Чащина Ольга Владимировна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86»
Свердловская область,
город Каменск-Уральский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86» (корпус 1)
Проект
по развитию и коррекции речи детей с ТНР с применением баламетрического оборудования и метода мозжечковой стимуляции на этапе автоматизации звуков
«Логомишень»
Составитель: учитель-логопед
Чащина Ольга Владимировна
Каменск-Уральский, 2024г.
Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями, требует от учителя-логопеда искать вспомогательные средства эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Именно поэтому необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов учителя-логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Отличным дополнением к логопедическим занятиям являются нейрокоррекционные игры и упражнения.
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности дошкольника, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
В логопедической работе важным этапом после постановки звука является автоматизация.
У современных детей очень редко встречается изолированное нарушение отдельного звука. Чаще это сложные комбинированные речевые нарушения: логопеду приходится работать с детьми с дизартрией, ОНР, ЗПР, СДВГ и другими нарушениями и диагнозами. Этап автоматизации в данном случае может вызывать трудности. Звуки могут долго не автоматизироваться, пропадать, смешиваться с другими на этапе дифференциации.
Комплексный подход с применением метода мозжечковой стимуляции помогает добиться результата быстрее, а эффект от коррекции будет более стойким, и не будет феномена «кабинетной речи». В этом случае будут задействованы все системы – моторная, зрительная, тактильная, слуховая, вестибулярная.
Включение многозадачности позволяет ребенку быстрее и эффективнее автоматизировать звуки, а веселые игры и задания делают логопедические занятия ярче и интереснее.
Совершенствуя приёмы работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, были разработан проект «Логомишень». Данный проект является дополнением к проекту «Баланс» по мозжечковой стимуляции и работе с баламетрическим оборудованием, в сочетании с комплексом «Успех».
Цель проекта – повышение результативности работы по коррекции звукопроизношения на основе использования упражнений с логомишенью.
Логомишень – один из компонентов комплекса для мозжечковой стимуляции, работающий в паре с мячами, сенсорными мешочками и балансиром. В комплект «Логомишень» входит:
- мишень обратной связи, разделенная на 9 секторов, каждый сектор обозначен фигурой (треугольник, квадрат, круг), цифрой, нанесенной в произвольном порядке (от1 до 9) и цветом (желтый, зеленый, красный);
- комплект листов-вкладышей на определенный звук;
- набор цветных сенсорных мешочков с крупой разного размера и веса и цвета;
- кинезиологические мячи;
- балансир;
Комплект «Логомишень» используется на всех этапах автоматизации поставленных звуков, включая в игровые действия с мячом или сенсорными мешочками.
Разработанный для логомишени комплекс упражнений по активизации речи и комплект карточек, без труда можно разместить на доске. Карточки яркие, красочные, большого размера (13x13 см), ламинированные, что говорит об их повышенной долговечности, прочности и удобстве использования. Весь картинный материал систематизирован по модулям:
1. Модуль «Артикуляционная гимнастика».
2. Модуль «Гласные звуки».
3. Модуль «Звукопроизношение».
4. Модуль «Грамматика».
5. Модуль «Падежи».
6. Модуль «Фразы».
7. Модуль «Просодика».
Преимущества использования нейромишени в логопедической практике:
- игры с логомишенью отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- развиваются сила, ловкость, быстрота реакции, точность движений;
- тренируется контроль, переключение, удержание и выполнение заданной программы.
На логомишени можно играть во множество развивающих игр по различным направлениям коррекционной работы:
- Автоматизировать звуки (С, З, Ш, Ж, Л, Р).
- Развивать память, мышление, внимание.
- Работать над грамматическим строем речи.
- Развивать фонематические представления.
- Работать над дифференциацией звуков [С-З], [Ш-С], [З-Ж], [Ш-Ж], [Р-Л].
- Работать над ориентацией в пространстве.
А самое главное сделать занятия по автоматизации звуков интересными для детей!
Логомишень будет полезна и родителям, и логопедам для профилактической и коррекционной работы.
Построение системы логопедической работы с использованием логомишени опирается на следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности – систематизация упражнений и последовательная подача материала.
2. Принцип доступности и посильности реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями.
4. Онтогенетический принцип - учёт возрастных особенностей воспитанников.
5. Принцип совместной деятельности предусматривает интерактивное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Условия реализации проекта:
- данная система упражнений рассчитана на организацию коррекционной работы с детьми старшей и подготовительной групп с речевыми нарушениями и предполагает применение на индивидуальных занятиях по автоматизации поставленных звуков. Вся работа осуществляется под руководством учителя-логопеда.
Планируемый результат:
- применение коррекционных упражнений с логомишенью в работе с детьми с нарушениями речи позволит ускорить сроки автоматизации звуков, снизить утомляемость, повысить эмоциональную заинтересованность к логопедическим занятиям, активизировать мыслительную деятельность, развить психические процессы.
Планирование работы по проекту «Логомишень»
№ занятия Содержание Оборудование
1 1. Освоение балансира
- Знакомство с балансиром;
- Встать на балансир и покачаться на нем
- залезть и слезть с балансира: спереди, сзади, с обеих сторон.
2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.
- знакомство с сенсорными мешочками;
- Перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами;
- Подкидывать мешочек вверх, фокусируя на нем взгляд;
- Ребенок, стоя на балансире, подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками
3. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
Ребенок стоит на балансировочной доске и выполняет упражнение артикуляционной гимнастики. Балансир,
сенсорные мешочки,
набор карточек «артикуляционная гимнастика»
2 1. Освоение балансира
- Сесть на балансир и покачаться вправо-влево (раскачивает специалист);
- - Сесть на балансир «по-турецки» и покачаться право-влево;
2. Комплекс упражнений с набором мячей
- знакомство с кинезио мячом;
- ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока);
- ловить и бросать мяч то специалиста с отскоком от пола;
3. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука. Балансир,
сенсорные мешочки,
набор карточек «артикуляционная гимнастика»,
кинезиологический мяч,
3 1. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи
- знакомство с мишенью обратной связи;
- попасть в мишень мячом двумя руками и поймать его двумя руками;
- попасть в мишень мячом одной рукой и поймать его двумя руками;
- попасть в мишень мячом одной рукой и поймать его той же рукой;
- попасть в мишень мячом одной рукой и поймать его другой рукой;
- попасть мячиком в середину доски(цифра 9) и поймать его;
- попасть мячиком в цифру, которую называет специалист, и поймать его;
- попасть мячиком в заданный цвет (желтый/красный/зеленый);
- попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные/желтые) фигуры;
- специалист называет слово, а ребенок должен попасть в цвет, который соответствует этому слову (солнце-желтый, трава-зеленый, язык-красный и т.д.);
- попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники);
- специалист называет слово, а ребенок должен попасть в форму, которая ближе всего соответствует этому слову (мяч -круг; гора-треугольник; окно-квадрат и т.п.)
2. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука. Балансир,
кинезиологический мяч,
набор карточек «артикуляционная гимнастика», мишень обратной связи
4 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки»
Задание:
- Бросать мяч в мишень, попадая в ячейки, при этом называть звуки. Взрослый при этом может называть звуки, в которые нужно попасть мешочком. Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв»
5 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки» (изолировано + слог)
Задание:
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги или слоговые ряды. Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв»
6 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки» (слог прямой/обратный)
Задание:
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги .
3. Модуль «Просодика»
Ребенок стоит на балансировочной доске перед логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слог в соответствие с заданием.
Задание:
- скажи громко, скажи тихо, скажи медленно, скажи быстро, Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв», Н-р карточек с символами упражнений
7 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки» (слог со стечением согласных)
Задание:
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги .
3. Модуль «Просодика»
Задание:
- скажи громко, скажи тихо, скажи медленно, скажи быстро, Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв», Н-р карточек с символами упражнений
8 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки»
Задание:
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги и/или слоговые ряды.
3. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в начале слова. Перед началом игры выбрать картинки на отрабатываемый звук, разложить карточки для мишени. Уточнить у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Попросить ребёнка назвать этот звук, а затем выполнить задания логопеда:
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
4. Модуль «Грамматика»
Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, выполняет задание.
Задание:
- классификация предметов на одушевленные и неодушевленные – живые и неживые;
- образование существительных во множественном числе Именительном падеже; образование существительных во множественном числе Родительном падеже;
- согласование существительных с числительными; Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв», Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
9 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Гласные звуки»
Задание:
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги и/или слоговые ряды.
3. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в начале слова.
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
4. Модуль «Грамматика»
Задание:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласование существительных с местоимениями – мой, моя, моё, мои;
- слоговой анализ; алансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек «символы гласных звуков и букв», Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
10 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в середине слова.
Задания:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
3. Модуль «Грамматика»
Задание:
- классификация предметов на одушевленные и неодушевленные – живые и неживые;
- образование существительных во множественном числе Именительном падеже; образование существительных во множественном числе Родительном падеже;
- согласование существительных с числительными; Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
11 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в середине слова.
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
3. Модуль «Грамматика»
Задание:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласование существительных с местоимениями – мой, моя, моё, мои;
- слоговой анализ; Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
12 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в конце слова.
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
3. Модуль «Грамматика»
Задание:
- классификация предметов на одушевленные и неодушевленные – живые и неживые;
- образование существительных во множественном числе Именительном падеже; образование существительных во множественном числе Родительном падеже;
- согласование существительных с числительными; Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
13 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука в конце слова.
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
3. Модуль «Грамматика»
Задание:
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласование существительных с местоимениями – мой, моя, моё, мои;
- слоговой анализ; Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
14 1. Модуль «Артикуляционная гимнастика»
Используется комплекс артикуляционных упражнений в зависимости от нарушенного звука.
2. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука со стечением согласных.
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
3. Модуль «Грамматика»
Задание по выбору учителя-логопеда Балансир,
кинезиологический мяч,
Н-р карточек «АГ», мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки
15 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
2. Модуль «Грамматика»
Задание:
- определение места заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце;
- отраженное проговаривание словосочетаний, предложений, чистоговорок с заданным словом
3. Модуль «Падежи» (начало слова)
Перед началом игры выберите картинки-символы грамматических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слово, в соответствие с заданием. Балансир,
кинезиологический мяч, мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки, карточки с вопросами для изменения существительных по падежам.
16 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
2. Модуль «Грамматика»
Задание:
- определение места заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце;
- отраженное проговаривание словосочетаний, предложений, чистоговорок с заданным словом
3. Модуль «Падежи» (середина слова)
Перед началом игры выберите картинки-символы грамматических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слово, в соответствие с заданием. Балансир,
кинезиологический мяч, мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки, карточки с вопросами для изменения существительных по падежам.
17 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
2. Модуль «Грамматика»
Задание:
- определение места заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце;
- отраженное проговаривание словосочетаний, предложений, чистоговорок с заданным словом
3. Модуль «Падежи» (конец слова)
Перед началом игры выберите картинки-символы грамматических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слово, в соответствие с заданием. Балансир,
кинезиологический мяч, мишень, Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки, карточки с вопросами для изменения существительных по падежам.
18 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
Модуль «Грамматика»
Задание:
- придумывание предложения с заданным словом; Балансир,
кинезиологический мяч, мишень,
Н-р карточек с символами упражнений, предметные картинки,
19 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
2. Модуль «Фразы»
Перед началом игры выберите звук, который будите отрабатывать, возьмите подходящие карточки для мишени. Спросите у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Попросите ребёнка назвать этот звук и выполнить задания логопеда. Балансир,
кинезиологический мяч, мишень, предметные картинки, карточки с сюжетными картинками на составление предложений, фраз на автоматизацию звуков
20 1. Модуль «Звукопроизношение»
Автоматизация звука (начало+середина+конец слова + со стечениями)
Задание:
- попади в картинки справа/слева/по центру, назови их;
- попади в картинку в правом/левом верхнем/нижнем углу, назови их;
2. Модуль «Фразы»
Перед началом игры выберите звук, который будите отрабатывать, возьмите подходящие карточки для мишени. Спросите у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Попросите ребёнка назвать этот звук и выполнить задания логопеда. Балансир,
кинезиологический мяч, мишень, предметные картинки, карточки с сюжетными картинками на составление предложений, фраз на автоматизацию звуков
Приложение 1.
ВАРИАНТЫ ИГР:
Перед началом игры выберите модуль, который будите отрабатывать, возьмите подходящие карточки для мишени.
Спросите у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Затем выполните дополнительные задания логопеда.
Выполняя задание ребёнку необходимо бросать большой мяч, сенсорный мешочек или малый мяч в мишень, стараясь попадать в нужное окошко. Между ребёнком и мишенью должно быть расстояние не меньше 2 шагов.
Вы можете усложнить задание, увеличив расстояние или поставив ребёнка на балансир и удерживая его в горизонтальном положении – так вы потренируете дополнительно ловкость и равновесие. Можно усложнить задание и давать ребёнку инструкции для попадания в цель:
1. Бросать мяч или мячик в мишень, попадая в ячейки, при этом называть слова.
2. Бросать мяч или мешочек в мишень, по устной инструкции взрослого. Взрослый называет слова, в которые нужно попасть ребёнку.
3. Бросать мяч или мешочек в мишень по устной инструкции взрослого с ориентировкой на нейромишени. Взрослый даёт задание, указывая ориентировку на мишени: брось мешочек в верхний правый угол, брось красный мешочек в верхний левый угол; брось правой рукой в нижний правый угол, а левой рукой в нижний левый угол и т.д.
4. Бросать мяч или мешочек в мишень, прослушав инструкцию. Взрослый называет две картинки, а ребёнок должен запомнить их и попасть предметом в них в указанной последовательности. Постепенно количество слов в инструкции увеличивается.
5. Бросать мяч или мешочек по визуальной инструкции, например, согласно схеме на листочке бумаги.
6. Бросать мяч или мешочек по памяти. Логопед показывает в течение нескольких секунд схему. Задача ребенка запомнить схему и попадать мячом согласно последовательности.
7. Бросая мяч в картинки, ребёнок называет слово и определяет место звука в слове.
8. Взрослый называет картинку, в которую нужно попасть мячом или мешочком. Ребёнок называет слово и место расположения этой картинки на логомишени.
Для дифференциации звуков подбираются картинки с двумя звуками для различения.
9. Бросая мяч в картинки, ребёнок называет слово и определяет какой звук в слове.
10. Взрослый предлагает ребёнку попасть мячом или мешочками в картинки с заданным звуком.
11. Логопед произносит первый слог слова. Ребенок, бросает мяч в картинку с загаданным словом, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Задания усложняются постепенно с обязательным примером взрослого человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
МОДУЛЬ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Задачи: выработать навык правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Описание: Перед началом игры выберите картинки-символы артикуляционных упражнений, которые необходимо отработать. Спросите у ребёнка, что объединяет эти картинки на мишени.
Ребенок стоит на балансировочной доске перед логомишенью и целится мешочками в мишень. Попадая в цель, ребёнок выполняет упражнение артикуляционной гимнастики.
Состав: 26 карточек с символами упражнений артикуляционной гимнастики: бегемотик, заборчик, лягушка-слоник, лопата-иголочка, часики, качели, маляр, блинчики, вкусное варенье, чистим зубы, фокус, горка, трубочка, чашечка, парус, лошадка, грибок, гармошка, дятел, индюк, бублик, киска сердится, футбол, посчитай зубки, расчёска, муха.
МОДУЛЬ «ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ»
Задачи: активизировать речь, закрепить навык произношения звуков в словах в различных позициях: в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных.
Описание: Перед началом игры выберите звук, который будите отрабатывать, возьмите подходящие карточки для мишени. Спросите у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Попросите ребёнка назвать этот звук, а затем выполнить задания логопеда.
Состав:
1. Предметные картинки со звуком [с] (предметные картинки под цифрой 1)
- совок, санки, самокат, сапоги, сова, собака, сундук, сок, суп, сумка, скат, скамейка, стакан, скалка
- оса, мясо, касатка, лиса, усы, весы, бусы, песок, носок, посуда, фасоль, касса, гусак, кусок
- пояс, компас, кокос, ананас, автобус, фикус, фокус, нос, конус, лес
- маска, каска, доска, миска, остановка, космонавт, коляска, капуста, хвост, мопс, куст, аист, мост, кекс
2. Предметные картинки со звуком [з] (предметные картинки под цифрой 2)
- замок, заяц, замок, зонт, зуб, змея, знак, звезда, забор
- медуза, коза, азбука, ваза, Незнайка, незабудка, гнездо, мимоза, изба
3. Предметные картинки со звуком [ш] (предметные картинки под цифрой 3)
- шапка, шуба, шина, шайба, шов, шут, шампунь, шахматы, шахта, шарф
- мышь, камыш, финиш, малыш, ковш, душ, ландыш, карандаш, тушь, гуашь
- каша, мишень, ошейник, мешок, машина, ушат, ишак, кошелек, ушанка, Нюша
- мошка, кошка, дедушка, бабушка, подушка, пушка, мишка, вишня, башня, неваляшка
4. Предметные картинки со звуком [ж] (предметные картинки под цифрой 4)
- жаба, жук, жилетка, жетон, желудь, жадина
- ежик, медвежонок, ежевика, пиджак, художник, ужи, ножи, дождик, пижама, одежда, лыжник, хижина
5. Предметные картинки со звуком [л] (предметные картинки под цифрой 5)
- лопата, лак, лама, лодка, лось, ложка, луна, лыжник, лужа, Лунтик, лампа, ладонь, ласточка, лучник, лотос
- молоток, колобок, палатка, мыло, улыбка, полотенце, пчела, желудь, пилот, акула, салат, мышеловка, юла, скала, водолаз
- стул, стол, ангел, узел, дятел, осел, котел, кинжал, козел, мотоцикл
- слон, кукла, глобус, клоун, плот, клумба, метла, облако, глаз, клубок
- белка, бутылка, колпак, копилка, посылка, иголка, елка, палка, волк, точилка
6. Предметные картинки со звуком [р] (предметные картинки под цифрой 7)
- рак, радуга, ранец, ракета, робот, роза, ручка, рыба, рысь, рубашка, ромашка, рыбак, рогатка, ручей, ракушка
- корова, муравей, корона, карандаш, носорог, пирамидка, горох, пирог, подарок, жираф, баран, воробей, Чебурашка, паровоз, пират
- топор, костер, забор, комар, мухомор, тигр, бобр, светофор, повар, сыр
- карта, парта, арбуз, горка, шорты, персик, торт, куртка, шарф, морж
- зебра, градусник, груша, кран, кровать, грузовик, дракон, ведро, тетрадь, матрос
МОДУЛЬ «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Задачи: закрепить артикуляцию гласных звуков и образ букв, автоматизировать звуки в слогах, а так же закрепить навыки звукового анализа.
Описание: Перед началом игры выберите картинки-символы артикуляции гласных звуков и букв. Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, называет звук, а затем выполняет задания логопеда:
- Бросать мяч в мишень, попадая в ячейки, при этом называть звуки. Взрослый при этом может называть звуки, в которые нужно попасть мешочком.
- Бросать мяч в логомишень, проговаривая слоги или слоговые ряды.
- Взрослый называет слова, в которых нужно определить первый звук. Ребёнок бросает мяч в тот звук, который является первым в слове.
Состав: 10 карточек с изображением символов гласных звуков и букв – А, У, О, И, Э, Ы.
МОДУЛЬ «ГРАММАТИКА»
Задачи: формировать грамматически правильную речь, автоматизировать трудные звуки.
Описание: Перед началом игры выберите картинки-символы грамматических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, выполняет задание.
Состав: 9 карточек с символами упражнений
цифры 1, 3, 5 (согласование существительных с числительными)
гном (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
точки 1 / 4 (образование существительных во множественном числе Именительном падеже; образование существительных во множественном числе Родительном падеже)
жадина (согласование существительных с местоимениями – мой, моя, моё, мои)
схемы положения звука в слове (определение места заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце)
ладошки хлопают (слоговой анализ)
схема предложения (придумывание предложения с заданным словом)
сердце / сердце перечеркнуто (классификация предметов на одушевленные и неодушевленные – живые и неживые)
попугай (отраженное проговаривание словосочетаний, предложений, чистоговорок с заданным словом)
МОДУЛЬ «ПАДЕЖИ»
Задачи: упражнять в изменении слов по падежам, отработать падежные окончания существительных, автоматизировать звуки.
Описание: Перед началом игры выберите картинки-символы грамматических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске пред логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слово, в соответствие с заданием.
Состав: 16 карточек с вопросами для изменения существительных по падежам:
Именительный падеж – Кто это? Что это?
Родительный падеж – вижу (кого? чего?); кидаю в (кого? чего?); (кого? чего?); убегаю от (кого? чего?).
Винительный падеж – рисую (кого? что?); выбираю (кого? что?); люблю (кого? что?).
Дательный падеж – еду к (кому? чему?); пишу письмо (кому? чему?); удивляюсь (кому? чему?).
Творительный падеж – иду за (кем? чем?); смеюсь над (кем? чем?); любуюсь (кем? чем?).
Предложный падеж – пою о (ком? чём?); думаю о (кем? чем?); читаю книгу о (кем? чем?).
МОДУЛЬ «ПРОСОДИКА»
Задачи: развитие просодической стороны речи – темпа, ритма, высоты и силы, интонационной выразительности голоса, автоматизация звуков.
Описание: Перед началом игры выберите картинки-символы просодических упражнений, а также дополнительные картинки с автоматизируемым звуком из модуля «Звукопроизношение». Ребенок стоит на балансировочной доске перед логомишенью, и бросает мешочек или мяч в мишень, изменяет слово в соответствие с заданием.
Состав: 9 карточек с символами упражнений:
«медведь» - скажи громко,
«мышка» - скажи тихо,
«улитка» - скажи медленно,
«заяц» - скажи быстро,
«робот» - скажи как робот по слогам,
«певица» - скажи протяжно,
«смайлик весёлый» – скажи весело,
«смайлик грустный» – скажи грустно,
«смайлик удивлённый» – скажи удивлённо.
МОДУЛЬ «ФРАЗЫ»
Задачи: автоматизации звуков во фразе, развитие синтаксической стороны речи.
Описание: Перед началом игры выберите звук, который будите отрабатывать, возьмите подходящие карточки для мишени. Спросите у ребёнка, что объединяет эти предметы на мишени. Попросите ребёнка назвать этот звук и выполнить задания логопеда.
Состав: карточки с сюжетными картинками на составление предложений, фраз на автоматизацию звуков.
1. Звук [с]
Свет светит на … Денис идет к … В сундуке … У Сони в сумке … Под сосной … Под сосной … У Стаса на скамейке … Сане снится … У собаки в миске … В самолете … У Саввы на санках … У Алисы на самокате … У совы на суку … На носке … Автобус едет мимо … Света написала на доске … У Сани в посылке … Под кустом … Саня спрятал в стоге … У Сони на сарафане …
2. Звук [ш]
Наташа вышивает … У Катюшки на подушке … У бабушки в шкатулке … У дедушки в мешке … У лягушки на кувшинке … У кошки под шляпой … Паша катает в машине … У Даши в шкафу … У Алёнушки на шарике … У Маши в каше … Глаша машет … У Тимоши книжка о … У мышонка в кармашке … Малыши шагают мимо … Катюша дует на … Миша нашел … У Гоши на штанишках … В кувшине … На шапке … В лукошке …
3. Звук [л]
У малыша под столом … У Лады на лавке … У Луши в лукошке … У Володи за палаткой … У Лунтика на луне … У Милы на лужайке … Михаил увидел под лупой … Павел положил на стол … У клоуна в блокноте … Милана купила … На ладошках … На футболке … На салфетке … У лодочника в лодке … Алла вымыла … У волка в логове … Пчела села около … У куклы на платье …
4. Звук [р]
В траве … За забором … Захар держит в руке … На картине в рамке … Ира стирает … Егор фотографирует … Вера раскрашивает красками Грузчик загружает в грузовик … Рома убирает в коробку … Кира радуется … Рая пробегает мимо … Юра читает рассказ про … У Маруси на сарафане … В подарке … У Ромы в ранце … У крота в норке … У пиратов на корабле … У единорога под радугой … У Красной шапочки в корзинке … Под мухомором растет …