Мигунова Татьяна Валерьевна
Учитель - логопед
Муниципальное образовательное учреждение
Дубровская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Дмитрия Ефимовича Оскаленко.
Ленинградская область, Всеволожский район, п. Дубровка
Письменная речь формируется на основе устной, и дети с ЗПР у которых наблюдается ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи, в первую очередь попадают в группу риска по дисграфии и дислексии. В связи с этим работа в данном направлении приобретает выраженную коррекционную направленность, так как развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте, а в дальнейшем – полноценного усвоения школьной программы в целом.
Поддержание и развитие познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов и наглядно- игровых пособий.
Сегодня, хочу поделиться с вами опытом работы по изготовлению и применению в практической деятельности наиболее эффективных наглядно-игровых пособий по формированию фонематических процессов.
Данная работа начинается с узнавания неречевых звуков.
На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек барабан, колокольчик и т.д. Педагог просит ребенка внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку предлагается только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.
Перед ребенком – бумага, стакан с водой, ножницы и т.д. (одинаковые баночки с разными наполнителями) ребенку предлагается без зрительной опоры определить, что он слышит и рассказать о действиях взрослого или ребенка. Если ребенок плохо говорит или испытывает затруднения (не может вспомнить слово), можно использовать «картинки – подсказки».
Включается запись «звуки природы» – шум дождя, шум ветра и т.д ребенку предлагается найти соответствующую картинку.
По сказке «Три медведя». Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку Три медведя, а затем, меняя высоту голоса, просит отгадать кто говорит и угостить его малиной.
В упражнениях на изменения высоты силы голоса «Тихо-громко» можно использовать зрительную опору «Веселые смайлики».
Далее знакомая игра Сигнальщики.
Взрослый несколько раз повторяет тот гласный звук, который ребенку необходимо выделить среди других звуков.
Можно использовать «Сигналы», «выкладывать камушки», выполнять различные движения. Шагать по «цветным квадратам»
При знакомстве с гласными звуками, наиболее эффективно использовать картинки с артикуляцией. Данные пособия, большого размера используются для работы у доски и маленькие (на каждого ребенка) для индивидуальной работы.
Данные пособия можно использовать и при знакомстве со схемой слова, первоначально вместо буквы будет артикуляция-ротик.
Таким образом, используя игровые формы, педагог мотивирует ребенка к получению новых знаний, эффективно решает поставленные коррекционные задачи по данному направлению и создает базу для дальнейшего обучения ребенка в школе.
Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале "Мудрец"