Кускова Мария Вячеславовна
Педагог-психолог
ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К.Грота
г. Санкт-Петербург
Как направление практической психологии сказкотерапия сложилась относительно недавно – чуть более 20 лет назад. Нужно помнить вместе с тем, что сказки – самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Также это один из первых в истории образцов литературного творчества, с которым мы сталкиваемся на протяжении всего нашего жизненного пути. Именно поэтому сказка понятна и приемлема фактически для каждого. Кроме того, сказки могут вызывать в нас ряд приятных (иногда неосознаваемых, неуловимых) воспоминаний, связанных с детством, родителями и прародителями, создавая таким образом общий фон настроения.
Сказкотерапия – это осуществление психотерапевтического процесса с помощью сказок.
Принципы сказкотерапии:
- Воздействие на ценностном уровне. Сказка базируется как на общечеловеческих ценностях, так и на ценностях, характерных для данного конкретной национальности, народности и т.д., таких как добро, любовь, дружба, семья и т.д. Одновременно все они заключены в увлекательную форму сказочного сюжета, что позволяет усваивать их в детском возрасте без особых усилий и естественным образом.
- Принцип передачи жизненной силы. Люди, которые обращаются за советом к психологу, как правило, испытывают нехватку жизненной силы, другими словами, теряют веру в возможность самостоятельного разрешения проблем, в свои ресурсы и возможности. Сказки, которые подбираются или сочиняются для клиента (или совместно с клиентом), обязательно укрепляют веру клиента в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.
- Принцип многогранности. По сути, любая реальная ситуация, в которой находится клиент, преобразуется в сказочный сюжет, через призму которого предлагается посмотреть на проблему с разных сторон. В результате должно возникнуть понимание неоднозначности любого жизненного события, его многосторонности и многогранности.
- Связь между реальностями. Речь идет о реальной жизненной ситуации (событии, проблеме) и сказочном контексте; о смене контекстов, благодаря чему возможно переосмысление клиентом происходящего.
Основные виды сказок:
- народные сказки, к ним относятся и мифы;
- художественные сказки;
- авторские художественные сказки (более образны);
- дидактические сказки (создаются для «упаковки» учебного материала);
- психокоррекционные сказки;
- психотерапевтические сказки;
- медитативные сказки.
В комплексной сказкотерапии при оказании психологической помощи используется такая форма работы, как игротренинг. Сценарий игротренинга разрабатывается психологом в соответствии с запросами клиентов.
Например, целью игротренинга может являться обучение коммуникативным навыкам и формирование мотивации к получению новых знаний на основе использования текста русских народных сказок. Задачи игротренинга:
1) снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативных этюдов;
2) формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникативных упражнений;
3) формировать мотивацию к получению новых знаний;
4) закреплять интерес к интерпретации невербальных коммуникативных средств;
5) учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции;
6) актуализировать знание текстов русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях главных персонажей;
7) учить экстраполяции коммуникативного опыта сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Большое значение имеет организация коммуникативной диалогической среды для студентов, активно подключившихся к интерпретации сказки. Создавая группы, участники вынуждены налаживать межличностные отношения. При этом играют роль некоторые важные коммуникативные качества:
1) эмпатия – умение увидеть мир, содержание сказки глазами другого человека, старание понять его, как другие, способность рассказать о своем понимании, чтобы остальные смогли подтвердить или опровергнуть данные представления;
2) доброжелательность – способность испытывать и демонстрировать доброжелательное отношение, уважение и симпатию к другим, умение понимать тогда, когда не одобряешь их мнение, готовность поддержать других;
3) близость к себе – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками, открыто демонстрировать окружающим свое отношение, способность быть самим собой;
4) конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих мыслях, мнениях, действиях, переживаниях, готовность однозначно отвечать на вопросы участников анализа сказок;
5) инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с другими участниками творческой группы, готовность «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают остальные, браться за решение вопросов и проблемных ситуаций, требующих активности и энергичности;
6) непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним;
7) открытость – готовность искренне обсуждать с другими свои мысли, скромность, умение говорить о чувствах, переживаниях, опасениях, сомнениях;
8) принятие чувств – отсутствие неуверенности при выражении своих чувств или чувств других людей, готовность принимать чувства окружающих и выражать собственные без стремления навязывать их;
9) конфронтация – осознание своей ответственности и заинтересованности в какой-либо точке зрения, а в случае ее несовпадения с мнением остальных – готовность конструктивно обсуждать существо вопроса, корректно спорить, разворачивать дискуссию;
10) самопознание – отношение к конфронтации с другими и новому опыту как к ценному для самопознания материалу, исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность использовать помощь и советы других в отношении себя, не теряя при этом индивидуальности.
При выполнении этих несложных условий взаимодействия в творческих группах каждый из участников работы со сказкой может достичь значительных результатов.
Совместными усилиями нужно приближаться к идеалу, когда обучение становится творчеством, иначе придется не радоваться жизни вместе с психологией, а прикладывать ее к своим больным местам. Следование описанным правилам позволяет провести анализ различных способов преодоления жизненных трудностей на примере сказочных персонажей (табл. 1).
Таблица 1. Способы преодоления жизненных трудностей
Способ |
Характеристика |
Использование в психолого-педагогической практике |
|
Прямая агрессия |
Герой достает меч и рубит дракону головы |
Решение проблемы с позиции силы: демонстрация своей физической и ментальной силы противнику |
|
Агрессивные действия могут быть направлены на то, чтобы: 1) обратить в бегство 2) превратить 3) убить 4) заточить 5) отрицать 6) игнорировать (превратить в «Золушку») 7) обратить в рабство |
|
||
Хитрость |
Герой притворяется слабым, неумелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, будто тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-ягу, что не умеет садиться на лопату, и т.п. |
Возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны, обратить ее в шутку |
|
Хитрость, обман могут принимать различные формы, когда действующие лица: 1) притворяются, «меняют личину» 2) скрывают информацию, прячут, прячутся 3) демонстрируют свою мнимую незаинтересованность 4) сбивают с толку, а потом причиняют зло 5) занимаются демагогией, пока их слушают 6) выполняют роль «лжеконсультанта» 7) врут, сочиняют 8) распускают сплетни («очерняют») |
|
||
Использование волшебных предметов и помощников |
Герой прибегает к помощи меча-кладенца, перстня, удесятеряющего силу, и т. п. |
Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности |
|
Волшебные предметы и помощники могут действовать различным образом: 1) неожиданно меняют ситуацию, причем кардинально 2) помогают герою измениться («обернуться») 3) приумножают ресурсы («стал как рать») 4) помогают прятать, делать недоступным, особо оберегают 5) не работают при передаривании Дары часто крадут, отнимают |
|
||
Групповое решение проблем |
Герои распределяют между собой обязанности, каждый берет на себя то, что ему удается лучше всего |
Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе |
|
Решение проблем может быть: 1) групповым 2) индивидуальным 3) ускоренным 4) процессуальным 5) частичным 6) глобальным, абсолютным 7) окончательным 8) мнимым |
|||
Передача ответственности другому лицу |
Иван-царевич передает решение Серому Волку |
В ситуациях, где решение невозможно найти самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь |
|
Другие герои появляются: 1) для ускорения действия 2) в тупиковой ситуации (сказка «дарит» нужного героя) 3) если первый герой не берет ответственность на себя 4) если кому-то нужно профессиональное исполнение желаний 5) по мере усложнения задачи 6) при возвращении и понимании необходимости замены (после нового опыта) 7) для выполнения посреднической функции 8) если герой вырос 9) если герой выздоровел 10) для устрашения других (как символ силы, власти) 11) для выполнения защитнической функции 12) для создания особых условий для испытания |
Рекомендации для психолога по проведению игротренинга
Игротренинг предполагает реализацию коммуникативного потенциала каждого участника. Здесь можно выделить три основных аспекта:
- когнитивный: получение новой информации с помощью постановки исследовательских задач, направленных на увеличение информированности об общении в целом, анализе ситуации, о себе, о психологии;
- эмоциональный:
– переживание личностной значимости полученной информации,
– прочувствование и проживание ее,
– переживание и оценивание новых знаний о себе и других,
– прочувствование своих неуспехов и недостатков,
– переживание как своей общей самооценки, так и ряда частных самооценок;
- конативный, или поведенческий: расширение поведенческого репертуара через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.
При проведении игротренинга устанавливаются следующие правила работы в группе:
- Не опаздывать.
- Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
- Стремиться быть активным участником того, что происходит.
- Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самостоятельно решать, как себя вести, как поступить в той или иной групповой ситуации.
- По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.
- Использовать право на поддержку, помощь со стороны группы.
- Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
- Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.
- Использовать право высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Использовать обращение «ты» во время работы группы.
- Сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы (таких как необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Каждый участник имеет право делать это заранее. Вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа.
- Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
- Не говорить о присутствующих в третьем лице.
Данные правила после их обсуждения рекомендуется кратко записать всем участникам группы:
- Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, субординации, сложившихся до появления группы. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
- Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
- Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, чего от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
- Обсуждению подлежит то, что происходит здесь и сейчас.
- Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
- Правило конструктивной обратной связи. Следует говорить о поведении, а не о личности; анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.
Во время проведения игротренинга участники после выполнения каждого очередного задания (упражнения, этюда) проводят групповое обсуждение результатов. Тренер знакомит всех участников с правилами группового обсуждения:
- дать высказаться каждому;
- отметить общие положительные достижения;
- найти сходные моменты в выполнении упражнений отдельными участниками;
- указать на какие-то общие недостатки и ошибки (не персонифицируя);
- оценить психологическую атмосферу и эмоциональное состояние группы;
- остановиться на индивидуальных особенностях выполнения упражнений, отмечая положительные моменты и поощряя участников;
- подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше;
- сказать о своих чувствах.
Пример сценария игротренинга по сказкотерапии
Задание 1. Утро Иванушки
Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда; формировать мотивацию к получению новых знаний.
В некотором царстве, в тридесятом государстве заря поднималася. Солнце проснулось. Потянулось. Взглянуло на землю русскую.
В своей избушке на печке проснулся Иванушка-дурачок и раздумался: «Пойти ли сегодня на учебу? Может быть, дома на теплой печке остаться?»
Подошли к Иванушке мама с папой: «Собирайся, сынок, на учебу!»
- Не хочу. Не пойду.
- Почему?
Дальше участникам тренинга предлагается в форме импровизации разыграть диалог, в ходе которого родители убедят Иванушку в том, что нужно идти учиться.
Задание 2. Утренняя встреча
Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникационного упражнения; учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции.
Этюд «Знакомый» (по мотивам стихотворения В.Д. Берестова «Знакомый»):
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
И он, и я, и он, и я.
Задание 3. Волк – добрый или злой?
Цель: актуализировать знание текстов русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях главных персонажей; научить экстраполировать коммуникационный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
В институте началась сказочная лекция «Волк и его друзья». Лектор Мудрая Сова показывает студентам этюд «Злой волк». Все ли волки такие?
Участники: Колобок из сказки «Колобок», лягушка-квакушка из «Теремка», лиса из сказки «Волк и лиса», Иван-царевич из сказки «Жар-птица», теленок из сказки «Волк и теленок» и др.
Каждый хвалит волка, перечисляя его положительные качества.
Вывод: «Волки, как и люди, бывают разными»:
Доверчивыми, заботливыми, злыми, наивными, слабыми, преданными, хозяйственными, глупыми, коварными, любящими, добросердечными, общительными, сильными, выносливыми, отважными.
Задание 4. Не испугался
Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникативного упражнения; закреплять интерес к интерпретации невербальных средств коммуникации; учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции; учить экстраполировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Этюд по сказке Даниила Хармса «Храбрый еж».
Участники игры: еж, змея и другие звери. В начале сказочной игры ведущий спрашивает, каких зверей участники хотели бы изобразить. Каждый участник самостоятельно выбирает известного ему сказочного персонажа; показывает стиль, манеру его поведения. Можно выбрать и какую-нибудь из птиц, у которых имеются свои особые повадки. Студенты выполняют короткие этюды: «Мишка-медведь», «Лисичка», «Храбрый ежик», «Заинька» и пр.
Стоял на столе ящик.
Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.
А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся.
А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила.
Испугались звери и разбежались.
Один еж не испугался, кинулся на змею и – раз, два, три – загрыз ее.
А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!»
Нет, не так! Еж закричал: «Ав-ав-ав!»
Нет, и не так! Еж закричал: «Мяу-мяу-мяу!»
Нет, опять не так! Я и сам не знаю, как.
Кто знает, как ежи кричат?
Ведущий и участники придумывают крик ежа.
Задание 5. Репка
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда; учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции.
Игра «Репка». Бабка и дед позвали животных на помощь (обсуждают между собой, каких животных позвать, и приглашают их).
Ведущий спрашивает: Теперь справитесь? Вытащите репку?
Задание 6. Удивительное в сказках
Цель: актуализировать знание текстов русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях; учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции.
Лекция доброго волшебства. Ведет лекцию Добрая Фея. Сегодня контрольная работа:
- На чем можно перелететь море-океан?
- Какое сказочное транспортное средство самое быстрое?
Ковер-самолет Метла и ступа Сапоги-скороходы Дракон Гуси-лебеди Корабль «Летучий Голландец» Змей Горыныч Ласточка |
Конек-Горбунок Гусь, утка, ядро Борода Тапочки Маленького Мука Сани спешные Воздушный шар Карлсон |
- С помощью чего можно перемещаться не только в пространстве, но и во времени?
Волшебные заклинания Волшебная лампа Волшебные зеркала Волшебная палочка Кольцо («Двенадцать месяцев») Волшебный колодец Машина времени Часы («Сказка о потерянном времени») Шапка-невидимка Наливное яблочко на блюдечке |
Мертвая вода Поцелуй Похищение с помощью вторых лиц Царства, где время измеряется иначе Черная курица Огниво Санта-Клаус Радио («В стране невыученных уроков») Сон |
Конкурсы для логопедов и дефектологов
- Назовите сказочных героев, которые живут на белом свете много-много лет. Определите, сколько примерно лет каждому из них. Кто из них самый старший?
Баба-яга Кощей Бессмертный Черепаха Джинн Фея Эльфы Чёрт Драконы 1номы Старик Хоттабыч Снежная королева Дед Мороз Домовой |
Леший Кикимора Волшебные рыбы Ль Водяной Ведьмы Колдуньи Птица Феникс Черномор Соловей-разбойник Голова Русалки Сирены |
Задание 7. Эмоции Несмеяны
Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникативных упражнений; закреплять интерес к интерпретации невербальных коммуникативных средств; учить экстраполировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Дворец царевны Несмеяны. Царь приглашает Семь Симеонов – пусть покажут, какими эмоциями владеют.
Начинается тренинг «Передай эмоцию». Участники выражают различные эмоции: радость, восхищение, удовольствие, горе, симпатию, пренебрежение, гнев, стыд, страх, удивление, страдание, отвращение, презрение.
«Человек обладает большими эмоциональными возможностями. Подумай над своим эмоциональным состоянием, Несмеяна», – говорит в заключение царь.
Задание 8. Урок зла
Цель: формировать мотивацию к получению новых знаний; учить преодолению социальных стереотипов в процессе межличностной аттракции; актуализировать знание текстов русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях главных персонажей; учить экстраполировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Заседание клуба «Сказочные злодеи». Собрались Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Леший и стали друг перед другом хвалиться, кто из них хуже. Вдруг входит Иван-дурак. Обрадовались злые сказочные персонажи: «Мы ему все наши умения передадим. Злу научим, надо молодую смену готовить».
Выслушал их Иван. Не соглашается злу обучаться. Злые сказочные персонажи говорят: «Зачем в школу ходить? Там уму-разуму научат». Иван объясняет, почему не желает обучаться злу и почему надо идти учиться.