Меркулов Сергей Юрьевич
Педагог-психолог
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнитель-ного образования «Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка»
Липецкая область, г. Елец
Профилактическое занятие «Конфликт и пути его разрешения»
Профилактическое занятие «Конфликт и пути его разрешения»
Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие дети про-сто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - та-ково содержание занятия.
Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.
Задачи:
• познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
• ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликт-ных ситуациях;
• применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эф-фективной коммуникации.
Участники: учащиеся 8-11 классов.
Количество участников: группы по 10-15 человек.
Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы
Структура занятия:
Занятие проводится в режиме тренинга.
Занятие рассчитано на 1час 30мин. – 2 часа.
Ход занятия
Организационный момент
В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выхо-дят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останав-ливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и но-вые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – совре-менная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. По-сле чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили за-дание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому побе-дителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия бу-дут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хоро-шо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы отно-симся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недо-понимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодей-ствия, которое характеризуется их противоборством на основе противопо-ложно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мо-тивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым усло-вием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодей-ствия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Работа в группах: обсуждение
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама раз-вернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
Итак, давайте рассмотрим структуру конфликта.
Определение основных структурных элементов конфликта
Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находя-щиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие кон-фликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в со-знании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкиваю-щие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Рассмотрим основные виды конфликтов:
№ п/п Основание классифика-ция Виды конфликтов Общая характеристика
1 Сферы проявле-ния конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические проти-воречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоре-чия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
2 Степень дли-тельности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие кон-фликты
Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотеку-щие конфликты
Слабовыраженные и быстроте-кущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей лично-сти, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтую-щих
Возникают при наличии глубоких противоречий
Связаны с не очень острыми противо-речиями, либо пассивностью одной из сторон
Связаны с поверхностными причина-ми, носят эпизодический характер
3 Субъекты кон-фликтного вза-имодействия Внутри личностные конфликты
Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа*Межгрупповые кон-фликты Связаны со столкновением противопо-ложно направленных мотивов лично-сти Субъектами конфликта выступают две личности
Субъекты конфликта' с одной стороны личность, а с другой— группа (микро-группа) Субъектами конфликта высту-пают малые социальные группы или микрогруппы
4 Социальные по-следствия Конструктивные конфликты
Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объ-ективные противоречия Способствуют развитию организации или другой со-циальной системы
В основе таких конфликтов, как пра-вило, лежат субъективные причины Они создают социальную напряжен-ность и ведут к разрушению социаль-ной системы
5 Предмет кон-фликта Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистич-ные(беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет
Не имеют предмета или имеют пред-мет, который является жизненно важ-ным для одного или обоих субъектов конфликта
- А какие конфликты в последнее время случались у вас?
- Какие чувства вы тогда испытывали?
- Что послужило возникновению данный конфликтов?
(Ответы детей)
Рассмотрим, основные причины, по которым могут возникать конфликты.
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъ-ектов социального взаимодействия, вызывают его.
- Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причи-ны:
- Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
- Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к эт-ническим группам и др.
- Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мо-тивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
- Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные пси-хологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти при-чины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
- неудовлетворенность условиями деятельности;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуа-циях, устранение которых является необходимым условием разрешения кон-фликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с дея-тельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Типы конфликтных ситуаций
Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанно-стей Нарушение трудовой дисциплины
Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров
Ошибки в организации контроля
Просчеты в планировании
Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкрет-ных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия
Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические осо-бенности личности Нарушение принятых в социальной группе пра-вил взаимоотношений
Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе
Неспособность принять адекватное решение
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "При-чиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Поговоримо собственном поведении в конфликтной ситуации и о стратегиях поведения в них.
Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придер-живается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформиру-ется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и осо-бенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его мо-рально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объектив-ные факторы: степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодей-ствии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; количество и каче-ство ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия пове-дения оппонента); оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий; временная и пространственная характеристики конфликта; принци-пиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противо-речия для субъекта конфликта.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому воз-можно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обу-словливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распро-страненная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание использует-ся на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или други-ми субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда прино-сит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значи-тельный ущерб одной из сторон конфликта.
Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и спокойно): Сядьте по-удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, под-ползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы отве-тили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуа-ции, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и чер-вячок».
Примеры ответов участников семинара.
Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем бо-лее, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людь-ми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать страте-гию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктив-ному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и уста-новлению сотрудничества обеих сторон.
Игра практикум.
Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из кон-фликта. Разделимся на группы. Раздать задания (выбираются наиболее типич-ные конфликтные ситуации).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой си-туации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское ува-жение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уро-ках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стыч-ки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – маль-чишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мо-бильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ру-гать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объ-яснить все родителям?
Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!
Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если из-бежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удоб-ное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не прини-маются, работайте над конфликтом самостоятельно. Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состоя-ние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.
Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвав-шие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой сто-роны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.
Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.
Следите за тем, что говорите:
- Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
- Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличива-ете ли вы?
- Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
- Будьте правдивы и делайте это с добром.
- Иногда бывает лучше и промолчать.
Нападайте на проблему, а не на человека.
-Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
- Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
- Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
- Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.
Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.
Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почув-ствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а да-ёт возможность продолжить диалог.
Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управ-ления конфликтом.
Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфлик-та. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.
Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.
Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признай-тесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.
Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и зай-мите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.
Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте. Конфликтная ситуация возникает по-тому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле орга-низовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не пой-мём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.
Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения кон-фликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся дру-гие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.
Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего про-тивника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устра-няет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуа-цию, не унижающие вас и вашего партнёра.
Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.
Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попро-буйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны кон-фликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.
Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения парт-нёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для разви-тия восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реа-гировать на меняющуюся ситуацию. Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.
Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сло-жившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Ис-пользуйте то, что прочитали выше.
Рекомендации участнику конфликтной ситуации
Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт.
1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.
К типичным искажениям восприятия относятся:
«Поиск соринки в глазу другого». Каждый из противников видит недо-статки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодо-ванием реагирует на его действия.
«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совер-шают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собствен-ные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает си-туацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представле-ние о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.
2. Основные условия конструктивного разрешения конфликтов – обще-ние. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов спра-виться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.
Задачи игры: помочь учащимся и учителям в осознании некоторых особенностей реальных отношений между учениками и их наставниками, в установлении взаимопонимания между ними и предотвращении нередко воз-никающих конфликтных ситуаций, особенно на начальных этапах обучения при переходе из начальной в основную школу и из основной в среднюю.
Описание проблем, на которые направлена данная игра.
При переходе из начальной в основную школу у детей и их наставников возникает множество организационных, учебных, психологических проблем. Среди них, на мой взгляд, немаловажное значение имеет проблема несовпаде-ния представлений пятиклассников об их новых учителях (воспитателях), трудности ориентировки во множестве разнообразных требований (каждый учитель – свой стиль, свои требования), а также недостаточное знание пси-хологических особенностей пятиклассников самими наставниками.
Аналогичные проблемы (разумеется, на совершенно ином уровне) могут возникнуть и при переходе из основной в среднюю школу, а также в других классах основной школы.
Предполагаемый психологический результат:
Достижение лучшего взаимопонимания между учениками и их учите-лями (воспитателями), взаимная корректировка представлений друг о друге, и возможных способов выхода из критических ситуаций.
Описание сюжетной канвы.
В ходе игры предполагается, что учителя (воспитатели) будут играть роль учеников, а дети – роль их наставников. С этих позиций они попытаются и сообща, и в индивидуальном порядке, найти конструктивный выход из раз-личных конфликтных ситуаций.
В результате игры участники совместно должны определить наиболее важные качества для ученика и для учителя, которые позволят им формиро-вать конструктивные взаимоотношения.
Время на игру.
Игра рассчитана на 1,5 – 2 часа.
Участники:
– возраст участников – учащиеся одного (5–10) класса (начало учебного года), учителя и воспитатели этого класса;
– размер группы – класс делится на группы по 5–7 учеников + группа из 5–7 учителей (воспитателей) ;
– в качестве ведущего выступает психолог, его пмощником может быть клас-сный руководитель.
Результаты игры используются при составлении программы психоло-го-педагогической адаптации данного класса к обучению в основ-ной (средней) школе.
Сценарий игры.
№ эта-па Время на проведе-ние Содержание каждого этапа Задачи, решае-мые на каждом этапе Материалы, необходи-мые для проведения этапа.
1.
5–7 мин. Формирование команд, объяс-нение психологом задач и сю-жета игры. Решение органи-зационных задач, мотивация на иг-ру. Игра прово-дится в клас-сной комнате данного клас-са.
2. 10 мин. Все участники кратко выписы-вают на листочках по 5 самых важных, по их мнению, качеств учителя(воспитателя) и по 5 самых важных качеств ученика, которые позволят детям и взрослым эффективно трудить-ся вместе. Выявление ожи-даний детей и взрослых относи-тельно друг друга Листы бума-ги, ручки.
3. 3–5 мин. Команды учеников “превраща-ются” в учите-лей(воспитателей), команда взрослых – в учеников.
В каждой команде выбирается старший, который будет орга-низовывать подготовку к про-игрыванию ситуаций и помо-гать ведущему (у взрослых это может быть классный руково-дитель данного класса). Организация ко-манд для ролевого проигрывания си-туаций
4.
45–60 мин.
Командирам в случайном по-рядке раздаются инструкции с кратким описанием той или иной учеб-ной (внеучебной) ситуации и заданием : подготовить к про-игрыванию “ученика” (для ко-манды реальных взрослых) или “учителя” (для команд детей). Например, ученик часто опаз-дывает на уроки. Сегодня он в очередной раз опоздал, потому, что заходил в медпункт за таб-леткой.
В каждой проигрываемой ситу-ации участвует подготовлен-ный игрок из одной команды (в приведенном примере – это опоздавший ученик) и кто-либо из противоположной коман-ды (в приведенном примере это – учитель), которому придется действовать без подготовки, т.е. так, как в реальной жизни.
При обсуждении каждой про-игранной ситуации всякий предлагающий более удачный вариант поведения ученика или учителя, должен не просто ска-зать о нем словами, но и пока-зать на деле, т.е. проиграть. В ходе таких обсуждений, веду-щий с помощью других участ-ников игры может кратко фик-сировать на доске, какие чело-веческие качества способство-вали удачному решению кон-фликтных ситуаций. Создание условий для выработки конструктивных форм взаимодей-ствия в кон-фликтных ситуа-циях, уточнение человеческих ка-честв, способ-ствующих удач-ному решению сложных ситуа-ций
Карточки с различными ситуациями, классная дос-ка, мел.
5.
15–20мин. Общее обсуждение (в дискусси-онной форме), в ходе которого еще раз обосновываются наиболее важные для совмест-ной работы качества учите-ля(воспитателя) и ученика. Корректировка ожиданий взрос-лых и детей друг относительно друга. Классная доска, мел.
6. 7–10 мин. Всем участникам игры предла-гается выписать на листочке по 5 самых важных качеств учени-ка и учителя, необходимых для их совместной работы.
По изменившимся (или не из-менившимся) к концу игры представлениям ее участников, ведущий может судить об эф-фективности проведенной иг-ры. Создание условий для взаимопони-мания всех участ-ников игры Бумага, руч-ки, классная доска, мел.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА:
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зо-ну, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необ-ходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты бы-ли.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных пу-тей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».
Притча про собаку — Зеркало
В очень давние времена один король построил себе большой дворец. Дворец тот был весьма необычный. Внутри он был покрыт зеркалами. Всего его стены, потолки и полы были зеркальными.
Однажды во дворец забежала собака. Озираясь по сторонам, она увиде-ла, как со всех сторон на нее смотрят собаки, множество собак. Собаки были повсюду. Но она была разумной собакой, поэтому просто оскалилась на вся-кий случай, чтобы испугать их и защитить себя. Окружающие собаки оскали-лись в ответ. Тогда она зарычала – они ответили ей тем же.
Теперь собака не сомневалась – ее жизнь в опасности, и залаяла. Собаки не уходили, поэтому она стала лаять отчаянно, изо всех сил. Миллионы со-бак также отчаянно лаяли в ответ. И чем больше лаяла собака, тем больше они ей отвечали.
Утром во дворце нашли несчастную собаку мертвой. А ведь она была одна, дворец был пуст, только зеркала окружали ее… миллионы зеркал. Она испугалась своего отражения, она вступила в борьбу со своим отражением. Она погибла в отчаянной борьбе с миллионами своих собственных отраже-ний…