Маторкина Марианна Эдуардовна
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 34 пгт.Джубга МО Туапсинский район
«Ни шагу назад, ни шагу на месте,
лишь только вперёд и только все вместе!»
«В любое дело нужно вложить душу
и тогда результат удовлетворит не только тебя,
но и окружающих».
Я - счастливый человек! Родилась ещё в советское время, посещала советский детский сад, училась в советской общеобразовательной и музыкальной школах, окончила педагогическое училище, потом Вуз, который пожелала моя душа. Я занимаюсь любимым, интересным делом. Я не могу даже чётко разграничить, где моё хобби, а где дело, которому я честно служу вот уже 40лет.
Работаю учителем – логопедом более 37 лет. Моей основной задачей является помощь детям с нарушениями в письменной и устной речи. На логопедическом пункте находятся дети с фонетическим дефектом, фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи, системным недоразвитием речи.
Обследование устной и письменной речи ребенка, происходит с помощью оценки и анализа его речевого развития. Так, в работе применяются пособия для логопедов и психологов, авторами которых являются Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина. Письменная речь ребенка изучается путем анализа его письменности и проверки скорости чтения, которая, в свою очередь, построена на исследованиях А.Н. Корнева.
Я - учитель-логопед – это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.
Самое главное в компетентности педагога в условиях введения ФГОС и педагогической деятельности – личность учителя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяют у ребенка уверенность в том, что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.
Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне на протяжении многих лет в познании профессии «Учитель-логопед». Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.
Мое педагогическое кредо хочу выразить словами, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:
- Постоянное самосовершенствование. Развиваемся мы – развиваются наши дети.
- Чтобы сделать детей счастливыми, надо сделать их здоровыми.
Учитывая слова Л. Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет способности», я постоянно работаю над развивающей средой логопедического кабинета, стараюсь «превратить» его в яркий сказочный мир, где в каждом уголке регулярно воплощаются интересные, познавательные, учебные, игровые и авторские пособия, сюрпризные моменты, игровые и развивающие стенды. Они помогают мне вызывать у детей нашей школы яркие эмоции и создавать ситуацию успеха на занятиях.
Делая занятия уютными, насыщенными, самое большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на детей в соответствии с ФГОС.
Целью логопедических работ является поиск творческих сторон у ребенка и подготовка к стремлению и самореализации в жизни, с акцентом на важные аспекты жизни, такие как здоровье. Распространенными проблемами в речевом развитии являются проблемы моторикой, концентрацией внимания и слабой памятью. Таким образом, моей задачей является проведение комплексных коррекционных работ, которые будут включать дыхательную гимнастику, развитие психических функций и другие упражнения, в соответствии с ФГОС.
Такие упражнения помогают мне на разных этапах коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, карточек артикуляционных, пальчиковых гимнастик и игр на развитие правильного дыхания.
Комплекс оздоровительно - коррекционной работы с такими детьми, подразумевает развитие моторных и интеллектуальных функций, образование кинестетической основы артикуляторных движений, а также развитие эмоционально - волевой сферы, для формирования незакомплексованной личности ребенка.
В своей работе я применяю различные методы для сохранения здоровья ребенка, которые используются на разных этапах наших занятий.
Первостепенным этапом в моей работе является организация рабочего процесса, с помощью положительного настроя и рабочей атмосферы. Основными упражнениями в этом этапе работы, являются:
1. Упражнение «Цепочка дружбы», которое помогает настроиться на работу и развеять положительный настрой в группе. Дети встают в круг и потирают ладони, тем самым чувствуя тепло и передавая его своему соседу. Нужно дать понять, что положительный настрой на работу очень важен.
2. Следующим упражнением является так называемая «Прогулка в лес». Упражнение начинается с прочтения загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?». После этого применяются релаксационные упражнения, детям необходимо представить теплое время года и потянуться к солнышку, тем самым убрав напряжение в теле. Затем, необходимо показать напряжение и сжаться в комочек. Повторить действия. Благодаря контрастности упражнения, можно снять накопившееся напряжение и продолжить коррекционную работу.
3. Применение психофизической гимнастики улучшает работу лицевых мышц и развивает подвижность артикуляционного аппарата. Использование психофизических упражнений помогает детям развивать воображение, справляться с возникающей двигательной неловкостью и проявлять свое настоящее «я».
Следующий этап - развитие движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе работы применяется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности и укрепление мышц, участвующих в речевом процессе.
Для улучшения процесса постановки звуков у детей, я использую метод биоэнергопластики, который отвечает за тесное взаимодействие жестов и речи.
А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко в своих работах пришли к тому, что синхронность рук и артикуляционного аппарата, помогают усовершенствовать естественное распределение биоэнергии в организме человека.
Мои занятия начинаются с упражнения «Птенчики», суть которого заключается в том, чтобы научить ребенка правильно открывать рот при произношении некоторых звуков. Данное упражнение выполняется с нарастающим темпом и на каждое действие выделяется пять секунд. Дети наблюдают за моей жестикуляцией, тем самым тренируя синхронность взаимодействия жестов с артикуляционным аппаратом.
Таким образом, следует отметить, что использование биоэнергопластики, способствует исправлению дефектов в произношении звуков у детей, имеющих нарушения кинестетических ощущений.
Физминутка в перерывах между занятиями, способствует концентрации ребенка для перехода к следующим видам занятий, где применяются технологии для сохранения здоровья ребенка, в соответствии с нормами ФГОС.
Основными задачами на занятиях является: снять напряжение у детей, осуществить эмоциональную разрядку, приложить усилия для улучшения общей моторики ребенка, а также структурировать порядок взаимодействия моторики и речевого аппарата.
В своей работе я активно применяю кинезиологические методы, которые позволяют выявить скрытые способности у детей. Кинезиологические упражнения являются системой движений, которые способны развивать нервные волокна, которые позволяют полушариям передавать информацию иработать синхронно. Использование в работе кинезиологических методов, позволяет улучшить внимание, память, моторику и речь ребенка. Такие упражнения уменьшают утомляемость ребенка и дают возможность контролировать этот процесс самостоятельно.
Прогресс в способностях к обучению и контроль своих эмоций - следствие удачной работы с интегративной функцией мозга у наших учащихся.
По мнению И.П. Павлова, мысли человека заканчиваются движением. В связи с этим, мыслительный процесс большинства людей улучшается при физических повторяющихся действиях. Двигательная активность является фундаментом нейропсихологической коррекционно - развивающейся программы, поэтому важно применять все вышеупомянутые упражнения для работы с детьми.
Также, на моих занятиях проводится ряд упражнений, которые нормализуют гипертонус и гипотонус, улучшают ритмику организма, развивают самодисциплину и самоконтроль, а также улучшают восприятие информации.
В завершении коррекционной работы, необходимо зафиксировать у детей положительные эмоции. Если работа была индивидуальной, необходимо похвалить ребенка и задать хорошее настроение на дальнейшие встречи. У детей должно возникать желание прийти наследующую встречу с накопленным багажом мотивации и уверенности в себе, поэтому на занятиях следует поддерживать детей даже тогда, когда у них что-то не получается.
В соответствии с ФГОС, использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, является прогрессирующем шагом в образовательном процессе. Применение компьютерных программ на моих занятиях, способствует повышению мотивации у детей и служит оптимизирующим средством всего рабочего процесса.
При работе с ИКТ, необходимо учитывать следующие нормы СанПиН:
- применение новейших моделей ПК;
- взаимодействие с ПК на протяжении короткого времени не более двух раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз в процессе работы с ПК.
Применяя компьютерные технологии в своей коррекционной работе с детьми, мне удалось сделать следующие выводы:
- с развитием технологий, компьютер является неотъемлемой частью в процессе коррекционных работ;
- ИКТ повышает мотивацию ребенка к коррекционным работам, что способствует появлению прогресса в данной работе;
- рост самооценки ребенка, путем внедрения системы поощрений через компьютерных героев.
Таким образом, использование компьютерных технологий помогает учителю при подготовке к занятию. Также, благодаря высокой скорости получения информации, появляется больше времени на занятиях для проведения коррекционных работ.
Ещё в своей педагогической деятельности работаю с учащимися над проектами.
Я, как автор статьи, опубликовала проект внеклассного занятия по духовно-нравственному развитию детей под названием «Игра-путешествие по сказкам».
Подготавливая данный проект, моей задачей является:
- развивать у детей умение работать в команде;
- прививать детям желание читать сказки не только для себя, но и для других, особенно для малышей;
- проводить физминутки, тренинги, опираясь на знания детьми разных подвигов русского народа;
- учить детей четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
- обогащать детей знаниями и прививать любовь к народному фольклору.
Целью данного проекта является привить детям художественно - эстетические черты личности и помочь в формировании художественных способностей. Также, необходимо пробудить у детей творческий потенциал и развить пластические качества психики, что поможет выражать себя через проявление творческой индивидуальности.
Работа выстраивается таким образом: вначале я мотивирую детей на участие в игре-путешествии, на то, что игра будет командной, на умение постоять за интересы команды, подставить своё плечо своим товарищам, не подводить команду: не выкрикивать ответы, если не уверен в их правильности. Спокойно реагировать на оценки жюри.
Во время занятий провожу тренинги психологические и на внимание, что концентрирует и активизирует детей, воспитывает желание работать в социуме, быть лучшим среди товарищей.
Связывая с информационными технологиями современности, ориентирую учащихся на высказывание Константина Федина, что « Русские сказки -зашифрованное послание наших предков».
Результат работы выглядит следующим образом:
- учащиеся стараются выразительно читать тексты, читать их по ролям;
-умеют определить главную мысль (мораль) произведения;
-учатся делать выводы из поступков людей в предложенных им ситуациях;
-проявляют заметный интерес к народному русскому фольклору;
-привыкают работать в команде;
-дети самостоятельно выделяют лидера из команды и могут оценить его поведение;
-совершенствуется знание свойств русского языка;
-у учащихся формируются мировоззренческие установки, определённая картина мира;
-жизненные алгоритмы сказок дают представление детям о том, чему они учат и чем отличаются русские сказки от других сказок;
-знакомятся с символикой чисел в русских сказках;
-опираясь на русскую символику чисел в сказках, изучают русские пословицы с приведением чисел, дают расшифровку пословиц;
-этот проект был очень интересен детям, потому, что были развлечения, которые воспитывали ловкость и умения;
-здоровьесберегающие моменты этого проекта прививают любовь к зарядке, отжимание, подготовка и желание физически совершенствоваться.
Сказки - источник правильного, здорового и гармоничного воспитания детей.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:
- сказки помогают детям выбирать правильное решение, которое пригодится им в дальнейшей взрослой жизни;
- сказки учат тому, что нельзя опускать руки и терять надежду;
- прожитые чувства и эмоции учат детей адаптироваться к реальным условиям жизни;
- сказки помогают детям перебарывать свои страхи и верить в свои силы.
Применяя в своей работе данные методы и технологии, могу сказать, что я занимаюсь любимым, интересным делом. Я - счастливый человек!
конкурсы для логопедов и дефектологов «Логопедический стандарт»
Используемая литература:
Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспита¬телей. – СПб : КАРО, 2005г. - 96 с. - (Серия «Популярная лого¬педия»).
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001г-336с.
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: «Феникс», СПб: союз» 2004.-224с.
В.М.Репина. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. ОИПЦ «Перспективы образования» г.Краснодар, 1998г.-196
И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001г-256с.
С.Г.Щевченко. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999- 136с.