Сказкотерапия как метод гармонизации личности
Юрьева Елена Викторовна
Педагог-психолог
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Москва
Сказкотерапия — это направление в психотерапии и психологии, которое использует сказки, метафоры и истории для гармонизации личности, решения внутренних конфликтов и развития эмоционального интеллекта. Этот метод подходит как для детей, так и для взрослых, поскольку сказки затрагивают глубинные слои психики и помогают человеку лучше понять себя, свои чувства и поведение. Сказки и истории работают через метафоры, которые позволяют человеку увидеть свои проблемы со стороны, не испытывая страха или сопротивления. Сказка создает безопасное пространство для выражения чувств и переживаний, так как она воспринимается как что-то далекое от реальности. Сказки понятны людям любого возраста и уровня образования.
Работа со сказками стимулирует творческое мышление и помогает находить нестандартные решения проблем. Сказки помогают выразить и осознать свои чувства, особенно если человек затрудняется говорить о них напрямую. Например, через сказку можно проработать страх, гнев, обиду или тревогу. Сказки часто содержат сюжеты, где герой сталкивается с трудностями и находит выход. Это помогает человеку увидеть возможные пути решения своих проблем.
Через идентификацию с героями сказок человек может почувствовать себя сильным, умным, способным справляться с трудностями. Сказки передают важные жизненные уроки, такие как доброта, честность, смелость, уважение к другим. Сказки обращаются к архетипам и символам, которые находятся в коллективном бессознательном. Это помогает человеку лучше понять свои глубинные мотивы и страхи.
К методам сказкотерапии относят чтение и обсуждение сказок - человек читает или слушает сказку, а затем обсуждает ее с психологом или в группе. Важно обращать внимание на то, какие эмоции вызывает сказка, с каким героем человек себя ассоциирует. Также специалиты могут предложить сочинить сказку, и придумывая свою сказку, человек отражает в ней свои переживания, страхи или желания. Это помогает выразить то, что трудно сказать словами.
Часто психологи работают с готовыми сказкам и подбирает сказку, которая соответствует проблеме клиента. Например, сказки о преодолении страхов, о дружбе, о любви к себе. Также в работе используется прием когда после прочтения или сочинения сказки человек рисует ее героев или сюжет. Это помогает визуализировать свои эмоции и лучше понять их.
Сказкотерапия широко используется психологами в работе с дошкольниками и школьниками. Сказки помогают детям справляться со страхами (например, страх темноты или разлуки с родителями). Они учат детей взаимодействовать с другими, делиться, быть добрыми и справедливыми. Сказки помогают подросткам справляться с кризисом идентичности, находить свои ценности и цели. Они могут быть полезны для работы с конфликтами в семье или школе.
А взрослым сказки помогают осознать свои внутренние конфликты, например, между "хочу" и "должен". Могут быть использованы для работы с травмами, страхами и ограничивающими убеждениями.
Преимущества сказкотерапии – этот метод подходит для любого возраста, не требует специальной подготовки от участников, работает на глубинном уровне, затрагивая подсознание. Способствует развитию творческого мышления и воображения, помогает мягко и безопасно проработать сложные темы.
Сказкотерапия — это уникальный метод, который помогает гармонизировать личность, решать внутренние конфликты и находить новые пути развития. Через метафоры и символы сказки позволяют человеку лучше понять себя, свои эмоции и поведение, а также найти ресурсы для преодоления трудностей. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми, но также может быть полезен для подростков и взрослых. Если вы хотите попробовать сказкотерапию, начните с чтения или сочинения сказок, которые резонируют с ваши
ми переживаниями, и обратите внимание на то, какие чувства и мысли они у вас вызывают.