ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Костюрова Мария Викторовна
педагог-психолог

Клышова Анна Николаевна
Учитель-логопед
МАДОУ детский сад №7 «Колокольчик»
Краснодарский край, город-курорт Анапа


Работая с детьми с ОВЗ, педагоги сталкиваются в тем, что в силу имеющихся нарушений в развитии, дети зачастую с трудом включаются в процесс коррекционной работы. Неусидчивость, отвлекаемость, или, наоборот, вялость и инертность, снижение познавательного интереса, обуславливают низкую мотивацию к деятельности. Именно мотивация повышает успех коррекции, поэтому педагоги постоянно находятся в поиске новых, необычных форм работы, которые привлекли бы внимание ребенка, заинтересовали его и побудили вступить во взаимодействие с педагогом.
Такой находкой нам представляется зеркало, которое может быть использовано в работе как педагога-психолога, так и учителя-логопеда.
В дошкольный период у детей наблюдается активное развитие эмоций. На этом этапе они начинают глубже осознавать эмоции других людей, улучшают навыки саморегуляции своих чувств. Благодаря мимике, жестам, интонации и позе, дети становятся более чуткими к эмоциям окружающих. Поэтому работа с зеркалом является неотъемлемой частью коррекции психической сферы воспитанников.
В последнее время наблюдается рост числа детей, испытывающих трудности в психоэмоциональном развитии. Для дошкольников характерны такие проявления нарушений, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессия и повышенная тревожность. Эти факторы существенно осложняют их адаптацию и взаимодействие с окружающими.
Работа с зеркалом представляет собой эффективный психотехнический прием, который помогает развивать навыки осознания собственных эмоций и их адекватного выражения в социально приемлемой форме. Кроме того, этот прием способствует распознаванию и пониманию эмоций других людей.
На начальном этапе работы педагог-психолог проводит с детьми совместный анализ серии карточек, иллюстрирующих базовые эмоциональные состояния: радость, страх, грусть, интерес, стыд, вина. Дошкольники знакомятся с основными мимическими выражениями этих эмоций и повторяют их названия за педагогом.
Варианты игровых упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: понимания собственных эмоций, распознаванию эмоций других людей по невербальным сигналам, таким как мимика, способами выражения собственных чувств, а также совершенствованию навыков контроля над своими эмоциями
Индивидуальная работа:
1. Ребёнок располагается перед зеркалом. Психолог называет конкретную эмоцию и подробно описывает её внешние проявления – мимику, позу, взгляд человека, который испытывает данную эмоцию. Задача ребёнка, наблюдая за своим отражением, состоит в том, чтобы постараться адекватно воспроизвести названную эмоцию с помощью мимики и удерживать это выражение на протяжении нескольких секунд.
2. Ребёнку можно предложить посмотреть на своё отражение в зеркале и рассказать о себе и своём настроении. Также интересным вариантом будет создание пиктограммы из фетра или её рисование на бумаге.
3. Ребёнок выбирает карточку с изображением эмоции, после чего ему предлагается воспроизвести эту эмоцию перед зеркалом и понаблюдать за собой, либо создать изображение эмоции из фетра или нарисовать её.
4. Педагог-психолог читает ребёнку стихотворение или прозу, в которых описываются эмоции. Затем ребёнок отражает эти эмоции в зеркале, создаёт пиктограмму из фетра или рисует.
5. Педагог-психолог просит ребенка выбрать карточку с нарисованной эмоцией, а затем, смотрясь в зеркало, произнести фразу, которая соответствовала бы этому чувству. (например: «Очень приятно!»)
6. Ребенок рассказывает педагогу о своем настроении на данный момент или выбирает карточку и описывает эмоцию, не показывая ее педагогу. В это время педагог создает пиктограмму из фетра или зарисовывает ее на листе бумаги. После этого ребенок оценивает, насколько точно было выполнено задание.
Очень интересная в этом плане игра «Вылеплялки». Игра проводится с использованием большого зеркала, которое может быть установлено на подставке, так и зафиксировано на стене. В процессе этой игры ребенок развивает навыки распознавания эмоций на лицах других людей и учится выражать свои собственные чувства с помощью мимики.
В начале игры, педагог-психолог предлагает ребенку проявить свои чувства посредством выражения лица: изобразить, как он выглядит, когда испытывает гнев, страх, радость и прочие эмоции. В случае, если у ребенка возникают сложности с выполнением данного задания, педагог показывает пример, который необходимо повторить. После того, как дошкольник освоит каждую «мимическую маску» и запомнит название соответствующей эмоции, можно приступать ко второй фазе игры.
Перед зеркалом располагается ребенок, в то время как психолог формирует на его лице руками мимическое выражение изучаемой эмоции. Цель для ребенка – определить, какое именно чувство пытается передать психолог. После этого участники могут поменяться ролями: теперь ребенок создает мимику, а педагог старается ее интерпретировать.
В конце занятия психолог-педагог объясняет ребенку, что в моменты грусти он способен самостоятельно смоделировать улыбку при помощи рук и оценить свое отражение в зеркале, подчеркивая, что это может способствовать улучшению эмоционального состояния.
Зеркало широко может быть использовано в деятельности учителя-логопеда. Для этого можно использовать игру «Чудесное зеркало».
У логопедов зеркало используется довольно традиционно: артикуляционная и мимическая гимнастика. Но ведь зеркало можно использовать для решения очень многих логопедических задач, так как игры с зеркалом несут в себе большой потенциал! Кроме того, что зеркало дает возможность контролировать движения органов артикуляции, оно как бы перемещает ребенка в другой мир, который находится по ту сторону, в котором все повторяется, где все наоборот. Не зная законов физики, ребенок удивляется эффектам, которые можно получить с помощью зеркала. Это завораживает, делает процесс игры необычным и удивительным. Зеркало дает возможность увидеть симметрию, явления умножения предметов. Складывая зеркала под углом, подобно тому, как они сложены в калейдоскопе, можно увидеть новые комбинации и количества. Цилиндрическое зеркало превращает размытое пятно на бумаге (анаморфное изображение) в целостную картинку. Искаженное зеркало меняет форму предмета, делая его длинным, коротким, высоким, низким, широким, узким и т.д. Для ребенка это все ново и необычно, это захватывает, вовлекая его в процесс работы, стимулируя повторять, рассказывать, считать, развиваться.
Для игры необходимо использовать не обычные жесткие стеклянные зеркала, а мягкие, гнущиеся, безопасные. Она представляет собой четыре скрепленных между собой зеркала, располагающихся в линию. Конструкция может складываться в виде гармошки, в треугольную или четырехугольную призму, в зависимости от задач. На обороте зеркальных поверхностей помещены картинки с отрабатываемыми звуками. В комплекте есть мелкие предметы, предметные и сюжетные картинки, анаморфные изображения, необходимые для работы.

Игра решает задачи практически всех сторон речи, начиная от речевого дыхания и заканчивая развитием связной речи. На зеркало можно подуть холодным (губки в трубочку), и теплым воздухом (рот широко открыт). Оно запотеет, и на нем можно рисовать: буквы, схематичные картинки на отрабатываемый звук и т.д. Глядя в зеркало, ребенок контролирует движения органов артикуляционного аппарата при гимнастики, а так же движения мимических мышц, узнает, показывает и называеи эмоции.
Ребенок определяет, что умеет делать зеркало: отражать лицо, картинки, предметы, и т.д. Используя эти свойства, логопед решает ряд коррекционных задач: называние отраженных предметов или картинок при автоматизации звуков, построение фраз с согласованием числительных с существительными: «На столе лежит одна лодка, а вместе с отражением получилось две лодки». Если зеркало сложить под углом гранями, то в них будут уже два отражения: «Была одна лошадка, а стало четыре лошадки», и т.д. Зеркало можно приложить к половинке картинки, и тогда вместе с отражением получится целостное изображение, нужное для отработки звука или описания предмета.

Зеркало может пускать солнечные зайчики. Наведя зайчик на нужную картинку или предмет, ребенок его называет. В зеркале можно увидеть то, что находится за спиной ребенка, что он не может в данный момент видеть. Ребенок держит зеркало перед своим лицом и называет, описывает что отражается за его спиной. Зеркало может гнуться, тем самым изменяя изображение. При изменении формы зеркала изменяется и искажается отражение предмета в нем. Это свойство можно использовать, например, при работе над антонимами: «Был длинный карандаш, а стал короткий. Была высокая коробочка, а стала низкая. Был толстый человечек, а стал худой», и т.д.

Конструкцию из зеркал можно сложить в трехгранную или четырехгранную призму по принципу калейдоскопа. Положив внутрь предмет, ребенок видит множество его отражений: «Я положил один мячик, а стало много мячиков!»
Если свернуть зеркало в цилиндр, то можно рассмотреть, что изображено на анаморфных (деформированных) изображениях. Побуждая ребенка назвать их в отражении зеркала, логопед так же решает ряд коррекционных задач, будь то предметная картинка, которую нужно назвать, или же сюжетная, которую нужно описать, назвав все персонажи и их действия. Выкладывание на поверхности зеркала разноцветных кристаллов завораживает ребенка. Это учит его ориентироваться на плоскости, выкладывать ритмические ряды, развивает творческое воображение. По количеству определенных кристаллов ребенок называет слоги или слова с отрабатываемым звуком, описывает свой узор. При всех видах манипуляций с зеркалом логопед может давать любые речевые задания, исходя из поставленных коррекционных задач.
Использование игры «Чудесное зеркало» в работе с детьми с ОВЗ показало высокую заинтересованность воспитанников, повышение мотивации к занятию, что способствует достижению более высоких результатов логопедической работы. Дети с удовольствием играют с зеркалом, занятие становится более длительным и интересным, снижается утомляемость воспитанников. Игра позволяет решить множество речевых задач, начиная развитием мелкой и артикуляционной моторики, и заканчивая развитием связной речи. Использование данной игры на занятиях показали высокую мотивацию детей к деятельности, а, значит, и улучшение результатов логопедической коррекции.
Таким образом, зеркало дает педагогам большие возможности в решении поставленных коррекционных задач. Как педагог-психолог, так и учитель-логопед широко могут использовать в работе свойства зеркала. Хочется также отметить, что данные игры могут взять на вооружение и другие специалисты, а также родители.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.