ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Николаевич Юлия Михайловна
воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Тополек» село Дефановка
муниципального образования Туапсинский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №11 «ТОПОЛЕК» С.ДЕФАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

 

 

ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
Ознакомления дошкольников средней группы с сезонными явлениями природы в процессе игровой деятельности

 

 

Выполнила:
воспитатель
МБДОУ ДС № 11 "Тополек"
Николаевич Ю.М.

 

 

 


с.Дефановка

Актуальность: обусловлена тем, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатляло, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирка и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.
Проблема: наблюдения природы, беседы по картинам, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы природоведческого содержания осуществляется без игры. Знания дети получают посредством прямого воздействия взрослого.
Цель проекта: процесс организация ознакомления с природой посредством дидактической игры
Задачи проекта:
1.Раскрыть аспект организации ознакомления с природой посредством дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста
2.Провести мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных явлениях
3.Разработать и апробировать систему педагогической работы по ознакомлению старших дошкольников с сезонными явлениями природы посредством дидактических игр
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Срок реализации: учебный год
Участники: специалисты ДОУ, воспитатель, воспитанники, родители.
Необходимый материал: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно- печатные игры; словесные игры, создание уголка "Играем с природой".
Ожидаемый результат:
-Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечис¬ляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процес¬сов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребнос¬тями).
-Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или яв¬лений, может объяснить наблюдаемые в природе зако¬номерности, привести примеры.
Проект реализуется в следующих образовательных областях: познавательное развитие (игры), социально-коммуникативное (взаимодействие воспитателя и детей на занятиях и в играх), художественно-творческое развитие (закрепление полученных знаний на занятиях по ИЗО деятельности), физическое развитие (физкультминутки, пальчиковые игры).
Работа с родителями:
-проведение консультаций: «Как знакомить дошкольников с сезонными явлениями природы»
-проведение выставки по сезонам "Осень золотая", "Здравствуй, гостья зима", "Весна-красна", "Лето красное"
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
• консультирование родителей;
• наблюдение за деятельностью детей;
• выделение целей и задач;
• создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
• работа с детьми;
• взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный:
• подведение итогов реализации проекта;
• соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
I этап – подготовительный:
В начале учебного года была проведена педагогическая диагностика уровня знаний о сезонных явлениях природы детей средней группы. Для определения уровня знаний о сезонных явлениях природы детей средней группы, мы разработали критерии по материалам методике В.Г. Фокиной, О.М. Газина «Дошкольное управление» № 12, 2008. Диагностика природоведческих знаний детей средней дошкольного возраста в приложении 1.
В результате проведения мониторинга в начале учебного гола было выявлено следующие: из 20 обследуемых детей с высоким уровнем знаний выявлено 2 ребенка (10%), со средним уровнем знаний - 8 детей (40%), с низким уровнем 10 детей (50%). Данные подтверждает рисунок 1.

Рисунок 1-Уровни развития природоведческих знаний детей средней группы
Основными проблемами при проведении заданий стали:
-дети не классифицируют растения и животных (путает насекомых с животными), не знает мест обитания животных
- задание 2 также почти детям не было доступно (не знает огородные растения, не может дифференцировать),
- третье задание выполнено более успешно, но почти все дети не смогли определить характерные признаки представителей разных классов животных,
- дети ориентируются в сезонных изменениях, но детям не доступно понимание взаимосвязи между живой и неживой природой во время сезонных изменений,
- дети не воспринимают понятие "экологических пирамид" , не могут построить пищевые цепочки поэтому можно констатировать знания дошкольников об отношениях живых организмов не сформированы.
Таким образом, проведенная педагогическая диагностика выявила, что дети средней группы на низком уровне усвоили программу знаний по окружающему миру. Не на высоком уровне у детей овладение познавательными и речевыми умениями, диагностика показала низкую степень освоения детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами, на среднем уровне сформированы различные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).
Поэтому система педагогической работы, направленная на ознакомление с сезонными явлениями позволит восполнить пробелы в знаниях и умениях детей средней группы.
II этап – основной
Таблица 1. - Модель педагогической работы с детьми средней группы по ознакомлению с сезонными явлениями посредством дидактических игр
Сезонные явления природы
Осень Зима Весна Лето
«Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Магазин «Фрукты, ягоды»
Дидактическая задача. Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами фрукты, ягоды.
«Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность наблюдательность
«Такой листок, лети ко мне» Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству
«Сварим щи и компот» Цель: продолжать учить детей различать овощи и фрукты
«Назови дерево» Цель: закрепить знании детей о деревьях
«Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
«Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Цель: Углублять знания об овощах. «Кто где живёт» Цель: формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь - берлога, лиса – нора белка – дупло, заяц – куст).
«Найди такую же снежинку» Цель: развивать внимание, наблюдательность
«Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
«Какого растения не стало?»
Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.
«Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.
"Деревья и кустарники"
Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
"Собери растение"
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
«Угадай, что бывает весной»
Цель: закрепить признаки, характерные для весны
«Найди такой же цветок» Цель: учить детей находить одинаковые весенние цветы.
«Покажи правильно» Цель: дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать).
«Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
«Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
«Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
«Прилетели птицы»
Цель: Уточнить представление о птицах.
"Чудо цветок"
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае - о растении).
«Угадай, что бывает летом» Цель: закрепить признаки, характерные для лета
Угадай, что где растет
Цель: Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память.
«Угадай по описанию» Цель: развивать умение определять по названным признакам насекомых, цветы; закрепить знания о лете
«Кто где живет» Цель: закрепить умение систематизировать животных по среде обитания
«Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
«Угадай-ка»
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
«Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
«Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Игры, обобщающие понятия об окружающем мире
Когда это бывает?

Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» - «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» - «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».
Весной, летом, осенью
Подготовка к игре. Воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной; золотой шар, астры - осенью и т. д.); учить детей классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Игровое действие. Игра может быть проведена так же, как и «Когда это бывает?», «Угадай, что где растет».
Что сначала, что потом?
Подготовка к игре. Воспитатель складывает в конверт картинки с изображением разных периодов сезонов.
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Игровое действие. По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога
«Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
«Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Система педагогической с детьми средней группы по ознакомлению с сезонными явлениями посредством дидактических игр была разработана с учетом тематических блоков (посезонно), дидактические игры использовались как в свободное от занятий время, так и на занятиях.
Дидактические игры и упражнения познавательного содержания рассматриваются в данной системе работы как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по ознакомлению с сезонными явлениями природы.
В непосредственной образовательной деятельности по развитию представлений об окружающем миром применялись различные дидактические игры: с настольно-печатным содержанием, словесные, с натуральными объектами неживой природы. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о сезонных изменениях природы применялись также стихи, загадки. Развивать познавательный интерес детей помогали различные виды задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Стихи, загадки-шутки применялись при ознакомлении с явлениями природы, формировании временных представлений. Также проводились упражнения где дети описывали сезонные явления природы, выделяя их характерные признаки, находили характерные признаки сходства и различия, отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формировались умения правильной формы высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы
В группе был создан уголок «Играем с природой». В него вошли дидактические игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к природным явлениям, интересными журналами, которые так же содержат познавательный материал по сезонным изменениям в природе.
Предлагаемые настольно-печатные игры, позволили развить логическое мышление, познавательный интерес, способствовали развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке "Играем с природой" организовывала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогала освоить игру.
Использование дидактических игр и упражнений в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями обеспечивают для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение дидактических игр и упражнений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на познавательное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
III этап – заключительный
В конце учебного года был проведен мониторинг выявления уровня знаний дошкольников средней группы по аналогичному плану, то есть были использованы те же диагностические методики из журнала.
В результате проведения было выявлено следующие: из 20 обследуемых детей с высоким уровнем знаний выявлено 8 детей (45%), со средним уровнем знаний - 12 детей (55%), с низким уровнем не выявлено ни одного ребенка (0%). Данные подтверждает рисунок 2.

Рисунок 2. Сравнительные уровни развития природоведческих знаний детей средней группы
Можно отметить следующую положительную динамику:
- все дети классифицируют понятие "живое - неживое" правда можно отметить и тот факт, что в разном объеме (почти все дети справились с дифференциаций, но небольшой процент детей никак не хочет относить растения к понятию "неживое")
-но самое главное все дети различают сезоны и определяют словом их характерные признаки.
- все дети классифицируют растения и животных, знают их местообитание (называют большое количество разнообразных растений и правила ухода, дифференцируют растения)
- появился значительный прогресс и в понимании и умении выстраивать "экологические пирамиды" и построения пищевых цепочек выявляют отношения живых организмов с сезонными явлениями
Вывод: разработанная нами система педагогической работы по ознакомлению дошкольников средней группы с сезонными явлениями посредством дидактической игры достаточно эффективна. Педагогическая система работы, апробированная нами, включающая в себя как разнообразные дидактические игры способствовала тому, что дети средней группы всерьез увлеклись экологическими знаниями и приобрели достаточно неплохой запас представлений о сезонных изменениях в природе. Можно быть уверенными, что использование современных методов и приемов по ознакомлению средних дошкольников с сезонными явлениями дала положительные результаты и подтвердила эффективность ее применения в работе средней группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы:
1.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 2-5; № 11.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2012. № 5.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 7.
4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2010. № 7.
5. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011.
6.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. № 7.
7. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2010. № 7.
8.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. № 7.
9. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2015. № 7.
10. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2015. № 7.
11. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

 

 

Диагностика природоведческих знаний детей среднего дошкольного возраста
Позиция 1
Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).
Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.
Вопросы и задания:
Что относится к живой (неживой) природе?
Чем отличается живая природа от неживой?
Что объединяет все живые существа?
Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы - живые? Передвигаются ли они?
Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?
Баллы:
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Позиция 2
Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
Вопросы и задания:
Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
Как ты узнал, что наступает осень?
Какое время года было до нее? Какое наступит после?
Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.
Баллы:
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Позиция 3
Цель: выявить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависи¬мости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает рас¬тение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
Вопросы и задания:
Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
Что нужно для того, чтобы растение росло?
Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?
Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
Где растут растения?
Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенны¬ми ошибками: водные растения растут в лесу, лесные - на огороде и др.).
Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины - краснеть?
В какой период осени начинается листопад?
Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Баллы:
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Позиция 4
Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группиро¬вать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспо¬собления к условиям окружающей среды.
Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).
При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни жи¬вотных со средой обитания.
Вопросы и задания:
Где живут рыбы (птицы и др.)?
Могут ли рыбы жить без воды?
Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
Как передвигаются другие животные?
Чем питаются животные?
Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
Почему не видно насекомых?
Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?
Баллы:
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Позиция 5
С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы и задания:
Нужны ли животным растения?
Растения могут обойтись без животных?
Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)?
Что случится, если исчезнут все насекомые?
Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития живот¬ного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, ля¬гушки, насекомого и др.).
Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать: Почему человек заботится о животных? Какие это животные? Как люди охраняют природу?
Баллы:
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 3-4 балла
Низкий уровень – 0-2 балла
Общие балл:
Высокий уровень – 30-25 баллов
Средний уровень – 20-15 балла
Низкий уровень – 0-10 балла

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема: «Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
Тема: «Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Тема: «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
Тема: «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.(Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор!(Бабочка)
Тема: «Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
Тема: «Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
Тема: «Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки.(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет(Подснежник)
Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан - Раскрывается…(Тюльпан)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, вряд
Цветы душистые висят.(Ландыш)
Тема: «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Тема: «Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»
Тема: «Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.
Тема: «Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Методика проведения:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.
Вариант 2.Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Тема: «Прилетели птицы»
Цель: Уточнить представление о птицах.
Дидактический материал: Стихотворение о птицах.
Методика проведения: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Тема: «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Тема: «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Тема: «Угадай-ка»
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Дидактический материал: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Тема: «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Тема: «Цветочный магазин»
Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.
Методика проведения:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Тема: «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять знания детей о насекомых.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
Вариант 1:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Тема: «Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Тема: «Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
Тема: «Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания».
Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Тема: «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Тема: «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Тема: «Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Тема: «Какого растения не стало?»
Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Тема: «Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Дидактический материал: Фланелеграф, ветки, плоды, листья растений.
Методика проведения: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Тема: «Угадай, что в руке?»
Цель: Упражнять детей в названии фруктов.
Дидактический материал: Муляжи фруктов.
Методика проведения: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Тема: «Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Цель: Углублять знания об овощах.
Дидактический материал: Картинки с изображением овощей.
Методика проведения: Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Тема: «Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.
Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
Тема: «Лекарственные растения»
Цель: Формировать знания о лекарственных растениях.
Дидактический материал: Карточки «Среда обитания растений (луг, поле, огород, болото, овраг)», «Лекарственные растения», корзинка.
Методика проведения: Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.