ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Шефер Ольга Викторовна
Педагог- психолог
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №22»
Оренбургская область, город Бугуруслан


Аннотация представлен системный подход по развитию творческих способностей старших дошкольников с применением методов и приемов арт терапии. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по развитию творческих способностей дошкольников.
Важным условием реализации стратегических целей нашей страны
является воспитание творческой, инициативной, самостоятельно мыслящей личности. Эта задача отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В частности, в соответствии с ФГОС ДО программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей не нова. Многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер , О.М. Дьяченко , Е.О. Смирнова , Г.А. Урунтаева и другие –признают период дошкольного детства наиболее благоприятным для развития творческих способностей. При этом считается, что художественная деятельность детей обладает большим потенциалом для развития творческих способностей. В то же время постоянно меняющиеся жизненные условия требуют поиска новых эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Одним из средств, которые не часто используются в целях развития творческих способностей дошкольников, является арт-терапия.
Искусство всегда неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт – терапия является закономерным. Это метод, который дословно можно перевести как «Лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир ребенка. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт – терапию в различных направлениях психологи, педагогики, и социальной работе. Спектр решаемых проблем неограничен. Различные техники арт- терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов и др. Но это не единственная возможность применения арт -терапии. Методы и приемы арт -терапии можно использовать для развития личности, для раскрытия внутреннего мира личности, для достижения гармонии. Техники арт -терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Не каждый может стать актером, художником, или певцом, но у всех есть желание и тяга к прекрасному, желание что то создать, создать что то неповторимое и уникальное. Творчество позволяет человеку и ребенку выразить свой внутренний мир через художественные образы.
А.И. Копытин приводят ряд преимуществ арт-терапии перед другими формами работы с детьми дошкольного возраста по развитию их творческих способностей:
‒ арт-терапевтическая работа не требует каких-либо особых способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
‒ арт-терапия, являясь по преимуществу средством невербального
общения, особенно ценна для тех детей, кто недостаточно владеет речью,
затрудняется в словесном описании своих мыслей;
‒ арт-терапевтическая работа чаще вызывает у детей положительные эмоции, которые способствуют развитию творческих способностей;
‒ арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала
ребенка, раскрытии широкого спектра его возможностей и «утверждения им
своего неповторимого способа самовыражения и бытия в мире»
Занятия по арт – терапии с детьми проходят в свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок получает одновременно удовольствие от занятия, раскрывает свои способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Для исследования уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет (26 человек ) были использованы:
‒ метод наблюдений за детьми в процессе занятий по изобразительной
деятельности ;
‒ методика «Круги» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой) , методика «Незаконченные рисунки » (вариант методики М.В. Ильиной). Назначение методики: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по критериям: способность к продуцированию разнообразных графических образов, способность к воссоздающему воображению.
Результаты диагностики показали, что детей с высоким уровнем творческих способностей 2 человека, 10 человек вошли в группу с низким показателем. У большинства дошкольников идеи рисунков однообразны. Также дети склонны повторять идеи своих прошлых рисунков или пользоваться идеями других –рисунки не отличаются оригинальностью. Такие результаты подтолкнули на поиск методов и приемов арт- терапии для развития творческих способностей у детей.
Виды арт- терапии, которые я использую в свое работе: изотерапия, сказко терапия, песочная терапия
Упражнение «Красивый рисунок»- групповое арт терапевтическое занятие. Для занятия потребуется ватман гуашь, ватные палочки, губки.
Дети располагаются вокруг стола и получают задание нарисовать красивый рисунок. Определяется, будут ли дети рисовать на своей части пространства или по всему листу- кто где захочет. Второй вариант более конфликтный и потребует контроля со стороны взрослого.
«Красивый рисунок» задание на развитие воображения и проявление фантазии, снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходиться много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активным или уступать.
«Мандала» или рисунок в круге- арт терапевтическое занятие.
Предлагается круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, мелками, акварелью. Рисунок может быть на заданную тему или на свободную. Существуют уже нарисованные мандалы и ребенок их раскрашивает, выбрав понравившуюся.
Мандала показательная вещь. Это как фокус, в котором сосредоточенна жизнь ребенка. Все расположенное в верхней части круга относиться к сознанию, а в нижней части к подсознанию.
Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению, сглаживают эмоционльные негативные эмоции.
Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния.
Для арт-терапии очень важна спонтанность, позволяющая человеку понять свои чувства, научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой. Для это широко используется новые стили рисования.
Люди бессознательно рисуют закорючки на полях в тетради во время урока, разговора по телефону или совещания, эти закорючки будут дудлами.
Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а может занимать огромный лист и продолжать его можно до бесконечности.
Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.
Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Бекка Крахула, автор книги «Зентангл», пишет: «При создании зентангла улучшается память, стимулируются творческие способности, поднимается настроение; зентангл успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе».
Дудлинг, как метод Арт-терапии, применяемый в работе педагога- психолога, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями.
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
• у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
• отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу; стимулируется творческий подход, развивается воображение;
• идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
• на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
• создается комфортный психологический климат;
• уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Литература
1.Киселева М.В. «Арт терапия в работе с детьми», - СПб: Речь.2007.- 160с.
2.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
3. Практикум по арт-терапии под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001- 443 с.
4.Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками автор составитель: Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова- Волгоград: Учитель, 2014.-95с.
5.Хухлаева О.Е. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки- Москва: Проспкт, 2017.-387с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.