:
1.Познакомить детей с глиной и песком ,которые составляют основу почвы.
2.Рассказать о том, что почва, песок и глина -живые организмы.
3.Уточнить правила поведения в природе.
Задачи:
1.Подвести к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая.
2.Выяснить,что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.
3.Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхление, сыпучие, твердые. 1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.
2.Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.
3.Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины.
Игровая деятельность: игры с песком.
Изобразительная деятельность: лепка из глины.
Работа с родителями: выставка поделок из глины.
Песок, глина, палочки, лупа, дощечки, сито.
Апрель
Тема «Песок и глина»
Цели:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины
1. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.
2. Посалить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнивать. Трудовая деятельность: посадка фасоли.
Познавательная деятельность: экскурсия на огород.
1.Стаканчики с землей и глиной.
2.Семена фасоли.
3.Лупа.
Способы фиксации результатов исследования:
-составление паспорта роста фасоли;
-подбор иллюстраций;
-составление рассказов;
-аппликации
Май
Тема «Жизнь растений»
Цели:
1.Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений.
2.Помочь детям видеть красоту природы
1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах-с сухой и влажной ватой.
2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое - в светлое.
3. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой ( через некоторое время стебли окрасятся)
Познавательная деятельность: наблюдения за прорастанием семян.
Речевая деятельность:
-чтение произведений о весне;
-заучивание стихов.
Изобразительная деятельность: рисование первых весенних цветов.
Игровая деятельность:
-игры с природным материалом;
-дидактическая игра «Покажи стебель, листок, цветок». Схемы, модели роста растений.
Блюдца для проращивания семян.
Способы фиксации результатов исследования:
-зарисовка опытов;
-составление рассказов;
-фотовыставки;
-аппликации.