ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Николаева Мария Александровна

Педагог-психолог

ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №2»

Ярославская область, город Рыбинск

     Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен у детей до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», надеясь на то, что «само пройдет», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

     Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям с ментальными нарушениями.  Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Примеры простых нейропсихологических упражнений для развития мозга, которые можно использовать на занятиях с детьми:

- Рисование в воздухе попеременно то правой, то левой руками контуров предметов, фигур, букв, цифр, слов, в зависимости от возраста. Затем одновременно двумя руками.

     Например, детям предлагается встать и нарисовать в воздухе цифру 1 или фигуру круг сначала правой рукой, затем левой. А потом одновременно правой и левой руками изобразить две цифры 1, два круга.

- Рисование, обводка, разукрашивание на бумаге попеременно то правой, то левой руками, затем одновременно двумя руками фигур, предметов, изображений.

- «Комочки-листочки» - сминание – распрямление бумаги.

Детям предлагают взять тетрадный или альбомный лист и порвать его пополам или  предлагают уже готовые половинки листочков. Ребенок берет по половинке в каждую руку (упражнение делать стоя, важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно двумя руками сминает их в комочки, чтобы оба листа спрятались в кулаках. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.

Чем полезно упражнение:  когда работают пальцы обеих рук-активизируются   различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам  рук необходимо работать  каждый раз по-разному.

Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга! Так как головной мозг через нервные импульсы управляет работой всех органов и конечностей человека. Более того, головной мозг осуществляет тонкую координацию деятельности человека, связанную с равновесием. Специалисты также заметили, что когда человек после регулярных тренировок осваивает танцы, ходьбу по канату, длительно стоять на одной ноге, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга.

- Корректурная проба.

 Нахождение, вычеркивание или подчеркивание, или обводка. На листе бумаги произвольно расположены ряды из предметов, фигур, цифр, букв. Ребенок должен найти и вычеркнуть или обвести, или подчеркнуть заданную фигуру, предмет, букву, цифру. Лучше брать те предметы или фигуры, которые ребенок плохо запоминает или путает. Очень полезное упражнение еще и для развития внимания.

- Чтение стихотворения под хлопки. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).

- Hoc — пол — потолок.

Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

- Запоминалочка.

Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти

Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет

по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять

в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё

длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

- Окошко.

Развитие целостного зрительного восприятия и образного мышления.

Большую, насыщенную деталями картинку прикрывают

листом бумаги с окошком. Передвигая лист, показывают предметы

не целиком, а только их часть (например, половину часов). Ребёнок

должен узнать и назвать предметы, которые видит через окошко. А потом

представить и описать всю картинку. Например, на картинке изображена

комната, в зелёном кресле сидит девочка, из-под стола выглядывает

котёнок.

Рекомендуемый формат картинки А4 или А5. Размер листа

с окошком должен быть в два раза больше картинки. Размер окошка

2 х 2 см.

- Упражнения с мячиками:

       - Имитация действий жонглера – одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.

      - Нужно подбрасывать мячик снизу одной рукой, а сверху хватать другой. Руки чередовать между собой.

      - Мячик перебрасывать из одной руки в другую перед собой и за спиной.

      -  Передавать мячик за лопатками с разных сторон. Постепенно увеличивать темп движений.

На сегодняшний день доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста с ОВЗ. Они способствуют активации мозга, а именно  высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.

перейти к конкурсам для психологов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.