Круглова Наталья Александровна
Педагог-психолог
МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок»
Нижегородская область, р.п. Воротынец
I. Пояснительная записка
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
• Ухудшением социальных условий жизни части детей;
• Кризисом воспитания в ряде семей;
• Невниманием педагогов и врачей к нервно – психическому состоянию детей;
• органические поражения головного мозга (травмы, менингиты ит.д.);
• социокультурные факторы (телевидение, интернет, компьютерные игры, которые систематически пропагандируют культ насилия);
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции, относительно немного. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.
Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда.
Данная программа направлена на оказание психологической помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью. Они отбирают и ломают игрушки, обзывают других детей.
Цель программы: преодоление агрессивного поведения у старших дошкольников, снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
1) Обучение детей способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих;
2) Развитие умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (дыхательные упражнения, аутотренинги, прослушивание спокойной музыки и т.п.);
3)Формирование адекватной самооценки детей, повышение самоуважения;
4)Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей.
5)Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
Периодичность: 1 раз в неделю 10 занятий. Длительность занятия – 30 минут.
Планируемый результат:
-умение правильно выражать негативные чувства;
- повышение уверенности в себе;
- снижение агрессивности;
- адекватное, конструктивное поведение.
Методы и техники:
- игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;
- пластически этюды;
- терапевтические сказки;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности поведения;
- дыхательные упражнения;
- релаксационные методы;
- арт – терапевтические методики.
Структура занятия:
- ритуал приветствия – 2 минуты.
- разминка – 5 минут.
- коррекционно-развивающий этап - 15 минут
- релаксация – 5 минут
- заключительный этап – 3 минуты
План подгрупповых занятий
Этапы работы Цель Содержание коррекционной работы
I.Обучение способам выражения гнева Формирование осознания собственных эмоций;
Отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения;
Развитие спонтанности детей;
Повышение самооценки детей. Ритуал приветствия
1.Упражнение «Я сердит»
2.Упражнение «Волшебные линии»
3. Упражнение «Мешочек злости»
4.«Мимическая гимнастика»
5.«Я очень хороший»
Ритуал прощания
Повышение самооценки детей;
Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств;
Обучение способам выражения негативного
эмоционального состояния социально приемлемыми способами. Ритуал приветствия
1.Сказка «Сердитый дог Буль»
2. «Вырази чувство глазами» 3.Упражнение «Шкала злости»
4.Дыхательное упражнение
5.Упражнение «Пластилин-силач»
Ритуал прощания
Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения;
Развитие у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях. Ритуал приветствия
1.Сказка «Чудо-кактус»
2.Творческая работа по сказке
3.Упражнение «Мешочек злости»
4.«Злая черная рука»
5.«Стоп, кулак!»
Ритуал прощания
II.Обучение приемам саморегуляции Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения;
Помощь ребенку говорить о значимых для него переживаниях;
Ритуал приветствия
1.Упражнение «Танец злости»
2.Упражнение «Мой гнев»
3.Упражнение «Волшебные линии»
4.Релаксационное упражнение «Улыбка»
5.«4 вопроса – 4 рисунка»
Ритуал прощания
Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.
развитие самоуважения детей.
Ритуал приветствия
1.Упражнение «Танец злости»
2.Дыхательное упражнение
3.Упражнение «Страна Злости»
4.Релаксация «Полет в небе»
5. «Скажи Мишке добрые слова»
Ритуал прощания
Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция, развитие креативности.
Развитие умения проявлять агрессию в конструктивных целях;
снижение у детей сверхконтроля за проявлением гнева; Ритуал приветствия
1.Упражнение «Кубик эмоций»
2.Упражнение «Танцующие мелки»
3.Упражнение «Стрелялки»
4.«Прогони Бабу-Ягу»
5.Творческая работа «Подарок для друга»
Ритуал прощания
III.Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие образного мышления.
Разрушение стереотипных восприятий агрессивных персонажей сказок и фильмов;
Развитие у детей способности анализировать причины своего агрессивного поведения. Ритуал приветствия
1.Упражнение «Слушаем себя»
2.Упражнение «Волшебный круг»
3.Упражнение «Стойкий солдатик»
4.«Конкурс художников»
5.«Почему подрались мальчики»
Ритуал прощания
Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Развитие умения сотрудничать;
Улучшение общения со сверстниками Ритуал приветствия
1.Упражнение «Здравствуй, песок!»
2.Упражнение «Я и мои эмоции»
3.Упражнение «Маска гнева» 4.«Звериное пианино»
5.«Кто сильнее любит»
Ритуал прощания
Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие образного мышления.
Улучшение общения со сверстниками;
Формирование у детей добрых чувств к окружающим. Ритуал приветствия
1.Упражнение «Волшебный песок»
2.Упражнение «Песочная фантазия»
3.Упражнение «Лепим шар»
4.«Вулкан»
5.«Мягкое сердце»
Ритуал прощания
IV.Обучение конструктивным поведенческим реакциям. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении;
Формирование доброжелательных отношений.
Ритуал приветствия
1.Сказка «О девочке, которая не умела играть»
2.Творческая работа по сказке
3.Упражнение «Мешочек злости»
4.«Я хочу с тобой подружиться»
5.«Цветок дружбы»
Ритуал прощания