Акопова Ева Аслановна
воспитатель
г. Краснодар
Конспект занятия в средней возрастной группе "Поговорим о дружбе"
Цель: Формирование у детей представлений о дружбе, её ценности и важности в жизни человека. Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками.
Задачи:
- Образовательные: Расширить представления детей о понятии "дружба", выделить основные качества, присущие настоящим друзьям. Уточнить знания о правилах поведения в коллективе, способствующих поддержанию дружеских отношений.
- Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли и чувства. Способствовать развитию эмоционального интеллекта, формированию эмпатии и сочувствия к другим. Развивать творческое мышление и воображение.
- Воспитательные: Воспитывать у детей потребность в дружбе, уважительное отношение к друзьям и сверстникам. Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём, находить компромиссы. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации с изображением дружеских отношений между детьми.
- Карточки с ситуациями, требующими проявления дружелюбия и взаимопомощи.
- Музыкальные произведения о дружбе.
- Материалы для рисования (бумага, карандаши, краски).
Ход занятия:
- Организационный момент: Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
- Беседа о дружбе: Обсуждение вопроса, что такое дружба, кого можно назвать другом, какими качествами должен обладать настоящий друг.
- Разыгрывание ситуаций: Анализ карточек с ситуациями, требующими проявления дружелюбия и взаимопомощи. Обсуждение возможных вариантов поведения в каждой ситуации.
- Игра "Комплименты": Дети по очереди говорят друг другу комплименты, выражая положительные качества характера.
- Рисование на тему "Мой друг": Дети рисуют своих друзей, делятся впечатлениями о дружбе.
- Прослушивание музыкальных произведений о дружбе: Обсуждение смысла песен, анализ чувств и эмоций, выраженных в музыке.
- Подведение итогов занятия: Закрепление полученных знаний о дружбе, поощрение активности и участия детей.
- Рефлексия: Обсуждение того, что нового и интересного узнали дети на занятии, что понравилось больше всего.
Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу «Здравствуйте», «Доброе утро», чтобы весь день был у нас добрым и радостным. Давайте скажем эти утренние и волшебные слова.
Дети: «Доброе утро»
Воспитатель: Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы весело и ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Давайте вместе скажем:
Здравствуй правая рука, (правую руку протягиваем вперед)
Здравствуй левая рука, (левую руку протягиваем вперед)
Здравствуй друг, (протягиваем правую руку другу)
Здравствуй друг, (протягиваем левую руку)
Получился ровный круг (беремся за руки).
Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас можете присесть.
Воспитатель: (берет в руки подарочный пакет)
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вы хотите узнать что в пакете?
Воспитатель достает из пакета 5 лепестков и серединку от цветка «дружбы»)
Воспитатель: как вы думаете , что это за лепестки? (от цветка)
Правильно, но этот цветок не простой, волшебный. И называется он цветок «дружбы». Мы сможем его составить, если назовем правила дружбы.
А что такое дружба? Для чего нужны друзья? Кого можно назвать другом?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Когда мальчики дружат, как их называют? (друзья). А когда девочки дружат? (подруги). А у вас есть друг? Расскажите о нем, пожалуйста.
Дети: рассказывают о своих друзьях.
Воспитатель: Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Друг готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка).
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.
Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки
Воспитатель: Правильно, давайте друг другу улыбнемся. Ребята, как думаете, чтобы познакомиться и завести новых друзей, надо знать вежливые слова? А вы знаете вежливые слова?
Игра «Доскажи словечко»
1. Если встретиться знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче…(здравствуй)
2. Если просишь что – нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать……….(пожалуйста)
3.Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны и будьте….(добры)
4.Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
То в минуту расставания всем скажите….. (до свидания)
5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить …(спасибо)
Воспитатель: молодцы. Значит первое правило дружбы: быть вежливым и всегда улыбаться.
Воспитатель: Но если ссора всё таки произошла, то что надо сделать друзьям?
Дети: Помириться.
Воспитатель: Правильно. Давайте покажем, какая у нас есть волшебная «мирилка».
«Мирилка» (физминутка)
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)
Воспитатель: Вот какая хорошая «мирилка» у нас есть. А сейчас, ребята, я вам прочитаю историю о двух друзьях.
Воспитатель: Что произошло, что не поделили друзья? Почему Мишка решил не дружить с Ежиком. Как вы думаете, ссориться с другом это хорошо или плохо?
Дети:…
Воспитатель: Второе правило дружбы: не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.
Воспитатель: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть если качели одни, а друзей двое?
Дети:…
Воспитатель: Давайте еще раз расскажем эту историю, но уже с добрым концом.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Мишка качели к себе потянул.
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети:…
Воспитатель: Правильно. Уступать друг другу, делиться.
Третье правило дружбы: Уметь договариваться, уступать друг другу.
Воспитатель: Послушайте еще историю:
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шел.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!»
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Воспитатель: Как бы вы поступили? Как бы в этой ситуации поступил друг?
Дети:…
Воспитатель: Молодцы. Значит четвертое правило дружбы: «Помогай другу».
Ребята, а какие бы вы еще добавили правила дружбы?
Дети: уметь попросить прощения, если был не прав; делиться…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Не забывайте эти правила и у вас тоже будет много друзей.
Ну и чтобы запомнить, какими должны быть настоящие друзья, давайте поиграем в интересную игру.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет нет».
Конкурсы для логопедов и дефектологов Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь я точно знаю, что вы настоящие друзья.