Выполнила
Грицинканич Алена Алексеевна
Арт-терапевт,педагог по актерскому мастерству студии «Мзыкальный Дилижанс» ЧУК ДК г.Кирова ОАО РЖД
Киров, 2025 г.
Содержание :
1. Паспорт проектной работы стр.3
2.Введение стр.4
3. Основная часть стр.5
4. Практическая часть «Этапы реализации проекта» стр. 6
5. Заключение стр.11
6. Библиографический список стр. 13
7.Приложения стр.14
1. Паспорт проектной работы
Название проекта : «Онлайн- марафон арт-коучинга в работе с эмоциями детей студии страдного пения «Музыкальный Дилижанс» .
Цель : Развитие навыка работы с эмоциями , саморазвитием, самовыражением , предназначением детей и подростков посредством различных техник арт-терапии.
Задачи :
1. Выделить современные методы арт-терапии
2. Создать платформу для групповой работы онлайн
3. Написать, провести и проанализировать программу занятий по эмоциональной диагностике.
4. Провести эффективные онлайн – сессии по работе с некоторыми эмоциями .
5. Развить у частников студии навыки эмоционального интеллекта
6. Создать возможности обратной связи для помощи, поддержки, мотивации , анализа и самостоятельной работы.
Сроки реализации : в течение года
Результаты проекта : По окончании проекта с помощью арт-терапевтического курса прогнозируется углубление участников студии в переживаемые эмоции, осознанное восприятие этих эмоций и умение ими обладать, владеть, управлять и контролировать , а также применять знания в рабочем процессе при выступлении на сцене.
1.Введение
В наше время вопрос эмоционального раскрепощения, здорового раскрепощения детей и подростков стоит очень остро в связи с отдалением в мир гаджетов и кибер- пространства. Особо важным вопрос является для творческих коллективов , таких как хореографические, вокальные, театральные и т.д., где свободное выражение эмоций является приоритетным .Не все могут позволить себе педагогов по нескольким направлениям , не говоря о психологах. Хотя именно психологическая составляющая решает многие вопросы там, где есть талант , способности, но преобладает страх, смущение, стеснение, иногда и агрессия , а также зажимы, которые не дают выразить положительные эмоции. Существует направление «Актерское мастерство» , но это лишь набор упражнений, техник, которые не проникают вглубь , в бессознательное. Актер должен проживать всё логически рассуждая и обдумывая каждый шаг, оправдывая его, у певцов, танцоров всё иначе . Для неподготовленных детей это ловушка. Возможность интеграции работы педагога по актерскому мастерству «Музыкальный Дилижанс» и начинающего арт- психолога в результате позволяет мне более эффективно решать вопросы о развитии творческих способностей у обучающихся, исправлять кризисные состояния их эмоций , снизить техниками тревожность, научить справляться с эмоционально- неустойчивыми состояниями.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Поэтому мной был выбран метод Арт-коучинга . Во-первых, метод арт-терапии безобиден и безболезнен для ребенка, данный метод наиболее близок, доступен и понятен данной аудитории. Ещё не до конца осознаны все процессы, не до конца понятны эмоции . Арт- терапия работает исключительно с подсознанием, с бессознательным , и, конечно, с творческим потенциалом, воображением, креативом, что поможет быстрее и проще решить задачи. Арт- коучинг для решения поставленных задач наиболее приемлемая концепция. Так как здесь педагог может не проникать в прошлое, не запрашивать разрешение на индивидуальные психологические консультации от родителей, не ставить конкретный диагноз, а помочь, поддержать и вывести детей на эффективную работу со своими эмоциями. Данный проект первый в городе , до сих пор никто не пытался привнести психологию в конкретный творческий процесс того или иного коллектива , но как показывают единичные занятия- говорить с детьми об эмоциональной составляющей номера, выступления, становится значительно проще. Повышается уровень мимической и внутренней структуры переживания эмоции , повышается уровень эмпатии .Что дает право на уникальность работы и её практическую значимость.
2. Цели арт- терапии:
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека. Таким образом, цели использования арт-терапии:
- психологическая поддержка и сопровождение;
-развитие творческих способноестей
-раскрытие переживаемых эмоций
- обращение к бессознательному
- привлечение к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.
-способствовать самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
-обучать положительному восприятию себя и других людей;
-развивать у социальную и коммуникативную компетентность;
-вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
-корректировать нежелательные черты характера и поведения;
-обучать рефлексивным умениям. [2.]
3. Мероприятия онлайн-марафона арт-коучинга в работе с эмоциями в творческом коллективе .
Изучив вышеперечисленную информацию, можно сделать вывод , что для наших целей : развития эмоций, из самовыражения участников, наиболее подходит простой и действенный метод арт- терапии в слиянии с коучинг- сопровождением. Этот новый метод , Арт- коучинг , мы и применяем, чтобы мотивировать участников студии на экологичное управление своими эмоциями через творчество . Для реализации проекта в онлайн-формате для летних каникул была выбрана платфома VK , так как она наиболее доступна , безопасна среди подростков, среди наших участников и удобна для обмена информацией .
3.1 Этапы реализации:
1. Создание сообщества на платформе VK (Прил№1) , вступление в сообщество участников, куда посылаются фото и письменные ответы на вопросы с обратной связью, с участием родителей по возможности и необходимости.
2. Первый пост : Условие участников – Скачивание любого удобного приложения «Дневника эмоций» (Прил.№ 2), либо создание своего письменного ( рисуночного дневника кому как больше нравится ) . Ежедневный отчет скриншотом на стену группы о состоянии. Даётся список всех необходимых материалов для работы.
3. ЗАДАНИЕ №1 : «Эмоции как они есть»
Необходимо: Разноцветный пластилин .
Цель : Идентификация и личное ощущение , распознавание эмоций .
Техника:
1. Выбираем из предложенных вариантов с негативными эмоциями одну или называем актуальное эмоциональное состояние, которое напрягает.
2. С помощью пластилина необходимо изобразить, выразить, как выглядит эта негативная эмоция. (Лепим из пластилина).
4. Нам нравится это существо ? Что хочется сделать с этим произведением? (Происходит изменение формы).
5. На что это похоже сейчас? (Называем другую эмоцию).
7. С помощью другого пластилина необходимо изобразить, выразить, как выглядит позитивная эмоция. (Лепим из пластилина).
8. А чем она нам нравится ? На что это похоже сейчас? (Называем позитивную эмоцию).
9. Итак, появилось два пластилиновых произведения (создаем общую композицию). (Прил №3)
10. Как они взаимодействуют? Или как они могут подружитья?
11. Какие чувства вызывает получившаяся композиция?
12. Что я могу сделать, делать чтобы негативная эмоция не была сильнее?
Выводы : Выраженная эмоция является проекцией, то, что испытывал внутри можно выразить, отрицательную эмоцию можно трансформировать. В результате появляется чувство самоконтроля.
4. ЗАДАНИЕ №2 : «Проработка негативных эмоций»
Необходимо : Стакан с водой, кисть, краски.
Цель : Научится выплескивать негативную эмоцию экологично , проживать её, понимать и принимать.
Техника :
-Подумайте о том, что не нравится, раздражает, вызывает злость , негатив .
-Возьмите лист , смочите водой так как хочется.
-Окуните кисть в краску цвета какого хочется и начните делать по листу точки , с определенной скоростью, нажатием, так, чтобы выплеснуть данную эмоцию. Можно менять цвета.
-Когда закончите- рассмотрите картину на расстоянии вытянутой руки, оцените общее впечатление- радостно или грустно и тд.,
-Найдите формы, образы, силуэты.
-Проведите ассоциации с тем на что или кого то похоже ? Может это подсказка? Может это помощь? Что это значит ? Порассуждайте?
-Обведите символ –подсказку защиту в любимый цвет , вспоминайте его в моменты агрессии, злости .
Выводы : Дети находят метафоры и даже причины своей агрессии или раздражения, или злости в неких символах, дают им свою интерпретацию и приходят к личным инсайтам. ( Прил № 4 )
ЗАДАНИЕ № 3: «МАК- в работе со страхами выступления»
Цель : Посмотреть в глаза скрытым страхам, понять их метафору, найти место для страха , а также для его самоконтроля.
Необходимо : Текстовый отчет ,ответы на вопросы в комментариях.
Техника: 1 вопрос . Посылается 1 рандомная карта . Вопрос :
1.Почему мне хорошо на сцене? ( Прил. № 5_)
2.Что я получаю от сцены?
3.Как мне может пригодится этот навык в будущем?
2я рандомная карта : ( Прил № 6_)
1.Почему мне может быть некомфортно на сцене?
2. Как это про меня?
3. Что мне может помешать?
3я рандомная карта : ( Прил № 7_)
1.Что я могу сделать, чтобы мне было комфортно на сцене.
Принимаем комментарии к фото без озвучивания ситуации и лиц.
Выводы : У детей включается ассоциативное мышление, они описывают через картинку своё видение ситуации, предлагают различные варианты ответов по картинке, так как условно отделяют себя , рассуждая о картинке в 3м лице , но находя ответы для себя.
5. ЗАДАНИЕ № 4 «Что мне мешает улыбаться и расслабиться на сцене»
Цель: снять зажим и блок, перевести в позитивное состояние .
Потербуется : Карандаши, лист бумаги .
Техника : Можно включить музыку для расслабления, далее предлагаем акрыть глаза и почувствовать, где напряжение , которое создает эмоциональный зажим , почувтсвовать в каком месте тела он расположен, представить образ живого существа , который там живет, этот «комок» . Открыть глаза и перенести на лист бумаги.
Рассказать о нем, какое это существо, чем мешает
Создать ему удобные условия, какие он хочет- нарисовать комнатку.
Комнатку поместить в рамку . или клетку. Как надежнее.
Снаружи нарисовать все что успокаивает самого себя.
Вариант: Из страшного существа неприятного сделать нечто смешное.
Проговорить – что нужно напряжению, волнению и самому себе для расслабления, надежно ли можно поместить мешающее существо в клетку, чтобы оно отдыхало и не мешало.
Принимаем фотоотчет . ( Прил № 8)
6. ЗАДАНИЕ № 5 «Гора злости и обиды »
Цель : Научится сбрасывать с себя негативные эмоции, также не перекладывать ответственность за события на других.
Потребуется : Бумага, клей, краски
Техника: Вспоминаем эмоции злости, ситуацию или человека. Берем сколько хочется бумаги, и начинаем сминать ее, и смятые кусочки склеивать в большу гору, пока не надоест, затем можно раскрасит в нужны цвет.
Принимаем фотоотчет без упоминаний ситуаций и лиц.
Даем обратную связь : А сейчас попробуйте расправить гору в ровный лист . Не получится? Тогда просто носите её с собой- не хочется? Тогда уберите гору с пути так как вам хочется . (Прил. № 9)
7. ЗАДАНИЕ № 6 : «Сказкотерапия о волнении»
Необходимо : Текстовый отчет
Техника : Давайте поможем герою- зайчику справиться с волнением. У меня есть начало сказки, остальное потеряла, допишите, пожалуйста! « Жил был зайчик Тимошка и он так красиво играл на скрипке, что весь лес сбегался слушать, а деревья расцветали, но как только зрители приближались к Тимошке- он стеснялся, волновался и убегал , прятался к маме в норку. Звери не могли понять- как же такой талант пропадает… И вот, наш Тимошка….
Даем проекцию на себя (на участника ) . Помощь советами , данными зайчику. А про тебя это как ? Можно нарисовать финал сказки.
8. ЗАДАНИЕ №7 ИТОГОВОЕ ( недельное) «7 мостов»
Необходимо: 7 листов бумаги, карандаши.
Техника : Поставьте секундомер на 2 минуты. Нарисуйте левый и правый берег , где левый это вы сейчас, а правый- ваша реализация в коллективе . И мост, который разделяет эти 2 понятия. Оцените рисунок подумайте, что не так, чего бы хотелось добавить, как быстрее достичь цели. Кады слкдущий день рисуйте эту картину по таймеру минуты. ( дорисовывать можно уже только в следующий день ) Сравните 1й и второй рисунок. Определите- что вам необходимо сделать, что вам мешает, что не хватает, что нужно приобрести , какие навыки, умения, чему научиться и внутренне и внешне.
9. ЗАДАНИЕ № 8 . Рефлексия. Онлайн- встреча – беседа на платформе ZOOM. Итоги Дневника эмоций -динамика , скриншоты . Ощущения, что понравилось, что показалось легко, что сложно, чему научились, как поддерживать .
4.Заключение
Арт-терапевтические коуч- техники онлайн в работе с эмоциями детей творческих коллективов вполне позволили уделить достаточное внимание интерпретации полученных образов и созданных продуктов деятельности, сохраняя эффект групповой работы при обсуждении образов и активной работе с различными эмоциональными состояниями . Платформа, созданная для работы была удобна и современна, активность в веб- пространстве значительно выше за счет безопасности домашнего пространства, помощи и участия родителей создается доверительная атмосфера . Программа упражнений была написана и подобрана под сформировавшийся коллектив и уже диагностированные их слабые места и проблемы. В упражнениях были увлекательно и эффективно проработвны многие ванные эмоции для творческих детей. Здесь арт- коуч, педагог, психолог прежде всего стимулирует ребенка- участника арт-терапевтических занятий, к самостоятельному поиску субъективного смысла созданного им продукта, позволяя пережить, принять, переосмыслить любые переживания и эмоции, появившиеся и в процессе создания творческого продукта и по его завершению, а также в результате его созерцания, взаимодействуя с ним через обратную связь. В упражнениях мы имели целью отражать эмоции, мысли, состояния, позволяя более глубоко осознать наличие возможных противоречий или ресурсов, собственные желания и возможности, наличие/отсутствие потребности по дальнейшей трансформации этих эмоций. По выполнению упражнений можно сказать, что участники коллектива усвоили техники арт- терапии в работе с эмоциями, подчерпнули для себя полезные навыки и знания, повысили уровень эмоционального интеллекта, стали более раскрепощенные и избавились от зажимов и страхов, за счет чего стали более свободны и богаты в проявлении эмоций , что и являлось нашей целью.
Библиографичесий список
1. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе: Автореф. дисс….канд. пед. Наук [Текст].- Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2013.-311с.
2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога при использовании арттерапевтических приемов: Учебное пособие [Текст]. - Москва: Высшая школа, 2013. – 112 с.
3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением [Текст]. -Москва: Медицина, 1989.
4. Инфоурок [электронный ресурс ] https://infourok.ru/
5. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
6. Курсы Елены Тарариной [электронный ресурс] https://tararina.com/
7. Курсы Евгении Ганиной [Электронный ресурс] https://www.instagram.com/evgeniia.ganina/
8. Никитин В.Н. Арт терапия. Учебное пособие [электронный ресурс] https://mybook.ru/author/vladimir-nikitin/art-terapiya-uchebnoe-posobie/read/
9. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей [Текст] / Л.Ю. Субботина учеб. Пособие. Ярославль. Академия развития, 1996.-240с.
10. Холодкова В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Электронный ресурс] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. –
Приложения :
Приложение № 1
Прим. : фото пример с ресурса ВК как оформить группу.
Приложение № 2
Прим. : Примеры скриншоты приложения дневника эмоций .
Приложение №3
Прим.: Работа участника студии с пластилиновой техникой .
Приложение № 4
Прим.: Работа с красками одного из участников студии.
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
При м. : Метафорические карты «Ресурсы»
Прим.: Работа участника студии в работе со страхами.
Приложение № 9
Прим.: Работа одного из участников студии.