ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Маторкина Марианна Эдуардовна
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 34 пгт.Джубга МО Туапсинский район

 

«Ни шагу назад, ни шагу на месте,
лишь только вперёд и только все вместе!»
«В любое дело нужно вложить душу
и тогда результат удовлетворит не только тебя,
но и окружающих».


Я - счастливый человек! Родилась ещё в советское время, посещала советский детский сад, училась в советской общеобразовательной и музыкальной школах, окончила педагогическое училище, потом Вуз, который пожелала моя душа. Я занимаюсь любимым, интересным делом. Я не могу даже чётко разграничить, где моё хобби, а где дело, которому я честно служу вот уже 40лет.
Работаю учителем – логопедом более 37 лет. Моей основной задачей является помощь детям с нарушениями в письменной и устной речи. На логопедическом пункте находятся дети с фонетическим дефектом, фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи, системным недоразвитием речи.
Обследование устной и письменной речи ребенка, происходит с помощью оценки и анализа его речевого развития. Так, в работе применяются пособия для логопедов и психологов, авторами которых являются Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина. Письменная речь ребенка изучается путем анализа его письменности и проверки скорости чтения, которая, в свою очередь, построена на исследованиях А.Н. Корнева.
Я - учитель-логопед – это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.
Самое главное в компетентности педагога в условиях введения ФГОС и педагогической деятельности – личность учителя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяют у ребенка уверенность в том, что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.
Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне на протяжении многих лет в познании профессии «Учитель-логопед». Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.
Мое педагогическое кредо хочу выразить словами, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:
- Постоянное самосовершенствование. Развиваемся мы – развиваются наши дети.
- Чтобы сделать детей счастливыми, надо сделать их здоровыми.
Учитывая слова Л. Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности», я постоянно работаю над развивающей средой логопедического кабинета, стараюсь «превратить» его в яркий сказочный мир, где в каждом уголке регулярно воплощаются интересные, познавательные, учебные, игровые и авторские пособия, сюрпризные моменты, игровые и развивающие стенды. Они помогают мне вызывать у детей нашей школы яркие эмоции и создавать ситуацию успеха на занятиях.
Делая занятия уютными, насыщенными, самое большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на детей в соответствии с ФГОС.
Целью логопедических работ является поиск творческих сторон у ребенка и подготовка к стремлению и самореализации в жизни, с акцентом на важные аспекты жизни, такие как здоровье. Распространенными проблемами в речевом развитии являются проблемы моторикой, концентрацией внимания и слабой памятью. Таким образом, моей задачей является проведение комплексных коррекционных работ, которые будут включать дыхательную гимнастику, развитие психических функций и другие упражнения, в соответствии с ФГОС.
Такие упражнения помогают мне на разных этапах коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, карточек артикуляционных, пальчиковых гимнастик и игр на развитие правильного дыхания.
Комплекс оздоровительно - коррекционной работы с такими детьми, подразумевает развитие моторных и интеллектуальных функций, образование кинестетической основы артикуляторных движений, а также развитие эмоционально - волевой сферы, для формирования незакомплексованной личности ребенка.
В своей работе я применяю различные методы для сохранения здоровья ребенка, которые используются на разных этапах наших занятий.
Первостепенным этапом в моей работе является организация рабочего процесса, с помощью положительного настроя и рабочей атмосферы. Основными упражнениями в этом этапе работы, являются:
1. Упражнение «Цепочка дружбы», которое помогает настроиться на работу и развеять положительный настрой в группе. Дети встают в круг и потирают ладони, тем самым чувствуя тепло и передавая его своему соседу. Нужно дать понять, что положительный настрой на работу очень важен.
2. Следующим упражнением является так называемая «Прогулка в лес». Упражнение начинается с прочтения загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?». После этого применяются релаксационные упражнения, детям необходимо представить теплое время года и потянуться к солнышку, тем самым убрав напряжение в теле. Затем, необходимо показать напряжение и сжаться в комочек. Повторить действия. Благодаря контрастности упражнения, можно снять накопившееся напряжение и продолжить коррекционную работу.
3. Применение психофизической гимнастики улучшает работу лицевых мышц и развивает подвижность артикуляционного аппарата. Использование психофизических упражнений помогает детям развивать воображение, справляться с возникающей двигательной неловкостью и проявлять свое настоящее «я».
Следующий этап - развитие движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе работы применяется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности и укрепление мышц, участвующих в речевом процессе.
Для улучшения процесса постановки звуков у детей, я использую метод биоэнергопластики, который отвечает за тесное взаимодействие жестов и речи.
А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко в своих работах пришли к тому, что синхронность рук и артикуляционного аппарата, помогают усовершенствовать естественное распределение биоэнергии в организме человека.
Мои занятия начинаются с упражнения «Птенчики», суть которого заключается в том, чтобы научить ребенка правильно открывать рот при произношении некоторых звуков. Данное упражнение выполняется с нарастающим темпом и на каждое действие выделяется пять секунд. Дети наблюдают за моей жестикуляцией, тем самым тренируя синхронность взаимодействия жестов с артикуляционным аппаратом.
Таким образом, следует отметить, что использование биоэнергопластики, способствует исправлению дефектов в произношении звуков у детей, имеющих нарушения кинестетических ощущений.
Физминутка в перерывах между занятиями, способствует концентрации ребенка для перехода к следующим видам занятий, где применяются технологии для сохранения здоровья ребенка, в соответствии с нормами ФГОС.
Основными задачами на занятиях является: снять напряжение у детей, осуществить эмоциональную разрядку, приложить усилия для улучшения общей моторики ребенка, а также структурировать порядок взаимодействия моторики и речевого аппарата.
В своей работе я активно применяю кинезиологические методы, которые позволяют выявить скрытые способности у детей. Кинезиологические упражнения являются системой движений, которые способны развивать нервные волокна, которые позволяют полушариям передавать информацию иработать синхронно. Использование в работе кинезиологических методов, позволяет улучшить внимание, память, моторику и речь ребенка. Такие упражнения уменьшают утомляемость ребенка и дают возможность контролировать этот процесс самостоятельно.
Прогресс в способностях к обучению и контроль своих эмоций - следствие удачной работы с интегративной функцией мозга у наших учащихся.
По мнению И.П. Павлова, мысли человека заканчиваются движением. В связи с этим, мыслительный процесс большинства людей улучшается при физических повторяющихся действиях. Двигательная активность является фундаментом нейропсихологической коррекционно - развивающейся программы, поэтому важно применять все вышеупомянутые упражнения для работы с детьми.
Также, на моих занятиях проводится ряд упражнений, которые нормализуют гипертонус и гипотонус, улучшают ритмику организма, развивают самодисциплину и самоконтроль, а также улучшают восприятие информации.
В завершении коррекционной работы, необходимо зафиксировать у детей положительные эмоции. Если работа была индивидуальной, необходимо похвалить ребенка и задать хорошее настроение на дальнейшие встречи. У детей должно возникать желание прийти наследующую встречу с накопленным багажом мотивации и уверенности в себе, поэтому на занятиях следует поддерживать детей даже тогда, когда у них что-то не получается.
В соответствии с ФГОС, использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, является прогрессирующем шагом в образовательном процессе. Применение компьютерных программ на моих занятиях, способствует повышению мотивации у детей и служит оптимизирующим средством всего рабочего процесса.
При работе с ИКТ, необходимо учитывать следующие нормы СанПиН:
- применение новейших моделей ПК;
- взаимодействие с ПК на протяжении короткого времени не более двух раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз в процессе работы с ПК.
Применяя компьютерные технологии в своей коррекционной работе с детьми, мне удалось сделать следующие выводы:
- с развитием технологий, компьютер является неотъемлемой частью в процессе коррекционных работ;
- ИКТ повышает мотивацию ребенка к коррекционным работам, что способствует появлению прогресса в данной работе;
- рост самооценки ребенка, путем внедрения системы поощрений через компьютерных героев.
Таким образом, использование компьютерных технологий помогает учителю при подготовке к занятию. Также, благодаря высокой скорости получения информации, появляется больше времени на занятиях для проведения коррекционных работ.
Ещё в своей педагогической деятельности работаю с учащимися над проектами.
Я, как автор статьи, опубликовала проект внеклассного занятия по духовно-нравственному развитию детей под названием «Игра-путешествие по сказкам».
Подготавливая данный проект, моей задачей является:
- развивать у детей умение работать в команде;
- прививать детям желание читать сказки не только для себя, но и для других, особенно для малышей;
- проводить физминутки, тренинги, опираясь на знания детьми разных подвигов русского народа;
- учить детей четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
- обогащать детей знаниями и прививать любовь к народному фольклору.
Целью данного проекта является привить детям художественно - эстетические черты личности и помочь в формировании художественных способностей. Также, необходимо пробудить у детей творческий потенциал и развить пластические качества психики, что поможет выражать себя через проявление творческой индивидуальности.
Работа выстраивается таким образом: вначале я мотивирую детей на участие в игре-путешествии, на то, что игра будет командной, на умение постоять за интересы команды, подставить своё плечо своим товарищам, не подводить команду: не выкрикивать ответы, если не уверен в их правильности. Спокойно реагировать на оценки жюри.
Во время занятий провожу тренинги психологические и на внимание, что концентрирует и активизирует детей, воспитывает желание работать в социуме, быть лучшим среди товарищей.
Связывая с информационными технологиями современности, ориентирую учащихся на высказывание Константина Федина, что « Русские сказки -зашифрованное послание наших предков».
Результат работы выглядит следующим образом:
- учащиеся стараются выразительно читать тексты, читать их по ролям;
-умеют определить главную мысль (мораль) произведения;
-учатся делать выводы из поступков людей в предложенных им ситуациях;
-проявляют заметный интерес к народному русскому фольклору;
-привыкают работать в команде;
-дети самостоятельно выделяют лидера из команды и могут оценить его поведение;
-совершенствуется знание свойств русского языка;
-у учащихся формируются мировоззренческие установки, определённая картина мира;
-жизненные алгоритмы сказок дают представление детям о том, чему они учат и чем отличаются русские сказки от других сказок;
-знакомятся с символикой чисел в русских сказках;
-опираясь на русскую символику чисел в сказках, изучают русские пословицы с приведением чисел, дают расшифровку пословиц;
-этот проект был очень интересен детям, потому, что были развлечения, которые воспитывали ловкость и умения;
-здоровьесберегающие моменты этого проекта прививают любовь к зарядке, отжимание, подготовка и желание физически совершенствоваться.
Сказки - источник правильного, здорового и гармоничного воспитания детей.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:
- сказки помогают детям выбирать правильное решение, которое пригодится им в дальнейшей взрослой жизни;
- сказки учат тому, что нельзя опускать руки и терять надежду;
- прожитые чувства и эмоции учат детей адаптироваться к реальным условиям жизни;
- сказки помогают детям перебарывать свои страхи и верить в свои силы.
Применяя в своей работе данные методы и технологии, могу сказать, что я занимаюсь любимым, интересным делом. Я - счастливый человек!

конкурсы для логопедов и дефектологов «Логопедический стандарт»

Используемая литература:

Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспита¬телей. – СПб : КАРО, 2005г. - 96 с. - (Серия «Популярная лого¬педия»).
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001г-336с.
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: «Феникс», СПб: союз» 2004.-224с.
В.М.Репина. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. ОИПЦ «Перспективы образования» г.Краснодар, 1998г.-196
И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001г-256с.
С.Г.Щевченко. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999- 136с.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.