ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Половинкина Наталия Сергеевна
Педагог-психолог
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»
Россия, город Орел


Методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов и их родителей»

Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Психологические особенности личности спортсмена………………………………..4
3. Психологические особенности группового командообразования…………………..10
4. Эмоционально-волевая регуляция функциональных состояний спортсменов…….13
5. Спортивная мотивация…………………………………………………………………16
6. Отрицательные эмоциональные состояния в спорте………………………………...18
7. Стрессогенные состояния в спорте……………………………………………………22
8. Эмоциональное выгорание спортсменов и тренеров: причины, последствия, профилактика…………………………………………………………………………...25
9. Список литературы……………………………………………………………………..27
10. Приложение (стимульный материал для работы)…………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение
Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой личности спортсмена, как субъекта этой деятельности.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В связи с этим ежегодно с началом занятий в школе, в сентябре месяце начинается набор детей в различные секции и кружки. Одни виды спорта и секции пользуются популярностью у детей, а другие остаются мало замеченными.
Посещая занятия в спортивных объединениях во Дворце пионеров, наблюдая за работой педагогов и их взаимодействие с обучающимися, решила провести свое психологическое исследования, как разные виды спорта влияют на личность ребенка и как роль тренера сказывается на воспитание личности юного спортсмена.
Данное методическое пособие было разработано совместно с педагогом дополнительного образования кружка «Мультиспорт» Киреевым Игорем Ивановичем. Здесь представлены результаты психологического исследования юных спортсменов разного возраста, как спорт влияет на развитие психической активности обучающихся, их самочувствие и контроль, а так же на развитие нервно-психической устойчивости.
Это пособие адресовано педагогам спортивных секций и психологам образовательных учреждений для эффективного овладения методами и средствами психологической работы с маленькими спортсменами.

 

 

 

 

 

2. Психологические особенности личности спортсмена.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Структуру личности составляют:
- способность,
- темперамент,
-характер,
-волевые качества,
-эмоции,
-мотивация,
-социальные установки.
Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер – качества определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация — это переживания и побуждение к деятельности.
Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все её особенности и черты на 4 группы, образующие основные стороны личности:
1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкт, простейшие потребности);
3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов.
Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.
В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени, обусловливают поведение, отношение с другими людьми и с внешним миром.
В структуре характера человека можно выделить:
а) направленность;
б) особенности взаимодействия с окружающим миром;
в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности;
г) эмоционально-волевую динамику;
д) уровень интеграции различных свойств личности.
Характер человека приобретает свою социальную направленность с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.
Особенности личности спортсмена.
Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.
Спорт — это специфический деятельности. В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижении успеха или избегание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижении успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискую. На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям.
Главными из этих особенностей являются:
1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата;
3) систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
В психологическую структуру спортивной деятельности входят:
1) специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий;
2) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе;
3) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.
Для ребят занимающихся различными видами спорта характерны следующие психологические особенности:
✔ всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;
✔ высокая степень общей работоспособности организма;
✔ выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты и координированности движений;
✔ высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях; совершенная идеомоторика – способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
✔ разностороннее развитие процессов внимания – его объёма, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
✔ хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память;
✔ наглядно-действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором её результативности;
✔ разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания эмоциональных различных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями; положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;
✔ морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;
✔ такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
✔ способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.
Психологические особенности юных спортсменов.
Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс. Действительно, обучая, мы тренируем, а, тренируя, обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам. Обучение в спорте — это начальный этап овладения определённой системой знаний, период формирований практических умений и навыков. Основное содержание обучения – освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий. Тренировка — это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки – совершенствование технических приёмов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.
Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений – словом создавать их мировоззрение. Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование.
Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счёт максимального развития психических качеств, физических способностей и формирование положительных свойств личности спортсмена.
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:
 повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление и т. П.);
 активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.);
 развивать способность стимулировать волевые усилия;
 формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;
 воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
 разрабатывать индивидуальный стиль спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным особенностям спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;
 планомерно использовать средства контроля и учёта текущих результатов.
В рамках разработки методического пособия «Роль осознания в психологической подготовки детей к игровым видам спорта (теннис, пиклбол, бадминтон)» совместно с руководителем клуба «Мультиспорт» Киреевым Игорем Ивановичем, мною была проведена психологическая диагностика с обучающимися разного возраста и разного года обучения. Целью данного исследования было выявление уровня развития нервно-психической устойчивости на занятиях, эмоционального тонуса, психологического климата и уровня напряжения и тревожности при выполнении упражнений. В диагностике приняли участие 15 обучающихся.
При выявлении психических особенностей у обучающихся мною были применены такие методики, как:
1. Опросник САН (самочувствие - активность – контроль);
2. Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин);
3. Анализ оценки нервно-психической устойчивости (В.Ю. Рыбникова).

Результаты исследования психической активации детей на занятиях, то есть повышение уровня познавательной активности, внимания и эмоционального настроя показали, что у 51% обучающихся наблюдается высокий уровень развития; 16% обучающихся имеет среднюю оценку интереса и комфортности на занятиях; 10% - прослеживается по уровню эмоционального тонуса и 7% - низкий уровень напряжения.
Самые высокие баллы набрали такие психические состояния, как: «хорошее самочувствие» – 7 баллов; «активный и довольный на занятиях» – 6 баллов; «увлеченный и расслабленный» по 7 баллов; «испытывает спокойствие и имеет желание работать» - 6 баллов.
По результатам Опросника САН (самочувствие - активность – контроль) самый высокий балл набрали обучающиеся, у которых чаще всего доминирует хорошее настроение. 94% обучающихся испытывают на занятиях заинтересованность, повышенную работоспособность. 6% испытывают под конец занятий утомляемость.
При анализе оценки нервно-психической устойчивости – это способность сохранять позитивное психоэмоциональное состояние, устойчивую самооценку, самоконтроль поведения и морально-этические принципы в трудных ситуациях во время учебного процесса, у обучающихся был выявлен высокий уровня развития. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках на соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологические особенности группового командообразования
Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.
Социальная среда – сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения – группы.
Существуют понятия большие и малые группы:
а) большие – государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
б) малые – небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Следует различать физкультурные и спортивные группы. Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена на достижение высоких личных или командных результатов в смысле спортивной компетенции. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.
Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер – спортсмен) и по горизонтали (спортсмен – спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры.
Спортивный коллектив отличает здоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и настроениях, связанных с участием в общей деятельности коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбе между членами коллектива. Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен» - дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).
Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.
Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство — это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры.
Командообразование: основные принципы создания и сплочения команд.
Под словом «команда» скрывается определенная группа людей, которые при использовании различных навыков способны коллективно решать поставленные перед группой задачи.
На сегодняшний день командообразование признано одним из более эффективных инструментов, который помогает отдельным личностям и целым организациям добиваться желаемых результатов. Для достижения хороших результатов требуется профессиональный подход, знакомство с формами командообразования и правильное использование главных принципов.
К основным формам образования и сплочения команд относят различные корпоративные мероприятия (обучающие, спортивные, развлекательные, интеллектуальные и другие). Принципы командообразования могут меняться или быть дополнены новыми. Все зависит от требований к команде. Но основные принципы всегда неизменны.
К ним относятся:
 Формирование целей.
 Командное выполнение задачи.
 Индивидуальная ответственность перед командой.
 Стимуляция.
 Профессиональный рост.
 Креативность.
 Продуктивность.
Организация руководства зависит от профессиональной области, в которой работает команда, целей, перед нею поставленных, профессиональных навыков членов команды и много другого.
Принято выделять три основные формы управления:
1) команда управляется лидером;
2) каждый выполняет поставленную ему задачу, принятие решения возлагается на руководителя, мнения членов команды учитываются;
3) решения принимаются на общем совете группы с учетом мнения главных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Эмоционально-волевая регуляция функциональных состояний спортсменов
Для спортивной деятельности характерны:
а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;
б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции, — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивный коллектив в единое целое;
в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру
Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.
Способы управления эмоциями.
Эффективно себя зарекомендовало направление по управлению эмоциями, связанное с созданием условий жизни и деятельности, позволяющих не доводить себя до крайних эмоциональных состояний. Речь идет об управлении экстенсивной составляющей общей эмоциональности — эмоциогенными ситуациями. Первый способ — распределение эмоций — заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них.
Рассмотрим направленность волевой регуляции.
Мышечные напряжения – волевые усилия, связанные с мышечными напряжениями, направлены на то, чтобы заставить себя совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные, мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо.
Преодоление утомления и чувства усталости – волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.
Соблюдение режима – волевые усилия, связанные с соблюдением режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда еще не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведенного на это занятие.
Преодоление опасности и риска – волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска. Их особенность — сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр.
Рассмотрим направленность эмоциональной регуляции.
Выполнение опасных физических упражнений – переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях.
Ход спортивной борьбы – формирует эмоциональную напряженность, связанную с ожиданием результата и неопределенностью. Напряженность отражает большие усилия, направленные на достижение победы и по своей интенсивности намного превышает те эмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневной деятельности.
Эстетические чувства – связаны с восприятием красоты движений в данном виде спорта, с восприятием внешней обстановки, ее торжественность, красивое внешнее оформление места занятий, форма, в которую одеты участники, присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность. Все это создает приподнятое эмоциональное состояние и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность.
Нравственные чувства – связаны с осознанием общественного значения своей спортивной деятельности и ответственностью. Ответственность перед коллективом, тренером и т. Д. являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. К эмоциональному регулированию относится процессы, посредством которых человек влияет на возникающие эмоции, время их возникновения и то, как он переживает и выражает эти эмоции.
Спортсмены используют ряд стратегии для регуляции эмоций, в числе которых:
✓ Отвлечение;
✓ Переключение внимания;
✓ Переосмысление;
✓ Постановка целей;
✓ Внутренний диалог (самовнушение);
✓ Воображение;
✓ Расслабление;
✓ Вытеснение из сознания (подавление).
Факторы, влияющие на эмоциональную регуляцию.
- Продолжительность совместной работы. По мере увеличения времени существования команды и совместной работы спортсмены используют стратегии более активно и более сдержаны в проявлении своих эмоций.
- Групповая динамика и сплоченность. Тамминен и Крокер говорят о том, что успех команды связан с навыками межличностного общения. Чем более сплоченная, тем больше это способствует эмоциональной регуляции как каждого ее члена отдельно, так и между партнерами.
- Контекст. Соревнования, разбор после игры или общение один на один. В контексте соревнования спортсмены старались больше контролировать свои эмоции, и наоборот, в разборе после матча или в общении один на один спортсмены могли позволить выпустить себе пар. Одна из причин была в том, чтобы произвести на соперника впечатление сплоченной команды и показать, что партнеры доверяют друг другу.
- Роли в команде. Роль лидера (капитана) возлагает на спортсмена дополнительную ответственность по регуляции эмоций, потому что его эмоциональное состояние передается партнерам по команде в первую очередь.
- Наличие поддержки за пределами команды. Часто наличие поддержки вне команды (муж, родители, психолог, друзья) стимулирует к тому, чтобы выразить эмоции именно им, а не партнерам по команде.

 

 

 

 

 

5. Спортивная мотивация
Мотивация к спорту — это заинтересованность в физической активности и здоровом образе жизни. Еще древние подметили, что в «здоровом теле здоровый дух».
Приемы помогающие мотивировать.
Стимулирование физической активности может приобретать противоположные очертания. С одной стороны – людей привлекают яркими картинками, описывающими все преимущества от здорового образа жизни. С другой стороны – обывателя запугивают негативными последствиями, которые имеют место в случае пассивности или пристрастия к вредным привычкам. Это могут быть изображения нездоровых на вид людей, которые не вызывают позитивных эмоций. Сочетание обоих методов оказывает еще более глубокое воздействие на психику человека.
Самая главная мотивация на спорт – личный пример мотиватора. Важнейший критерий, предопределяющий эффективность мотивации к спорту – появление отклика в душе. Пока стимул не возникнет на уровне подсознания, все мотиваторы окажутся бесполезными. Техники мотивации к спорту.
1. Поощрение. Если нужна мотивация для спорта, можно придумать поощрение, которое будет стимулировать к усердным занятиям. Иначе говоря – следует подкупить самого себя, прежде чем приниматься за остальные методы. Стоит придумать «бонус», который поможет настроиться на тренировки.
2. Напарники. Хороший эффект достигается от занятий спортом с кем-то еще. Это может быть один человек, либо целая группа тренирующихся. Их успехи станут отличной мотивацией к спорту. Любой, кто хоть раз пробовал групповые тренировки, скажет, что они намного больше заряжают энергией и энтузиазмом. Ощущая себя частью коллектива, человеку становится сложнее отказаться от занятий, поскольку он начинает осознавать определенную ответственность перед другими, привязанность к ним.
3. Пари. Особенно азартные люди могут выбрать в качестве мотивации к спорту пари. Достаточно поспорить, что будет достигнут определенный результат за конкретный промежуток времени.
4. Семейные традиции. Лучший вариант мотивации на спорт – пропаганда здорового образа жизни в семье. Если родители всерьез решили приобщить своего ребенка к спорту, они должны сами полюбить это занятие. Дети перенимают модель поведения своих пап и мам, а не задушевные беседы о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
5. Спортивное окружение.
6. Принцип «1 минуты». Любой новый навык можно развивать, начиная с одноминутной ежедневной практики. Затем к минуте прибавлять еще одну, вторую, третью. Такое неспешное совершенствование – хорошая мотивация к спорту.
7. Самовнушение. Один из радикальных способов мотивации к спорту – самовнушение. Когда поощрения не стимулируют, запугать самого себя не удается, а логические доводы кажутся не такими логичными, подойдет обычное «промывание» мозгов. Просто внушить самому себе необходимость посещения секции.
Виды спортивной мотивации: тренировочная и спортивная.
В спортивной мотивации можно выделить два базисных типа: тренировочную и спортивную. На первоначальном этапе занятий всегда главную роль играет тренировочная мотивация. Как дети, так и подростки, в основном, стараются улучшить свои физические возможности. Когда повышается качество их собственной спортивной деятельности, также растет и доля спортивной мотивации. И уже на этапе высшего спортивного мастерства главную роль начинает играть спортивная мотивация. На стадии специализации, которая характерна для спортивной школы, у подростка начинает появляться сильный и стойкий интерес к тому виду спорта, которым он начал заниматься. Целью его занятий становится не просто получение удовольствия от самого процесса, но и достижение все более и более значимых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Отрицательные эмоциональные состояния в спорте
Здоровье – это не только физическое благополучие, но и социальное, и, что важно для обсуждения данной темы, психическое благополучие.
Для поддержания психического благополучия спортсменов, необходимо знать, какие бывают психические состояния, вызванные спортивной деятельностью, а также их особенности. Данные знания будут способствовать предупреждению негативных состояний и поддержанию положительных. Спортсмены напрямую связаны с участием в соревнованиях, где они должны максимально показать свои способности и умения. Физическая работа на пределе своих возможностей формирует ситуацию, когда спортсмен должен регулировать свое состояние. Если физические нагрузки высоки, а спортсмен плохо справляется с регуляцией своего состояния, образуется большое психическое напряжение. Результатом такого напряжения является снижение эффективности выполняемой работы, ее дезорганизации, что приводит к проигрышу. Спортсмен ощущает снижение самоуверенности и депрессивное состояние.
Психическое состояние – это психическая деятельность в определенный момент времени, которая характеризует особенности протекания психических процессов, обусловленных как условиями внешней среды, так и индивидуальными особенностями самой личности.
Классификация психических состояний зависит от вида деятельности. Несмотря на это, можно выделить три составляющих элемента, которые применимы к любой деятельности:
• физический;
• эмоциональный;
• когнитивный.
Что касается конкретно спортивной деятельности, то можно отметить следующие психические состояния:
• тренировочные и соревновательные;
• пред- и послестартовые.
Тренировочные психические состояния, зачастую являющиеся разновидностью психического перенапряжения, делятся на острые (то есть вследствие конкретных занятий при конкретной нагрузке) и хронические (складываются в течение определенного времени и приобретают характер текущего состояния).
Среди форм острого перенапряжения существуют состояния, на которые влияют большие физические нагрузки («угроза отказа», «мертвая точка»), и состояния, на формирование которых влияют однообразные тренировки, а также упражнения, которые несут психическое утомление («монотония», «психическое пресыщение»).
Соревновательные психические состояния отличаются тем, что непосредственно сами соревнования характеризуются стрессовой ситуацией и необходимостью выполнения деятельности в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Негативные эмоции в соревновательной деятельности связаны с преждевременными мыслями спортсмена об удачном или неудачном исходе. Подобные эмоциональные переживания зачастую приводят к значительно большему расходу нервных ресурсов, чем реальные трудности соревнований.
Психические состояния, которые наступают перед и в начале соревнований, называются предстартовыми. Они возникают у всех спортсменов и вызваны предстоящим участием в соревнованиях как условно- рефлекторная реакция организма, которая готовит их к выполнению ответственной деятельности в условиях напряженной обстановки.
Предстартовое состояние вызвано определенными переживаниями спортсменом своего предстоящего участия в соревнованиях (эмоциональный компонент). Имеются такие виды предсоревновательных психических состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и самоуспокоенность.
Психические состояния, которые наблюдаются у спортсмена после соревнований, называются послесоревновательными. Такие состояния подразделяются на четыре вида:
1. Положительное отношение к результату: •при поражении – несмотря на неудачное выступление, спортсмен чувствует удовлетворенность результатом; •при победе – выступление удачное, спортсмен доволен своим результатом.
2. Негативное отношение к результату: •при поражении – спортсмен испытывает разочарование своим результатом в связи с плохим выступлением; •при победе – спортсмен не чувствует удовлетворения, несмотря на положительный результат.
Конкретизируя классификацию неблагоприятных психических состояний, выделим следующие, типичные для спортсменов состояния:
•состояние тревожности: часто встречающееся состояние у спортсменов, возникающее в момент ожидания старта и перед сложными упражнениями, которые предстоит выполнить впервые. Обычно появляется перед стартом, когда результаты соревнования имеют значимость, а исход предположить невозможно. Симптоматика состояния тревожности: наличие сомнений в результатах, замедленные двигательные реакции, нарушение дыхания, уменьшение объема и частоты дыхательных движений. Усугубление состояния тревожности может произойти из-за неуверенности спортсмена в себе;
•состояние страха: состояние, возникающее перед выполнением спортивных упражнений, характеризующихся опасностью выполнения (например, возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным соперником (бокс, борьба и т.д.). Симптоматика состояния: ускорение частоты сердечных сокращений, наличие побледнения или покраснения кожных покровов, расширенные зрачки, оцепенение, дрожь, проявление заторможенности. Также протекание состояния страха и его симптомы оказывают влияние личностные особенности спортсмена (свойства нервной системы, волевые качества).
•состояние монотонии: такому состоянию подвержены марафонцы, лыжники, конькобежцы, гребцы, штангисты, велосипедисты и т.д. Симптоматика монотонии: потеря интереса к тренировкам, быстрое наступление усталости, снижение внимания, неудовлетворенность, частая сонливость, реакция на ложные выпады противника;
•состояние психического пресыщения: данное состояние зачастую является как следствие монотонии, но также и бывают случаи, когда он возникает самостоятельно. Симптоматика состояния психического пресыщения: чрезмерная возбужденность, раздражительность, ощущение отвращения к выполняемой работе, уменьшение времени сложной реакции, снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, а также вентиляции легких и энергозатрат;
•состояние стресса: стресс, являющийся результатом участия спортсмена в соревновательной деятельности, представляет собой целостное комплексное психофизиологическое состояние личности. Оно проявляется в момент трудной ситуации и имеет связь с активным положительным отношением к деятельности, которую необходимо выполнить. Такое состояние имеет характерные особенности – сознательную ответственность и неспецифические вегетативные и эмоциональные изменения. При возникновении состояния стресса наблюдаются и положительные, и отрицательные сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса зависит от свойств нервной системы. Достижения спортсмена при наличии состояния стресса имеют связь со степенью развития стресса и силой нервной системы.
Эмоциональные состояния, в свою очередь, рассматриваются как совокупность психофизиологических явлений, где кроме двигательных реакций появляются разнообразные изменения в протекании процессов и связанные с разными проявлениями эмоций. Они отличаются индивидуальностью, полярностью, изменчивостью, целостностью. Могут различаться по следующим критериям:
• по уровню развития (глубокие или поверхностные);
• по характеру причин возникновения (личностные или ситуативные);
• по уровню осознанности (сознательные или неосознаваемые);
• по длительности проявления (длительные, текущие, оперативные);
• в зависимости от условий, их вызывающих (внешние, внутренние);
• в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки (оптимальные, кризисные состояния, пограничные состояния, психические состояния нарушенного сознания).
Преодоление отрицательных эмоциональных состояний в спорте.
Очень важно научить спортсмена умению хорошо владеть собой во время соревнований. Он не должен обнаруживать своих переживаний выражением лица, движением рук, словами. Умение задержать внешние реакции, характерные для эмоций, способствует к уменьшению остроты эмоциональных переживаний. Наоборот, необузданные внешние проявления гнева, злости, смакование своих огорчений нередко приводят к обострению этих эмоций. Необходимо учитывать и то, что эмоции могут заражать других людей. Поэтому, требуя от спортсмена ничем не обнаруживать своей досады, злости, растерянности и других чувств, вызванных неудачей, одновременно нужно поощрять проявление положительных эмоций.
Необходимо помочь спортсмену находить слова, наиболее удачно и обобщенно выражающие суть его стремлений, усилий. Нужно выработать у спортсмена здоровое, правильное отношение к поражению, заключающееся, в частности, в понимании того, что в конечном счете важнее всего показать себя мужественным борцом, отдающим общему делу коллектива все свои силы и способности. Молодого спортсмена после поражения нужно успокаивать убеждением, что достоин похвалы не только тот, кто выиграл, но и тот, кто с честью проиграл.
Не менее важным является поведение тренера, его такт в отношении спортсмена, совершившего неудачное действие или неудачно выступившего в соревнованиях и глубоко переживающего это. Для спортсмена, добросовестно борющегося за победу в соревнованиях, сама неудача уже является достаточным возмездием за совершенную ошибку, и всякое другое наказание является излишним и вредным.

 

 

 

 

 


7. Стрессогенные состояния в спорте.
Спортивная деятельность относится к экстремальным видам деятельности, предъявляющим к психике спортсмена высочайшие требования. Актуальность изучения стрессоустойчивости спортсменов состоит в том, что спортивная деятельность характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, обусловленных ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на высокие спортивные достижения в условиях усиливающейся конкуренции.
Г. Селье выделял три стадии проявления стресса: тревога, сопротивление и истощение.
Начало стресса рассматривается им как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы – понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. На этой стадии следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия – усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования.
Стресс – комплекс стереотипных неспецифических реакций, обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки.
Спортивная деятельность отличается рядом специфических особенностей:
1. Проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений.
2. Специальной систематической тренировкой, в процессе которой усваиваются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для занятий данным видом спорта физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, воля к победе и др.).
3. Достижением наивысших результатов в определенном виде физических упражнений.
4. Спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности.
5. Психологическими нагрузками в стрессовых ситуациях (предстартовая лихорадка, соревновательные страхи, переживание поражения). На развитие психологических особенностей личности спортсмена спорт оказывает особое влияние.
В соревновательном поведении спортсмена отчетливо проявляются специальные свойства личности. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества этого типа: – соревновательная эмоциональная устойчивость; – спортивная саморегуляция; – соревновательная мотивация; – стабильность – помехоустойчивость.
В настоящее время спортсменам приходится противостоять целому ряду факторов, которые можно разделить на две основные группы – предсоревновательные и соревновательные, так как, восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно.
1. Предсоревновательные стресс-факторы: – предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты; – конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье; – положение фаворита перед соревнованиями; – плохой сон за день или за несколько дней до старта; – плохое оснащение соревнований; – предыдущие неудачи; – завышенные требования; – длительный переезд к месту соревнований; – постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи; – незнакомый противник; – предшествующие поражения от данного противника.
2. Соревновательные стресс-факторы: – неудачи на старте; – необъективное судейство; – отсрочка старта; – упреки во время соревнования; – повышенное волнение; – значительное превосходство соперника; – неожиданно высокие результаты соперника; – зрительные, акустические и тактильные помехи; – реакция зрителей; – плохое физическое самочувствие; – болевой финишный синдром, страх смерти.
Как показывает практика работы, связанная с психологическим обеспечением спортивной деятельности, молодые спортсмены отличаются сбалансированными нервными процессами возбуждения и торможения. Однако их психоэмоциональная нагрузка ведет к отклонению от средних величин показателей сердечного ритма, увеличивает высокочастотные и низкочастотные показатели частоты сердечных сокращений. Этот факт фиксирует влияние центрального контура регуляции на синусно-предсердный узел (скопление проводящих миоцитов, начальная часть проводящей системы сердца) в стрессовых ситуациях. Таким образом, психоэмоциональное напряжение активирует парасимпатические связи вегетативной регуляции, что проявляется в физиологической реакции на стресс.
Структура стрессоустойчивости спортсменов представлена, как системное свойство, проявляющееся в результате напряженной спортивной деятельности спортсменов, в процессе преодоления стресс-факторов в условиях соревнований.
Основу структуры стрессоустойчивости составляют блоки:
✔ психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций);
✔ волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность);
✔ особенности саморегуляции поведения (планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость, общий уровень саморегуляции поведения);
✔ мотивация (мотивация стремления к успеху).
Также выделяют профессиональные стресс факторы — стрессоры, которые встречаются в профессиональной деятельности и зависят от её специфики и условий труда, и бытовые стресс факторы — стрессоры, встречающиеся в повседневной жизни. Группа внешних стресс — факторов:
1) Стрессоры, связанные с межличностным, межгрупповым взаимодействием, коммуникацией и информацией (упрёки тренера, давление со стороны болельщиков, провокации соперников, негативные комментарии в социальных сетях, отрицательные публикации;
2) Стрессоры, связанные с организационно-бытовыми ситуациями и условиями проведения соревнований (задержка старта, некачественный сервис, плохое место проведения соревнований, ненастная погода и т.д.)
3) Стрессоры, связанные с тренировочно — соревновательным процессом (утомительные тренировки, сложная турнирная ситуация, высокий результат соперников, ошибочное технико-тактическое действие и т.д.) Исходя из понятия, что стресс — это неспецифическая реакция организма на стрессогенные условия — стрессоры, следует, что она имеет своё проявление в организме человека.

 

 

 

 

 

8. Эмоциональное выгорание спортсменов и тренеров: причины, последствия, профилактика
Главная причина эмоционального выгорания — конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия.
Симптомы эмоционального выгорания могут возникнуть у обычных людей, без каких бы то ни было патологических проблем. Это реакция не на острый, а на хронический стресс. Стресс может повлиять на тренировку, однако нельзя не отметить тот факт, что тренировочный и соревновательный стресс неодинаково действуют на разных спортсменов.
«Выгорание» включает психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от активности в ответ на чрезмерный стресс или неудовлетворенность. Если спортсмен «перегорел», то уход от условий стресса является неизбежным, т. К. выгорание предполагает психологическое и эмоциональное истощение.
Постоянное стремление к победе и круглогодичный цикл тренировочной и соревновательной деятельности — главные причины перетренированности и «выгорания» спортсменов.
В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций. Е. Махер представляет перечень симптомов эмоционального выгорания: - усталость, утомление; - бессонница; - негативное отношение к людям; - негативное отношение к самой работе; - раздражительность, тревожность, беспокойство; - депрессия, переживание чувства вины.
Профессия тренера одна из таких профессий, где на специалиста ложится огромный груз ответственности по воспитанию гармонично развитой личности, с учетом индивидуальных, типологических и возрастных особенностей. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.
Если вы замечаете в себе признаки потери мотивации к работе, то предлагаем вашему вниманию:
1. Аспект – Ограничьте работу рабочим временем.
2. Аспект – Сделайте рабочее время максимально эффективным.
3. Аспект – Станьте самым главным для самого себя.
В заключении всей проделанной работы, можно сказать что теннис влиять на психологическое развитие детей следующим образом:
• Развитие настойчивости. Для достижения успеха на теннисном корте обучающемуся необходимо постоянно тренироваться, улучшать свои навыки и не сдаваться при первом же неудачном ударе.
• Развитие стрессоустойчивости. Постоянные соревнования, неудачи и победы научат детей эффективно справляться со стрессом, не терять самообладание и продолжать двигаться к своей цели.
• Развитие самодисциплины. Регулярные тренировки, соблюдение расписания, правильный режим дня формируют у обучающихся навык ставить перед собой цели, придерживаться плана и добиваться результатов.
• Развитие самоконтроля. Умение контролировать свои эмоции, реакции и поведение на корте поможет ребёнку лучше понимать себя и окружающих, что важно для успешного общения и взаимодействия в обществе.
Также занятия теннисом учат достойно проигрывать и выигрывать, в ребёнке появляется здоровый дух соперничества и спортивный азарт, который помогает стать более целеустремлённым и успешным во всех сферах жизни.
На основе проделанной работы можно сказать, что в клубе «Мультиспорт» педагог с помощью грамотно построенных занятий стимулирует у обучающихся волевые усилия; формирует устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту; воспитывает высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства; разрабатывает индивидуальный стиль спортивной деятельности и максимально соответствует индивидуальным особенностям обучающихся и способствует его эффективной деятельности.
С психологической точки зрения и применения представленных методик (см. приложение 1-3) , можно сказать, что теннис способствует еще и высокому уровню нервно-психической устойчивости юных спортсменов; развивает эмоционально-волевую регуляцию функциональных состояний; наблюдается развитие спортивной мотивации.

 

 

 

 

 

 


Список литературы
1. Багадирова С. К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учебное пособие / С.К. Багадирова. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2015. – 148 с.
2. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теории личности»): учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2011. - 165с.
3. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теории личности»): учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2 / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2012.
4. Бен-Шахар, Тал Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь / Тал Бен-Шахар; пер. с англ. А. Домини. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 239 с.
5. Бубличенко М. Наиболее эффективные техники расширения сознания.М.:2012.- 109с.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с.
7. Государев Н.А. Так становятся чемпионами (комментарии психолога). М.: Физкультура и спорт,1989. — 190 с.
8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм и доп. – Спб.: Свет, 1997. – 608 с.
9. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. Учебнометодическое пособие. СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006.-48 с.
10. Даттон К. Флипноз. Искусство мгновенного убеждения (покет), 2018. 416 с.
11. Журавлев Д. В., Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. – М., 2009. – 120 с.
12. Заболотько А.А. Уверенность: теория и практика. – Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2021. – 560 с.
13. Куринный С.Л. Сила воли или сила привычки, 2017. – 171 с. 7. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология. Глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала, Москва: "Смысл", 2001.
14. Куттер Петер Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. Перевод с немецкою С.С. Панкова. - СПб.: Б.С.К., 1998- 198с
15. Мануэль Дж. Смит Тренинг уверенности себя – СПб.: «Речь», 2001. - 144 с.
16. Огородова, Т. В. Акмеологические основы педагогической деятельности: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. –116 с.
17. Огородова, Т.В. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 120 с.
18. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: Издательство "МедиаЛабПроект", 2008. - 114 с.
19. Спиридонов, Н. И. Самовнушение, движение, сон, здоровье / Н. И. Спиридонов. – Москва: Физкультура и спорт, 1975.– 88 с.
20. Тарарина Е. Самосаботаж. Книга с характером / Е. Мэйси, Трэвис Ультрамышление. Психология сверхнагрузок / Трэвис Мэйси при участии Джона Хэнка; пер. с англ. Натальи Беловой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 256 с.
21. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
22. Терри Добсон: Айкидо в повседневной жизни: Практика решения конфликтных ситуаций; Издательство · София, 2004. – 256 с.
23. Тит Нат Хан. Бесстрашие. Мудрость, которая позволит вам пережить бурю. 2018. 192 с.
24. Уверенность в себе. Книга для работы над собой / Элис Мьюир; пер. с англ. Юлии Константиновой: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015. – 90 м.
25. Уэнди Салливан и Джуди Рэз Чистый язык и символическое моделирование. Эффективный коучинг через метафоры Издательство Велигор Москва 2011.- 185 с.
26. Филиппов С. Эволюция внутреннего состояния: Дневник саморазвития / Сергей Филиппов. — СПб., Вертекс, 2015. — 296 с.
27. Хибберд, Джессами. Эта книга поможет вам выспаться / Джессами Хибберд, Джо Асмар; [пер. с англ. И. Ю. Наумовой]. — Москва: Издательство «Эксмо», 2016.-99 с.
28. Хэдфилд, Сью Что тебя останавливает? / Сью Хэдфилд; пер. с англ. С. Кодаченко. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 105 с.
29. Шейнов В.П. Путь победителя. От неуверенности к успеху / В.П. Шейнов. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1
Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин)
Возраст: методика предназначена для людей старше 14 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам и рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц, учитывая динамичность психических состояний.
Назначение: методика предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака.
Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления измеренных пяти состояний между собой, а также полученных результатов с данными других исследований.

Бланк опросника
1 самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое
2 активный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный
3 рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 внимательный
4 радостный 3 2 1 0 1 2 3 грустный
5 усталый 3 2 1 0 1 2 3 отдохнувший
6 беззаботный 3 2 1 0 1 2 3 озабоченный
7 медлительный 3 2 1 0 1 2 3 быстрый
8 сосредоточенный 3 2 1 0 1 2 3 отвлекающийся
9 плохое настроение 3 2 1 0 1 2 3 хорошее настроение
10 бодрый 3 2 1 0 1 2 3 вялый
11 спокойный 3 2 1 0 1 2 3 раздраженный
12 желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 желание работать
13 полный сил 3 2 1 0 1 2 3 обессиленный
14 соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 соображать легко
15 безучастный 3 2 1 0 1 2 3 увлеченный
16 напряженный 3 2 1 0 1 2 3 расслабленный
17 выносливый 3 2 1 0 1 2 3 утомленный
18 равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 взволнованный
19 возбужденный 3 2 1 0 1 2 3 сонливый
20 довольный 3 2 1 0 1 2 3 недовольный

Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов проводится с помощью ключей для оценки конкретных психических состояний. В ключах в первой колонке находится номер признака (порядковый номер состояния в бланке), далее – рейтинговая шкала из бланка и присуждаемое за каждый ответ количество баллов. Например, признак № 5 – это состояния «усталый – отдохнувший». Если испытуемый оценил свое состояние в 3 балла ближе к полюсу «усталый», то получает оценку в 7 баллов, если в 2 балла – то 6 и т. д. Если он, напротив, оценил свое состояние ближе к полюсу «отдохнувший» в 3 балла, то ответу присуждается 1 балл, если в 2 балла – то 2 и т. д.
Оценка психической активации:
Ключи:

признака Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
3 2 1 0 1 2 3
5 7 6 5 4 3 2 1
10 1 2 3 4 5 6 7
12 7 6 5 4 3 2 1
Оценка интереса:

признака Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
3 2 1 0 1 2 3
3 7 6 5 4 3 2 1
8 1 2 3 4 5 6 7
15 7 6 5 4 3 2 1

Оценка эмоционального тонуса:

признака Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
3 2 1 0 1 2 3
1 1 2 3 4 5 6 7
4 1 2 3 4 5 6 7
14 7 6 5 4 3 2 1

Оценка напряжения:

признака Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
3 2 1 0 1 2 3
12 1 2 3 4 5 6 7
16 7 6 5 4 3 2 1
18 1 2 3 4 5 6 7

Оценка комфортности:

признака Баллы, присуждаемые за ответы в бланке
3 2 1 0 1 2 3
6 1 2 3 4 5 6 7
9 7 6 5 4 3 2 1
20 1 2 3 4 5 6 7

Баллы, набранные испытуемым, суммируются по каждой шкале. Полученные таким образом данные заносятся в протокол исследования:
Бланк протокола
Психическое состояние Оценка, баллы Степень выраженности
Психическая активация
Интерес
Эмоциональный тонус
Напряжение
Комфортность
Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов, низкая − от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой − при 3-8 баллах.
Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления пяти состояний между собой, а также сопоставления результатов с данными других исследований (анамнестических, психофизиологических, экспериментально- психологических и др.). Это сопоставление имеет конечной целью выяснить структурно-динамические, пространственные и временные, системные и другие характеристики и закономерности психических состояний человека в соответствии с конкретными задачами обследования.

 

 

 

Приложение 2
Опросник САН (Самочувствие – Активность – Настроение)
Инструкция: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
№ Оценка Баллы Оценка
1 Самочувствие хорошее 3210123 Самочувствие плохое x
2 Чувствую себя сильным 3210123 Чувствую себя слабым x
3 Пассивный 3210123 Активный
4 Малоподвижный 3210123 Подвижный
5 Веселый 3210123 Грустный x
6 Хорошее настроение 3210123 Плохое настроение x
7 Работоспособный 3210123 Разбитый x
8 Полный сил 3210123 Обессиленный x
9 Медлительный 3210123 Быстрый
10 Бездеятельный 3210123 Деятельный
11 Счастливый 3210123 Несчастный x
12 Жизнерадостный 3210123 Мрачный x
13 Напряженный 3210123 Расслабленный x
14 Здоровый 3210123 Больной x
15 Безучастный 3210123 Увлеченный
16 Равнодушный 3210123 Заинтересованный
17 Восторженный 3210123 Унылый x
18 Радостный 3210123 Печальный x
19 Отдохнувший 3210123 Усталый x
20 Свежий 3210123 Изнуренный x
21 Сонливый 3210123 Возбужденный
22 Желание отдохнуть 3210123 Желание работать
23 Спокойный 3210123 Взволнованный x
24 Оптимистичный 3210123 Пессимистичный x
25 Выносливый 3210123 Утомляемый x
26 Бодрый 3210123 Вялый x
27 Соображать трудно 3210123 Соображать легко
28 Рассеянный 3210123 Внимательный
29 Полный надежд 3210123 Разочарованный x
30 Довольный 3210123 Недовольный x

Обработка и интерпретация: Х: Эти пункты обрабатываются в обратном порядке: 7 6 5 4 3 2 1 балл.
При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.
Вариант 1. Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
— Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.
— Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.
— Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Интерпретация: Средний балл шкалы равен 4.
Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого. Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0—5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.
Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30. Интерпретация: 1—3 балла — человек, у которого преобладает плохое настроение
3,5—4,5 балла — человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.
5—7 баллов — человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 


Приложение 3
Анкета оценки нервно-психической устойчивости (В.Ю. Рыбников)
Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 86 вопросов. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.
1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
2. Меня легко переспорить.
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю.
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.
8. У меня никогда не было столкновений с законом.
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).
10. Иногда я говорю неправду.
11. Я впечатлительнее большинства других людей.
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
16. Я легко теряю терпение с людьми.
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
21. В игре я предпочитаю выигрывать.
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
27. В моей семье есть очень нервные люди.
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
31. Я часто подшучиваю над друзьями.
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.
42. Я бы предпочел работать с женщинами.
43. Счастливей всего я бываю, когда я один.
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
47. Я человек нервный и легковозбудимый.
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.
49. Бывает, что я сержусь.
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.
55. Человек я подвижный.
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.
62. Голова у меня болит часто.
63. Я вел неправильный образ жизни.
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
75. Думаю, что я человек обреченный.
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.
81. Иногда меня подводят нервы.
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом пожалею.
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
Обработка результатов:
Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных "ключей". При совпадении с ключом начисляется 1 балл.
Ключи
Наименование шкал Кол-во вопросов Содержание
ответов Порядковые номера высказываний, соответствующих шкале
Шкала искренности 15 «Нет» (-) 1,6,10,12,15,19,21,26,33,38,44,49,52,58,61
Шкала нервно-психической
устойчивости 71 «Да» (+) 2,3,5,7,9,11,13,14,16,18,20,22,25,27,28,29,31,
32,34,36,37,39,40,42,43,45,47,48,51,53,54,
56,57,59,60,62,63,65,66,67,68,69,70,71,72,73,
74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86
«Нет» (-) 4,8,17,24,30,35,41,46,50,55,64
Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. «ключ» накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов ,которые видны через прорези в «ключе». Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.
Затем подсчитывается количество совпадений с «ключом» по шкала нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в «стены»
Таблицы перевода "сырых" баллов в стены
Первичные показатели
по шкале НПУ 41 и более 40-35 34-29 28-21 20-16 15-10 9-6 5-4 3-2 1-0
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Интерпретация результатов
Характеристика уровней нервно-психической устойчивости
Стены Заключения и рекомендации Прогноз
1 Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках Неблагоприятный
2
3 Удовлетворительная НПУ – характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности Благоприятный
4
5
6 Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках
7
8
9 Высокая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции
10

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.