Шевчук Марина Алексеевна,
Митрофанова Татьяна Николаевна,
Айдинян Сона Тельмановна
воспитатели
г. Москва
Аннотация: В статье затрагивается актуальная для дошкольного образования проблема экологического воспитания. Авторы рассматривают наблюдение как один из ключевых способов познания природы в условиях детского сада, раскрывает некоторые особенности его организации.
Ключевые слова: экологическое сознание, наблюдение, интерес, познание, ответственность.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - одна из ключевых задач современного образования. Этот процесс имеет важное значение для формирования личности ребёнка, поскольку способствует развитию интереса к природе и её изучению, формированию бережного отношения к окружающей среде, воспитанию ответственности за свои действия. Кроме того, экологическое воспитание способствует развитию у детей эстетического восприятия природы, умения видеть её красоту и ценить её.
Эффективность организованного в условиях ДОО процесса экологического воспитания дошкольников зависит от выбора педагогами методов и форм работы. В настоящей статье мы затронем такой метод, как наблюдение. Стоит подчеркнуть, что наблюдение является ключевым инструментом, помогающим детям отметить изменения, происходящие в природе, сформировать ответственное отношение к окружающей среде. Благодаря ему у детей не только развивается наблюдательность и умение мыслить критически, но и пробуждается интерес к природе и ее явлениям.
Наблюдение относится к активным методам, поскольку предполагает активное вовлечение ребёнка в процесс познания. Исходя из личного опыта, можно свидетельствовать о том, что дети, задействованные в наблюдательном процессе, проявляют гораздо больший интерес к окружающему миру, а также стремление исследовать её глубже.
Как правило, наблюдение проводится на прогулке, являясь ее неотъемлемым компонентом. Для повышения эффективности этого процесса необходимо предлагать детям разнообразные способы наблюдения. Это могут быть простые задания (к примеру, за тем, как летает бабочка), либо более вдумчивые, предполагающие фиксацию данных и последующий их анализ. В процессе такой деятельности дети учатся концентрироваться на деталях, а также развивают свою способность наблюдать и анализировать.
Использование визуальных материалов в виде картинок или схем позволяет наглядно продемонстрировать детям различные экологические процессы. К примеру, стадии роста растения. Благодаря этому дети имеют возможность глубже понять природные процессов, что является основой для формирования их экологической сознательности.
Важно сопровождать процесс наблюдения вопросами (лучше проблемного характера) и посильными заданиями. Это позволяет детям не только воспринимать информацию, но и активно включаться в обсуждение, учит их мыслить критически. К месту заданный вопрос пробуждает детскую инициативу, интерес к познанию, мотивирует детей на самостоятельный поиск ответов и желание делиться своими доводами с товарищами.
В заключение хочется подчеркнуть, что наблюдение как метод активного познания играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Благодаря грамотной организации этого процесса в условиях ДОО дети с интересом относятся к природе, проявляют желание получать новые знания и ощущают эмоциональную связь с окружающей действительностью. Важно помнить, что, объединяя наблюдение с активным вовлечением родителей, можно значительно обогатить образовательный процесс. Подобный подход не только привлечет внимание детей к изменениям в природе, но и создаст у них осознание важности защиты и сохранения окружающей среды.