Костюрова Мария Викторовна
педагог-психолог
Клышова Анна Николаевна
Учитель-логопед
МАДОУ детский сад №7 «Колокольчик»
Краснодарский край, город-курорт Анапа
Работая с детьми с ОВЗ, педагоги сталкиваются в тем, что в силу имеющихся нарушений в развитии, дети зачастую с трудом включаются в процесс коррекционной работы. Неусидчивость, отвлекаемость, или, наоборот, вялость и инертность, снижение познавательного интереса, обуславливают низкую мотивацию к деятельности. Именно мотивация повышает успех коррекции, поэтому педагоги постоянно находятся в поиске новых, необычных форм работы, которые привлекли бы внимание ребенка, заинтересовали его и побудили вступить во взаимодействие с педагогом.
Такой находкой нам представляется зеркало, которое может быть использовано в работе как педагога-психолога, так и учителя-логопеда.
В дошкольный период у детей наблюдается активное развитие эмоций. На этом этапе они начинают глубже осознавать эмоции других людей, улучшают навыки саморегуляции своих чувств. Благодаря мимике, жестам, интонации и позе, дети становятся более чуткими к эмоциям окружающих. Поэтому работа с зеркалом является неотъемлемой частью коррекции психической сферы воспитанников.
В последнее время наблюдается рост числа детей, испытывающих трудности в психоэмоциональном развитии. Для дошкольников характерны такие проявления нарушений, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессия и повышенная тревожность. Эти факторы существенно осложняют их адаптацию и взаимодействие с окружающими.
Работа с зеркалом представляет собой эффективный психотехнический прием, который помогает развивать навыки осознания собственных эмоций и их адекватного выражения в социально приемлемой форме. Кроме того, этот прием способствует распознаванию и пониманию эмоций других людей.
На начальном этапе работы педагог-психолог проводит с детьми совместный анализ серии карточек, иллюстрирующих базовые эмоциональные состояния: радость, страх, грусть, интерес, стыд, вина. Дошкольники знакомятся с основными мимическими выражениями этих эмоций и повторяют их названия за педагогом.
Варианты игровых упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: понимания собственных эмоций, распознаванию эмоций других людей по невербальным сигналам, таким как мимика, способами выражения собственных чувств, а также совершенствованию навыков контроля над своими эмоциями
Индивидуальная работа:
1. Ребёнок располагается перед зеркалом. Психолог называет конкретную эмоцию и подробно описывает её внешние проявления – мимику, позу, взгляд человека, который испытывает данную эмоцию. Задача ребёнка, наблюдая за своим отражением, состоит в том, чтобы постараться адекватно воспроизвести названную эмоцию с помощью мимики и удерживать это выражение на протяжении нескольких секунд.
2. Ребёнку можно предложить посмотреть на своё отражение в зеркале и рассказать о себе и своём настроении. Также интересным вариантом будет создание пиктограммы из фетра или её рисование на бумаге.
3. Ребёнок выбирает карточку с изображением эмоции, после чего ему предлагается воспроизвести эту эмоцию перед зеркалом и понаблюдать за собой, либо создать изображение эмоции из фетра или нарисовать её.
4. Педагог-психолог читает ребёнку стихотворение или прозу, в которых описываются эмоции. Затем ребёнок отражает эти эмоции в зеркале, создаёт пиктограмму из фетра или рисует.
5. Педагог-психолог просит ребенка выбрать карточку с нарисованной эмоцией, а затем, смотрясь в зеркало, произнести фразу, которая соответствовала бы этому чувству. (например: «Очень приятно!»)
6. Ребенок рассказывает педагогу о своем настроении на данный момент или выбирает карточку и описывает эмоцию, не показывая ее педагогу. В это время педагог создает пиктограмму из фетра или зарисовывает ее на листе бумаги. После этого ребенок оценивает, насколько точно было выполнено задание.
Очень интересная в этом плане игра «Вылеплялки». Игра проводится с использованием большого зеркала, которое может быть установлено на подставке, так и зафиксировано на стене. В процессе этой игры ребенок развивает навыки распознавания эмоций на лицах других людей и учится выражать свои собственные чувства с помощью мимики.
В начале игры, педагог-психолог предлагает ребенку проявить свои чувства посредством выражения лица: изобразить, как он выглядит, когда испытывает гнев, страх, радость и прочие эмоции. В случае, если у ребенка возникают сложности с выполнением данного задания, педагог показывает пример, который необходимо повторить. После того, как дошкольник освоит каждую «мимическую маску» и запомнит название соответствующей эмоции, можно приступать ко второй фазе игры.
Перед зеркалом располагается ребенок, в то время как психолог формирует на его лице руками мимическое выражение изучаемой эмоции. Цель для ребенка – определить, какое именно чувство пытается передать психолог. После этого участники могут поменяться ролями: теперь ребенок создает мимику, а педагог старается ее интерпретировать.
В конце занятия психолог-педагог объясняет ребенку, что в моменты грусти он способен самостоятельно смоделировать улыбку при помощи рук и оценить свое отражение в зеркале, подчеркивая, что это может способствовать улучшению эмоционального состояния.
Зеркало широко может быть использовано в деятельности учителя-логопеда. Для этого можно использовать игру «Чудесное зеркало».
У логопедов зеркало используется довольно традиционно: артикуляционная и мимическая гимнастика. Но ведь зеркало можно использовать для решения очень многих логопедических задач, так как игры с зеркалом несут в себе большой потенциал! Кроме того, что зеркало дает возможность контролировать движения органов артикуляции, оно как бы перемещает ребенка в другой мир, который находится по ту сторону, в котором все повторяется, где все наоборот. Не зная законов физики, ребенок удивляется эффектам, которые можно получить с помощью зеркала. Это завораживает, делает процесс игры необычным и удивительным. Зеркало дает возможность увидеть симметрию, явления умножения предметов. Складывая зеркала под углом, подобно тому, как они сложены в калейдоскопе, можно увидеть новые комбинации и количества. Цилиндрическое зеркало превращает размытое пятно на бумаге (анаморфное изображение) в целостную картинку. Искаженное зеркало меняет форму предмета, делая его длинным, коротким, высоким, низким, широким, узким и т.д. Для ребенка это все ново и необычно, это захватывает, вовлекая его в процесс работы, стимулируя повторять, рассказывать, считать, развиваться.
Для игры необходимо использовать не обычные жесткие стеклянные зеркала, а мягкие, гнущиеся, безопасные. Она представляет собой четыре скрепленных между собой зеркала, располагающихся в линию. Конструкция может складываться в виде гармошки, в треугольную или четырехугольную призму, в зависимости от задач. На обороте зеркальных поверхностей помещены картинки с отрабатываемыми звуками. В комплекте есть мелкие предметы, предметные и сюжетные картинки, анаморфные изображения, необходимые для работы.
Игра решает задачи практически всех сторон речи, начиная от речевого дыхания и заканчивая развитием связной речи. На зеркало можно подуть холодным (губки в трубочку), и теплым воздухом (рот широко открыт). Оно запотеет, и на нем можно рисовать: буквы, схематичные картинки на отрабатываемый звук и т.д. Глядя в зеркало, ребенок контролирует движения органов артикуляционного аппарата при гимнастики, а так же движения мимических мышц, узнает, показывает и называеи эмоции.
Ребенок определяет, что умеет делать зеркало: отражать лицо, картинки, предметы, и т.д. Используя эти свойства, логопед решает ряд коррекционных задач: называние отраженных предметов или картинок при автоматизации звуков, построение фраз с согласованием числительных с существительными: «На столе лежит одна лодка, а вместе с отражением получилось две лодки». Если зеркало сложить под углом гранями, то в них будут уже два отражения: «Была одна лошадка, а стало четыре лошадки», и т.д. Зеркало можно приложить к половинке картинки, и тогда вместе с отражением получится целостное изображение, нужное для отработки звука или описания предмета.
Зеркало может пускать солнечные зайчики. Наведя зайчик на нужную картинку или предмет, ребенок его называет. В зеркале можно увидеть то, что находится за спиной ребенка, что он не может в данный момент видеть. Ребенок держит зеркало перед своим лицом и называет, описывает что отражается за его спиной. Зеркало может гнуться, тем самым изменяя изображение. При изменении формы зеркала изменяется и искажается отражение предмета в нем. Это свойство можно использовать, например, при работе над антонимами: «Был длинный карандаш, а стал короткий. Была высокая коробочка, а стала низкая. Был толстый человечек, а стал худой», и т.д.
Конструкцию из зеркал можно сложить в трехгранную или четырехгранную призму по принципу калейдоскопа. Положив внутрь предмет, ребенок видит множество его отражений: «Я положил один мячик, а стало много мячиков!»
Если свернуть зеркало в цилиндр, то можно рассмотреть, что изображено на анаморфных (деформированных) изображениях. Побуждая ребенка назвать их в отражении зеркала, логопед так же решает ряд коррекционных задач, будь то предметная картинка, которую нужно назвать, или же сюжетная, которую нужно описать, назвав все персонажи и их действия. Выкладывание на поверхности зеркала разноцветных кристаллов завораживает ребенка. Это учит его ориентироваться на плоскости, выкладывать ритмические ряды, развивает творческое воображение. По количеству определенных кристаллов ребенок называет слоги или слова с отрабатываемым звуком, описывает свой узор. При всех видах манипуляций с зеркалом логопед может давать любые речевые задания, исходя из поставленных коррекционных задач.
Использование игры «Чудесное зеркало» в работе с детьми с ОВЗ показало высокую заинтересованность воспитанников, повышение мотивации к занятию, что способствует достижению более высоких результатов логопедической работы. Дети с удовольствием играют с зеркалом, занятие становится более длительным и интересным, снижается утомляемость воспитанников. Игра позволяет решить множество речевых задач, начиная развитием мелкой и артикуляционной моторики, и заканчивая развитием связной речи. Использование данной игры на занятиях показали высокую мотивацию детей к деятельности, а, значит, и улучшение результатов логопедической коррекции.
Таким образом, зеркало дает педагогам большие возможности в решении поставленных коррекционных задач. Как педагог-психолог, так и учитель-логопед широко могут использовать в работе свойства зеркала. Хочется также отметить, что данные игры могут взять на вооружение и другие специалисты, а также родители.