ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Выполнила
Грицинканич Алена Алексеевна
Арт-терапевт,педагог по актерскому мастерству студии «Мзыкальный Дилижанс» ЧУК ДК г.Кирова ОАО РЖД

 Киров, 2025 г.
Содержание :
1. Паспорт проектной работы стр.3
2.Введение стр.4
3. Основная часть стр.5
4. Практическая часть «Этапы реализации проекта» стр. 6
5. Заключение стр.11
6. Библиографический список стр. 13
7.Приложения стр.14

1. Паспорт проектной работы
Название проекта : «Онлайн- марафон арт-коучинга в работе с эмоциями детей студии страдного пения «Музыкальный Дилижанс» .
Цель : Развитие навыка работы с эмоциями , саморазвитием, самовыражением , предназначением детей и подростков посредством различных техник арт-терапии.
Задачи :
1. Выделить современные методы арт-терапии
2. Создать платформу для групповой работы онлайн
3. Написать, провести и проанализировать программу занятий по эмоциональной диагностике.
4. Провести эффективные онлайн – сессии по работе с некоторыми эмоциями .
5. Развить у частников студии навыки эмоционального интеллекта
6. Создать возможности обратной связи для помощи, поддержки, мотивации , анализа и самостоятельной работы.
Сроки реализации : в течение года
Результаты проекта : По окончании проекта с помощью арт-терапевтического курса прогнозируется углубление участников студии в переживаемые эмоции, осознанное восприятие этих эмоций и умение ими обладать, владеть, управлять и контролировать , а также применять знания в рабочем процессе при выступлении на сцене.

 


1.Введение
В наше время вопрос эмоционального раскрепощения, здорового раскрепощения детей и подростков стоит очень остро в связи с отдалением в мир гаджетов и кибер- пространства. Особо важным вопрос является для творческих коллективов , таких как хореографические, вокальные, театральные и т.д., где свободное выражение эмоций является приоритетным .Не все могут позволить себе педагогов по нескольким направлениям , не говоря о психологах. Хотя именно психологическая составляющая решает многие вопросы там, где есть талант , способности, но преобладает страх, смущение, стеснение, иногда и агрессия , а также зажимы, которые не дают выразить положительные эмоции. Существует направление «Актерское мастерство» , но это лишь набор упражнений, техник, которые не проникают вглубь , в бессознательное. Актер должен проживать всё логически рассуждая и обдумывая каждый шаг, оправдывая его, у певцов, танцоров всё иначе . Для неподготовленных детей это ловушка. Возможность интеграции работы педагога по актерскому мастерству «Музыкальный Дилижанс» и начинающего арт- психолога в результате позволяет мне более эффективно решать вопросы о развитии творческих способностей у обучающихся, исправлять кризисные состояния их эмоций , снизить техниками тревожность, научить справляться с эмоционально- неустойчивыми состояниями.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Поэтому мной был выбран метод Арт-коучинга . Во-первых, метод арт-терапии безобиден и безболезнен для ребенка, данный метод наиболее близок, доступен и понятен данной аудитории. Ещё не до конца осознаны все процессы, не до конца понятны эмоции . Арт- терапия работает исключительно с подсознанием, с бессознательным , и, конечно, с творческим потенциалом, воображением, креативом, что поможет быстрее и проще решить задачи. Арт- коучинг для решения поставленных задач наиболее приемлемая концепция. Так как здесь педагог может не проникать в прошлое, не запрашивать разрешение на индивидуальные психологические консультации от родителей, не ставить конкретный диагноз, а помочь, поддержать и вывести детей на эффективную работу со своими эмоциями. Данный проект первый в городе , до сих пор никто не пытался привнести психологию в конкретный творческий процесс того или иного коллектива , но как показывают единичные занятия- говорить с детьми об эмоциональной составляющей номера, выступления, становится значительно проще. Повышается уровень мимической и внутренней структуры переживания эмоции , повышается уровень эмпатии .Что дает право на уникальность работы и её практическую значимость.
2. Цели арт- терапии:
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека. Таким образом, цели использования арт-терапии:
- психологическая поддержка и сопровождение;
-развитие творческих способноестей
-раскрытие переживаемых эмоций
- обращение к бессознательному
- привлечение к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.
-способствовать самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
-обучать положительному восприятию себя и других людей;
-развивать у социальную и коммуникативную компетентность;
-вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
-корректировать нежелательные черты характера и поведения;
-обучать рефлексивным умениям. [2.]
3. Мероприятия онлайн-марафона арт-коучинга в работе с эмоциями в творческом коллективе .
Изучив вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод , что для наших целей : развития эмоций, из самовыражения участников, наиболее подходит простой и действенный метод арт- терапии в слиянии с коучинг- сопровождением. Этот новый метод , Арт- коучинг , мы и применяем, чтобы мотивировать участников студии на экологичное управление своими эмоциями через творчество . Для реализации проекта в онлайн-формате для летних каникул была выбрана платфома VK , так как она наиболее доступна , безопасна среди подростков, среди наших участников и удобна для обмена информацией .
3.1 Этапы реализации:
1. Создание сообщества на платформе VK (Прил№1) , вступление в сообщество участников, куда посылаются фото и письменные ответы на вопросы с обратной связью, с участием родителей по возможности и необходимости.
2. Первый пост : Условие участников – Скачивание любого удобного приложения «Дневника эмоций» (Прил.№ 2), либо создание своего письменного ( рисуночного дневника кому как больше нравится ) . Ежедневный отчет скриншотом на стену группы о состоянии. Даётся список всех необходимых материалов для работы.
3. ЗАДАНИЕ №1 : «Эмоции как они есть»
Необходимо: Разноцветный пластилин .
Цель : Идентификация и личное ощущение , распознавание эмоций .
Техника:
1. Выбираем из предложенных вариантов с негативными эмоциями одну или называем актуальное эмоциональное состояние, которое напрягает.
2. С помощью пластилина необходимо изобразить, выразить, как выглядит эта негативная эмоция. (Лепим из пластилина).
4. Нам нравится это существо ? Что хочется сделать с этим произведением? (Происходит изменение формы).
5. На что это похоже сейчас? (Называем другую эмоцию).
7. С помощью другого пластилина необходимо изобразить, выразить, как выглядит позитивная эмоция. (Лепим из пластилина).
8. А чем она нам нравится ? На что это похоже сейчас? (Называем позитивную эмоцию).
9. Итак, появилось два пластилиновых произведения (создаем общую композицию). (Прил №3)
10. Как они взаимодействуют? Или как они могут подружитья?
11. Какие чувства вызывает получившаяся композиция?
12. Что я могу сделать, делать чтобы негативная эмоция не была сильнее?

Выводы : Выраженная эмоция является проекцией, то, что испытывал внутри можно выразить, отрицательную эмоцию можно трансформировать. В результате появляется чувство самоконтроля.

4. ЗАДАНИЕ №2 : «Проработка негативных эмоций»
Необходимо : Стакан с водой, кисть, краски.
Цель : Научится выплескивать негативную эмоцию экологично , проживать её, понимать и принимать.
Техника :
-Подумайте о том, что не нравится, раздражает, вызывает злость , негатив .
-Возьмите лист , смочите водой так как хочется.
-Окуните кисть в краску цвета какого хочется и начните делать по листу точки , с определенной скоростью, нажатием, так, чтобы выплеснуть данную эмоцию. Можно менять цвета.
-Когда закончите- рассмотрите картину на расстоянии вытянутой руки, оцените общее впечатление- радостно или грустно и тд.,
-Найдите формы, образы, силуэты.
-Проведите ассоциации с тем на что или кого то похоже ? Может это подсказка? Может это помощь? Что это значит ? Порассуждайте?
-Обведите символ –подсказку защиту в любимый цвет , вспоминайте его в моменты агрессии, злости .
Выводы : Дети находят метафоры и даже причины своей агрессии или раздражения, или злости в неких символах, дают им свою интерпретацию и приходят к личным инсайтам. ( Прил № 4 )
ЗАДАНИЕ № 3: «МАК- в работе со страхами выступления»
Цель : Посмотреть в глаза скрытым страхам, понять их метафору, найти место для страха , а также для его самоконтроля.
Необходимо : Текстовый отчет ,ответы на вопросы в комментариях.
Техника: 1 вопрос . Посылается 1 рандомная карта . Вопрос :
1.Почему мне хорошо на сцене? ( Прил. № 5_)
2.Что я получаю от сцены?
3.Как мне может пригодится этот навык в будущем?
2я рандомная карта : ( Прил № 6_)
1.Почему мне может быть некомфортно на сцене?
2. Как это про меня?
3. Что мне может помешать?
3я рандомная карта : ( Прил № 7_)
1.Что я могу сделать, чтобы мне было комфортно на сцене.
Принимаем комментарии к фото без озвучивания ситуации и лиц.
Выводы : У детей включается ассоциативное мышление, они описывают через картинку своё видение ситуации, предлагают различные варианты ответов по картинке, так как условно отделяют себя , рассуждая о картинке в 3м лице , но находя ответы для себя.
5. ЗАДАНИЕ № 4 «Что мне мешает улыбаться и расслабиться на сцене»
Цель: снять зажим и блок, перевести в позитивное состояние .
Потербуется : Карандаши, лист бумаги .
Техника : Можно включить музыку для расслабления, далее предлагаем акрыть глаза и почувствовать, где напряжение , которое создает эмоциональный зажим , почувтсвовать в каком месте тела он расположен, представить образ живого существа , который там живет, этот «комок» . Открыть глаза и перенести на лист бумаги.
Рассказать о нем, какое это существо, чем мешает
Создать ему удобные условия, какие он хочет- нарисовать комнатку.
Комнатку поместить в рамку . или клетку. Как надежнее.
Снаружи нарисовать все что успокаивает самого себя.
Вариант: Из страшного существа неприятного сделать нечто смешное.
Проговорить – что нужно напряжению, волнению и самому себе для расслабления, надежно ли можно поместить мешающее существо в клетку, чтобы оно отдыхало и не мешало.
Принимаем фотоотчет . ( Прил № 8)
6. ЗАДАНИЕ № 5 «Гора злости и обиды »
Цель : Научится сбрасывать с себя негативные эмоции, также не перекладывать ответственность за события на других.
Потребуется : Бумага, клей, краски
Техника: Вспоминаем эмоции злости, ситуацию или человека. Берем сколько хочется бумаги, и начинаем сминать ее, и смятые кусочки склеивать в большу гору, пока не надоест, затем можно раскрасит в нужны цвет.
Принимаем фотоотчет без упоминаний ситуаций и лиц.
Даем обратную связь : А сейчас попробуйте расправить гору в ровный лист . Не получится? Тогда просто носите её с собой- не хочется? Тогда уберите гору с пути так как вам хочется . (Прил. № 9)
7. ЗАДАНИЕ № 6 : «Сказкотерапия о волнении»
Необходимо : Текстовый отчет
Техника : Давайте поможем герою- зайчику справиться с волнением. У меня есть начало сказки, остальное потеряла, допишите, пожалуйста! « Жил был зайчик Тимошка и он так красиво играл на скрипке, что весь лес сбегался слушать, а деревья расцветали, но как только зрители приближались к Тимошке- он стеснялся, волновался и убегал , прятался к маме в норку. Звери не могли понять- как же такой талант пропадает… И вот, наш Тимошка….
Даем проекцию на себя (на участника ) . Помощь советами , данными зайчику. А про тебя это как ? Можно нарисовать финал сказки.
8. ЗАДАНИЕ №7 ИТОГОВОЕ ( недельное) «7 мостов»
Необходимо: 7 листов бумаги, карандаши.
Техника : Поставьте секундомер на 2 минуты. Нарисуйте левый и правый берег , где левый это вы сейчас, а правый- ваша реализация в коллективе . И мост, который разделяет эти 2 понятия. Оцените рисунок подумайте, что не так, чего бы хотелось добавить, как быстрее достичь цели. Кады слкдущий день рисуйте эту картину по таймеру минуты. ( дорисовывать можно уже только в следующий день ) Сравните 1й и второй рисунок. Определите- что вам необходимо сделать, что вам мешает, что не хватает, что нужно приобрести , какие навыки, умения, чему научиться и внутренне и внешне.
9. ЗАДАНИЕ № 8 . Рефлексия. Онлайн- встреча – беседа на платформе ZOOM. Итоги Дневника эмоций -динамика , скриншоты . Ощущения, что понравилось, что показалось легко, что сложно, чему научились, как поддерживать .
4.Заключение
Арт-терапевтические коуч- техники онлайн в работе с эмоциями детей творческих коллективов вполне позволили уделить достаточное внимание интерпретации полученных образов и созданных продуктов деятельности, сохраняя эффект групповой работы при обсуждении образов и активной работе с различными эмоциональными состояниями . Платформа, созданная для работы была удобна и современна, активность в веб- пространстве значительно выше за счет безопасности домашнего пространства, помощи и участия родителей создается доверительная атмосфера . Программа упражнений была написана и подобрана под сформировавшийся коллектив и уже диагностированные их слабые места и проблемы. В упражнениях были увлекательно и эффективно проработвны многие ванные эмоции для творческих детей. Здесь арт- коуч, педагог, психолог прежде всего стимулирует ребенка- участника арт-терапевтических занятий, к самостоятельному поиску субъективного смысла созданного им продукта, позволяя пережить, принять, переосмыслить любые переживания и эмоции, появившиеся и в процессе создания творческого продукта и по его завершению, а также в результате его созерцания, взаимодействуя с ним через обратную связь. В упражнениях мы имели целью отражать эмоции, мысли, состояния, позволяя более глубоко осознать наличие возможных противоречий или ресурсов, собственные желания и возможности, наличие/отсутствие потребности по дальнейшей трансформации этих эмоций. По выполнению упражнений можно сказать, что участники коллектива усвоили техники арт- терапии в работе с эмоциями, подчерпнули для себя полезные навыки и знания, повысили уровень эмоционального интеллекта, стали более раскрепощенные и избавились от зажимов и страхов, за счет чего стали более свободны и богаты в проявлении эмоций , что и являлось нашей целью.

 

 

Библиографичесий список
1. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе: Автореф. дисс….канд. пед. Наук [Текст].- Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2013.-311с.
2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога при использовании арттерапевтических приемов: Учебное пособие [Текст]. - Москва: Высшая школа, 2013. – 112 с.
3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением [Текст]. -Москва: Медицина, 1989.
4. Инфоурок [электронный ресурс ] https://infourok.ru/
5. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
6. Курсы Елены Тарариной [электронный ресурс] https://tararina.com/
7. Курсы Евгении Ганиной [Электронный ресурс] https://www.instagram.com/evgeniia.ganina/
8. Никитин В.Н. Арт терапия. Учебное пособие [электронный ресурс] https://mybook.ru/author/vladimir-nikitin/art-terapiya-uchebnoe-posobie/read/
9. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей [Текст] / Л.Ю. Субботина учеб. Пособие. Ярославль. Академия развития, 1996.-240с.
10. Холодкова В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Электронный ресурс] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. –

 

 

Приложения :
Приложение № 1

Прим. : фото пример с ресурса ВК как оформить группу.

Приложение № 2

Прим. : Примеры скриншоты приложения дневника эмоций .

Приложение №3

Прим.: Работа участника студии с пластилиновой техникой .
Приложение № 4

Прим.: Работа с красками одного из участников студии.

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8
При м. : Метафорические карты «Ресурсы»

Прим.: Работа участника студии в работе со страхами.
Приложение № 9

Прим.: Работа одного из участников студии.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.