ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Пастухова Алла Сергеевна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Тяжинский центр дополнительного образования»

Кемеровская область, Тяжинский м.о., п.г.т. Тяжиннский

 

Сказкотерапия  в работе с детьми

Содержание

1.Общие закономерности работы………………………………………………2

2.Принципы работы со сказками……………………………………………….4

3.Структура занятия по сказкотерапии………………………………………..6

4.Как использовать сказочные истории………………………………………..8

5.Приложение 1.Авторские сказки……………………………………………..12

  1. Приложение 2. Сказки народов мира………………………………………25

 

Общие закономерности работы со сказками

В последнее время термин «сказкотерапия» всё чаще посещает специальные и популярные издания. Так что же такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Сказкотерапия – это и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.

Процесс расшифровки знаний… Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с разных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребёнок  с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного героя «сыплется» так много испытаний? А что происходит в результате всех приключений? Многие отвечают, что он становится крепче. Однако сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание даётся по силам. Так кто же здесь слаб? Понимание этой простой истины часто производит психотерапевтический эффект: «израненный» человек вдруг осознаёт у себя внутри источник силы. Ещё неизвестно, что и как делать, но уже ясно – Я МОГУ. И в этом случае сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Для многих сказка связана с волшебством. Волшебство связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Однако надо помнить, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем…

          Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок, который может превращать её, в кого она пожелает. Она тут же хочет превратиться в лошадь. «Это прекрасно, что хочешь превратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что, если после превращения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а себя? – «Почему?» - разочарованно тянет ребёнок. « Представь, если в виде лошади ты войдёшь в кухню, что будет с бабушкой?» - «Она в обморок упадёт». – «Теперь ты понимаешь, почему волшебство невидимо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но внутри себя, превратившись в лошадь, ты приобретёшь её силу, красоту, выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти качества?»

          Итак, волшебство – это ещё и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вовруг.

Самое сложное для восприятия детей (и взрослых) можно объяснить сказкой, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Главная задача педагога-психолога при проведении сказкотерапии – помочь детям осознать смысл сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок начнет осознавать «сказочные уроки»,  отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он будет более мудрым и созидательным, а его поведение будет адекватным жизненным ситуациям.

 

Принципы работы со сказками.

Русский философ Ильин сказал, что сказка – это сон, приснившийся нации. Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к бессознательному. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие.

          Наиболее распространенные формы работы со сказками:

  • сюжет проигрывается по ролям и затем рефлексия чувств;
  • сюжет прослушивается (читается, смотрится фильм), затем ищется эмоционально значимая ситуация;
  • сказка прослушивается, затем рисуются иллюстрации, выражая в ее готовых формах чувства;
  • проводится работа с переживаниями по поводу сюжетных ходов и с соотношением к конкретным героям;
  • провоцируются «стандартные» чувства через проживание истории или через контакт с определенным персонажем.

Принципы работы со сказками:

  1. Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что, на первый взгляд, это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Этого можно достигнуть, задавая вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

  1. Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Задача психолога – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
  2. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача психолога - прорабатывать с детьми сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Структура занятия по сказокотерапии.

  1. Создать настрой на совместную работу. Это могут быть различные ритуалы:
    • присесть на сказочный «летающий» ковер, на несколько минут закрыть глаза и представить, что вы летите в страну сказок;
    • взяться за руки, улыбнуться друг другу, на счет раз… два… три… в центре круга зажечь «костер улыбок»;
    • взяться за руки в кругу и некоторое время смотреть на зажженную свечу.

  Рассказ или показ сказки детям.

  1. Ролевая игра, позволяющая детям приобрести новый опыт.

Проигрывается сюжет сказки или отдельные моменты детьми. Роли дети могут выбирать сами, могут вытаскивать жребий «кто кем будет», если необходим коррекционно-развивающий эффект для определенных детей, то «роли» «назначает» психолог по своему усмотрению.

  1. Анализ, обсуждение сказки, проработка сказочных смыслов и связь с реальными жизненными ситуациями.

Возможные вопросы: о чем эта сказка? Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Что приносят поступки героя окружающим? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Какие чувства вызывает эта сказка? Почему герой реагирует именно так?

  1. Рефлексия. Каждый проговаривает «Чему научила сказка?» Как он себя чувствовал на занятии?

Психолог подводит итог занятия, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

  1. Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Психолог говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Эти знания пригодятся в жизни»

Как использовать сказочные истории

Самый простой и естественный способ – чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае, содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения.

Если же вашему ребенку 12 и больше лет, и он мальчик, начинающий относится скептически ко всему, что «не круто» - ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и естественным образом вставлена в будничные семейные разговоры. Как бы «между прочим», вы рассказываете «байку», анекдот или просто забавный случай, не показывая того, что вас вообще интересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае истории нуждаются в переделке. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющий.

Читая ребенку младшего возраста сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер – это говорит об актуальность темы сказки. Если спокойны ребенок начинает вертеться – значит либо тема абсолютно незначимая, либо сказка трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней в совершенно ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме.

В процессе чтения можно попросить ребенка высказать свое мнение относительно событий сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев.

Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. Но необходимо помнить и соблюдать два правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете не единого слова из того, что он говорит. Вы вообще забывает на время выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы…» и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно и его высказываний не будет подвержено критике.

Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая сове мнение, нужно, по возможности, отдать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, - заканчивайте и слушайте его. Лучше всего, если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будите искренно на них отвечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал, значит длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. поэтому, лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.

Если ребенок не хочет ничего говорить, - не заставляйте его. Через некоторое время он разговорится, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.

После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Оптимальным вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

Рисование является важным закрепляющим фактором, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (не обязательно сразу же), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок скорее всего выберет сюжет, наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о его реакции на сказку. Прояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Можно говорить и об истории в целом, однако центром беседы должен быть тот момент, который изображен на рисунке.

Иногда дети создают рисунки, которые не совсем «правильно» иллюстрирует сказку. Это нормально – так они выделяют наиболее значимые моменты и вносят корректировку в саму сказку, выражают свое отношение к сюжету.

Последний этап работы со сказкой настолько же трудный для родителей, насколько эффективен для ребенка. Это драматизация сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь необходимы только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли или превратить обычные предметы в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете «сказочное» пространство: ковер будет морем, стул – горой, стол – домом и т.д.

Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно менять, при этом акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное – обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете. Идеальный вариант – если всю режиссуру берет ребенок, оставляю вам роль «помощника». Тогда можете не сомневаться – ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша же задача – просто быть самим собой.

Однако так бывает не часто. Для многих детей ситуация «тетра с мамой» может быть настолько непривычна, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того, дети привыкают к определенным схемам, правилам и их нарушение может пугать ребенка. Тогда он, возможно, будет сопротивляться вашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он «это не любит».

Постарайтесь «расшевелить» ребенка, не перегнув при этом палку. Если вы будите ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним – рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, - поддерживайте и лелейте ее.

И что же мы имеем в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Верно. Ребенок станет таким, каким ему нудно стать, вследствие его особенностей, характера его неповторимой личности. И в том, что он не собьется со своего пути, вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.

 

Перейти к конкурсам для психологов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Авторские сказки

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.