ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Силантьева Кристина Дмитриевна
Педагог-психолог
ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»
Г. Астрахань


В статье рассматриваются разнообразные методы и техники арт-терапии, которые широко применяются в психологии, а точнее в индивидуальной коррекционно-развивающей работе психолога с детьми различного возраста. Методы арт-терапии помогают решить различные психологические сложности, с которыми сталкиваются дети любого возраста: заниженная самооценка, личностная или школьная тревожность, детские страхи, неуверенность, замкнутость и так далее. Также представлены практические арт-терапевтические упражнения, которые будут полезны педагогам-психологам в практике. Для каждого возрастного периода применяется определенная техника.
С каждым годом обращений родителей к детскому психологу становиться все больше. Причины тому разнообразные: если рассматривать дошкольный возраст – это детские страхи, тревожность, проблемы во взаимоотношениях с братьями или сестрами, непослушание. В младшем школьном возрасте, чаще всего, возникают сложности в школе, в отношениях с одноклассниками или учителем. В подростковом возрасте – это целый спектр проблем: эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, негативизм, агрессивность, подростковая депрессия и так далее.
В настоящее время, методы арт-терапии прочно закрепились в психологии, как наиболее эффективные и доступные техники, используемые педагогами-психологами в различных направлениях своей деятельности: диагностики, коррекционной работе и консультировании, в чем и заключается актуальность статьи.
Арт-терапия – это способ раскрытия внутренних сил и энергии человека, который способствует повышению внутренней уверенности, выплеску негативных эмоций и чувств. Применение арт - терапевтических техник в работе с детьми позволяет не только осуществить коррекцию поведения и эмоционального состояния ребенка, но также продиагностировать различные аспекты его развития.
В коррекционной работе педагога-психолога, помимо установления доверительных отношений с ребенком и его родителями, важным является правильный подбор методов, техник, психологических упражнений, которые будут, не только эффективны, но также интересны и увлекательны в выполнении. Арт-терапия хорошо помогает замотивировать ребенка работать над собой, будь это дошкольник, который учиться преодолевать свои страхи, или подросток, пытающийся найти выход из стрессовой ситуации.
Из арт-терапии представлены следующие техники: метафорические карты; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; цветотерапия.
Помимо традиционных методов психологической диагностики (анкеты, тестирование, беседа, проективные методики), педагоги-психологи ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» используют метафорические ассоциативные карты «Исцеление внутреннего ребенка». Данную колоду можно применять в работе с разными возрастными категориями (дети от 7 лет) в индивидуальной и групповой работе. Этот метод очень удобный и эффективный, позволяет выявить на ранней стадии внутренние переживания и установки. Часто появление таких детских установок приводит к сложностям во взаимоотношениях с детьми, внешний и внутренним конфликтам, то есть к нарушению гармоничного состояния давно выросшего, уже взрослого человека.
Упражнение «Мой внутренний малыш». Необходимо внимательно рассмотреть изображения на картах, прислушиваясь к своему внутреннему состоянию. Выбрать карту, которая вызывает эмоции, и найти своего Внутреннего ребенка. Попросите ребенка рассказать об этом малыше: сколько ему лет? какой он? о чем думает, о чем мечтает? Затем спросите его, какие эмоции этот малыш хочет испытывать, какие у него родители? Попросите детально описать мама и папу, чего они хотят от ребенка?
Вопросы можно задавать любые, в зависимости от запроса родителей. Например, если ребенок испытывает страхи, предложите ему также выбрать ассоциативную карту с изображение малыша и задать вопросы: чего боится этот малыш? Что его тревожит? Ассоциативные метафорические карты очень удобны в использовании с малоразговорчивыми детьми. После опроса ребенка по выбранным картам подводится вывод, и подготавливаются дальнейшие рекомендации родителям.
Изотерапия - самый распространённый вид арт-терапии, в которой используются различные средства для изображения – краски (акварель, гуашь, пальчиковые краски, акрил), цветные карандаши или мелки, фломастеры, пастель и так далее. Изотерапию хорошо проводить после визуализации положительных эмоций и образов, в этот момент ребенок переносит свои воссозданные чувства и желания на бумагу, и тем самым закрепляя результат.
Упражнение «Дотянись до звезд» - сочетает в себе элементы телесной терапии и визуализации. Возраст: от 10 лет. Цели: это упражнение представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели. Инструкция: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать… (15 секунд.). Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и загадай желание. (Желание может быть различным, в зависимости от проблемы, например, если это заниженная самооценка, попросите ребенка загадать стать увереннее, сильнее и смелее.)
Бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку… Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте… (10 секунд.). Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде…
После выполнения визуализации, необходимо пальчиковыми красками нарисовать звезду желания. Рисуя, продолжать проговаривать про себя загаданное желание.
Песочная терапия – эффективная техника в коррекционной работе с детьми, которая в настоящее время актуальна. Средства и методы пескотерапии развивают интеллектуальные способности ребенка, тактильную чувствительность, зрительное восприятие, мелкую моторику, значительно повышается мотивация ребенка к занятиям. Песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Также что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Упражнение «Мой новый мир». Возраст от 10 лет. Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.
Это упражнение хорошо подходит как для диагностики внутренних переживаний, чувств и эмоций. Также для коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, направленной на формирование целеустремлённости, анализ ценностей и достижений.
И позже ответьте на вопросы (для детей от 10 лет):
• Нравится ли вам ваша картина?
• Как бы вы ее назвали?
• О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
• Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
• Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
• Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!
Фототерапия. В настоящее время, в психологии очень популярно применение техники фототерапии. Фотография наиболее доступный способ передать свои чувства, переживания, яркие моменты жизни, радость от праздников и семейных торжеств, которую хочется показать и разделить с другими людьми.
Фототерапия – это метод использования фотографий для оказания психологической помощи людям. С помощью фотографии человек может поработать со своими воспоминаниями, эмоциями, чувствами, что позволяет ему лучше понять себя и применить полученные знания на практике.
В современном мире среди детей и подростков очень актуально увлечение фотографированием себя и окружающего мира. Именно в младшем школьном возрасте идет развитие творческих способностей и всех психических процессов, особенно мышления, формируется мировоззрение об окружающем мире, межличностные отношения и поэтому фотография является доступным средством для самовыражения ребенка.
Упражнение «Автопортрет». Возраст: от 7 лет. Цель: развитие положительного образа «Я», внутренней уверенности, раскрепощения, внутренних ресурсов личности.
Ребенку предлагается заранее сфотографироваться в обстановке, которая ему нравится, либо дома, либо на улице, в том месте, которое у него вызывает положительные эмоции и спокойствие. Так же, фотография должна, по возможности, передавать некоторые наиболее характерные проявления личности (поза, жесты, мимика и т.д.). Далее ребенок приносит на занятие распечатанную фотографию (можно несколько). Сначала проводиться обсуждение фотографии, какие чувства вызывает получившийся образ? Хотелось бы в ней что-нибудь изменить? С кем или с чем ассоциируется фотография? Далее начинается непосредственно проработка проблемы: например, заниженная самооценка у ребенка. На листе формата А3 в центр приклеивается фотография, по сторонам изображаются рамки, в которых будут записываться достижения ребенка, его успехи и способности.
Цветотерапия. Цвет играет важную роль в нашей жизни, мы постоянно окружены им во многих его проявлениях. Он способен вызывать у человека чувства и воспоминания. В настоящее время этот вид психологической помощи становится все более популярен и уже занимает достойное место в направлении арт - терапии. Терапевты используют метод цветотерапии как инструмент для восстановления физического, эмоционального и психического баланса, в различных терапевтических приемах.
Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.
Упражнение «Необычная радуга». Возраст от 6 лет. Цель: преодоление негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения, формирование положительных эмоций и чувств.
Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Последний цвет выбери сам, какой ты хочешь, чтобы был в необычной радуге. Ребенок называет этот цвет. Этот цвет означает, в зависимости от проблемы, например, быть смелым, храбрым, сильным и так далее. Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.
Таким образом, арт-терапия - это один из самых результативных методов психологической диагностики и коррекции, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала.


Список литературы.
1. Ахмедова, С. (2012) Методы арт-терапии в работе с агрессивными детьми. S. p.: Lambert Academic Publishing, 88 с.
2. Бетенски, М. (2002) Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-Пресс, 256 с.
3. Божович, Л. И. (2008) Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 398 с.
4. Володина, С. А. (2016) Влияние образовательной среды на развитие мышления ребенка. В кн.: Т. Н. Сахарова (ред.). Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л. С. Выготского. Т. 1. М.: МПГУ, 499 с.
5. Выготский Л.С. (2003) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 512 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. (2015) Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 256 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Тихонова, Е. А. (2003) Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 208 с.
8. Изард, К. Э. (2009) Психология эмоций. СПб.: Питер, 464 с.
9. Киселева, М. В. (2006) Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 160 с.
10. Киселева, М. В. (2007) Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 330 с.
11. Киселева, Т. Ю., Беловолова, С. П. (2010) Арт-терапия как психолого- педагогическая технология. Сибирский педагогический журнал, № 11, с. 218–225.
12. Копытин, А. И. (ред.). (2012) Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. М.: Когито-Центр, 286 с.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.