Коваль Елена Валерьевна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Подъяпольское» Шкотовского муниципального округа Приморского края
Психолого-педагогические условия реализации ООП определены содержанием и требованиями стандарта общего образования. Изменился стандарт – принципиально изменилась и система психолого-педагогических условий, обеспечивающих их реализацию.
Изменения коснулись не только содержания и способов оценки результата образования, как единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка, но и мировоззрения педагогов.
Одним из ключевых становится понятие универсальных учебных действий. Формирование УУД и их оценка во многом связаны с требованиями к профессионализму современного педагога средней школы. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести обучающихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы по формированию универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для отслеживания продвижения каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективности педагогической работы необходим мониторинг (профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения).
Система психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья и оказания психолого-педагогической помощи (поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ООО предполагает обеспечение развивающего характера образования. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогу-психологу, совместно с педагогическим коллективом, необходимо решить следующие задачи:
- Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
- Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
- Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
- Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В рамках психолого-педагогической работы осуществляются следующие направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
- Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся, родители.
- Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
- Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
- Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).
Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения отражены в следующих направлениях деятельности.
1.Переход обучающегося на новую ступень образования
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения обучающихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Этот этап обеспечивается программой психолого-педагогической поддержки при переходе в среднее звено и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД обучающихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей обучающихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
В рамках данного направления (с сентября по май) предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.
- Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников для ознакомления взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
- Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися, в направлении формирования социальной и коммуникативной компетентности, адаптации в изменяющейся образовательной среде.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
- Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы психолого-педагогического консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении школьных правил.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
2.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 6-8 классов
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей обучающихся и администрации образовательного учреждения.
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, для изучения уровня психологической адаптации вновь прибывших обучающихся к учебному процессу, изучение микроклимата классных коллективов, уровня тревожности, сформированности УУД и т.д.
- Проведение консультационной и просветительской работы с родителями обучающихся, направленной на ознакомление взрослых с основными особенностями возрастных периодов развития.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС, что позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
- Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися
- Коррекционно-развивающая работа проводится обучающимися с (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам диагностических обследований, либо по запросу участников образовательного процесса). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – помочь обучающимся преодолевать сложности подросткового возраста, негативизм, корректировать проблемы на личностном, эмоциональном уровнях, снять чрезмерное психическое напряжение, коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь вновь прибывшим обучающимся в усвоении школьных правил.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД обучающихся 9-х классов
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у обучающихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
- Проведение элективных и факультативных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей по определению дальнейшего образовательного маршрута детей с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных интересов, и склонностей (по результатам диагностик).
- Организация и проведение собеседования по готовности к выбору обучающимися дальнейшего образовательного маршрута и определению путей его достижения.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные за реализацию |
Ожидаемые результаты выполнения работ |
||
начало |
окончание |
|
||||
1 |
I этап |
|||||
1.1 |
Создание рабочей группы по разработке проекта. Оформление приказа о создании рабочей группы по разработке проекта |
август |
август |
Директор ОУ |
- сформирована рабочая группа по разработке проекта; - назначен руководитель рабочей группы; - обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта; - определены задачи членов рабочей группы. |
|
1.2 |
Изучение пакета нормативных документов ФГОС ООО |
Зам. дир. по УВР |
Описание (составление перечня) системы психолого-педагогических условий, необходимых для реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. |
|
||
1.3
|
Проведение стратегического анализа, направленного на выявление имеющихся психолого-педагогических условий и выявление разницы между необходимыми условиями и имеющимися в образовательном учреждении. |
Зам. дир. по УВР
Служба психолого-педагогического сопровождения |
Составление перечня имеющихся и психолого-педагогических условий для реализации ООП ООО и, которые предстоит создать в образовательном учреждении |
|||
1.4 |
Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по созданию в образовательном учреждении психолого-педагогических условий
|
|||||
Разработка и утверждение проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования». |
||||||
2. |
II этап Реализация проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования». (Основные мероприятия) |
|||||
|
2.1. Работа с педагогическим коллективом |
|||||
Диагностика затруднений педагогов на этапе перехода к ФГОС ООО |
Сентябрь
|
Зам. директора по УВР |
Определение путей устранений затруднений педагогов |
|||
Анализ изменений в психологической готовности педагогов |
В течение года |
Педагог - психолог |
Определение параметров, требующих тщательной проработки |
|||
Корректировка и использование диагностического инструментария для работы с педагогами |
В течение года |
Педагог - психолог |
Описание механизмов использования инструментария (пользователи, практическая и функциональная значимость, методика анализа |
|||
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросу введения ФГОС, с целью повышения уровня психологической компетентности |
В течение года |
Педагог - психолог |
Описание механизмов использования инструментария (пользователи, практическая и функциональная значимость, методика анализа |
|||
Посещение уроков и занятий внеурочной деятельности с целью оказания методической помощи |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
Рекомендации оказание методической помощи по реализации задач образовательной программы |
|||
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся |
В течение года |
Педагог - психолог |
Повышение уровня психологической компетентности в области возрастной психологии |
|||
Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации (диагностика, консультирование) |
В течение года |
Педагог - психолог |
Повышение уровня адаптивности педагогов |
|||
Психолого-методические семинары «Возрастные особенности детей подросткового возраста», «Особенности обучения детей с ОВЗ», «Особенности развития и обучения одаренных детей», «Трудные дети» |
Ноябрь |
февраль |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Повышение уровня психологической компетентности |
||
Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом |
В течение года |
Педагог - психолог |
Повышение уровня психологической компетентности |
|||
Выработка рекомендаций педагогам по формированию УУД с учетом возрастных особенностей обучающихся |
май |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Повышение уровня психолого-педагогической компетенции педагогов |
|||
2.2. 5 класс |
||||||
Психолого-педагогическая диагностика Изучение периода адаптации обучающихся |
октябрь |
ноябрь |
Педагог-психолог, классные руководители |
Предупреждение и преодоление школьных факторов риска |
||
Консультационная и просветительская работа Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников |
По запросу |
Педагог-психолог, классные руководители |
Повышение уровня психологической грамотности для понимания причин дезадаптации и личностных и возрастных особенностей |
|||
Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, адаптации, по вопросам причин неуспеваемости и т.д. |
В течение года |
Педагог-психолог, учитель- социальный педагог |
Просвещение родителей |
|||
Размещение информации по теме на сайте школы |
В течение года |
Педагог-психолог, социальный педагог, учитель |
Просвещение педагогов, родителей |
|||
Коррекционно-развивающая работа Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися по ООП, испытывающими временные трудности периода адаптации |
Сентябрь
|
апрель |
Педагог - психолог |
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны |
||
Аналитическая работа Проведение психолого-педагогического консилиума в 5-х классах по результатам диагностики с целью определения перспектив дальнейшего развития обучающихся и классных коллективов |
Ноябрь
|
Зам. по УВР, Педагог-психолог |
Анализ условий адаптации детей при переходе в среднее звено, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении |
|||
Собеседование заместителей директора по УВР, ВР, психологом, с педагогами и кл. руководителями 4-5-х классов, медиком |
Май |
Администрация |
Ознакомление кл. руководителей с окончательным списочным составом, особенностями здоровья, адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по программе адаптации |
|||
Круглый стол для педагогов будущих пятиклассников, с целью оценки степени адаптации обучающихся к условиям и требованиям основной школы в рамках реализации ФГОС ООО |
Апрель |
Зам. директора по УВР |
Анализ перспектив дальнейшего развития и обучения четвероклассников, знакомство с детьми |
|||
2.3. 6 – 8 класс |
||||||
Психолого-педагогическая диагностика Изучение индивидуальных и личностных особенностей Определение уровня познавательных способностей Первичная профдиагностика |
В течение года (по плану работы социально-психологической службы, по запросу) |
Классные руководители, Педагог-психолог |
Предупреждение и преодоление эмоциональных и личностных проблем. Повышение у детей стремления к самопознанию и саморазвитию. |
|||
Коррекционно-развивающая работа Индивидуальные, подгрупповые занятия, консультации с обучающимися: - «Я и друзья» - «Влияние окружения на мою жизнь» - «Учиться надо?» - «Мы разные» (гендерные особенности) - «Влияние ПАВ на организм подростка» - «Моя судьба в моих руках» - «Конфликты, как их избежать» - «Белая ворона. Кто это?» и т.д. |
Сентябрь |
май |
Педагог-психолог |
Развитие: - самосознания и рефлексивных способностей - важнейших качеств личности применительно к возрасту - повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции Формирование: - понимания обучающимися своего места и роли в разных социальных группах, организация коллективного взаимодействия - мотивации учения, овладение обучающимися методами самостоятельной деятельности |
||
Консультационная и просветительская работа с родителями Консультации, оформление информационного стенда, размещение информации на сайте ОУ - «Подросток в семье» - «Особый ребенок» (дети с ОВЗ) - «Трудности воспитания» - «Развиваем интеллект» - «Пока не поздно» (права и обязанности родителей и детей) - «Стрессы в жизни ребенка» - «Услышать друг друга» |
В течение года
|
Педагог-психолог |
Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель» |
|||
Родительские собрания |
По плану кл. рук. |
|
Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель» |
|||
Аналитическая работа Оформление отчетной документации по УУД, анализа работы |
Апрель (по рез. сформ. УУД) |
Администрация, педагог-психолог |
Анализ сформированности УУД и преодоление рисков и определение перспектив в дальнейшем обучении |
|||
9 класс |
||||||
Психолого-педагогическая диагностика - Исследование индивидуально-личностных особенностей обучающихся - Определение интеллектуального уровня развития - Выявление интересов и склонностей обучающихся - Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению |
Сентябрь |
май |
Педагог-психолог |
Предупреждение и преодоление школьных факторов риска |
||
Коррекционно-развивающая работа - Практикумы: «Затруднения при выборе профессии» «Саморегуляция» - Занятия с элементами тренинга: коммуникативные, личностного роста, принятия решения - Профориентационные игры - Элективный курс «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» |
Сентябрь |
май |
Педагог-психолог |
Знакомство с процессами самоутверждения личности в нравственной, социальной, творческой сферах и полоролевом поведении. Определение подростками своего «Я» в окружающем мире. |
||
Консультационная и просветительская работа с родителями - «Успешные экзамены» - «Взрослый ребенок» - «ПАВ. Пример семьи» - «Взаимоотношения подростков» - «Выбираем вместе» (Выбор профессии) |
В течение года
|
Педагог- психолог |
Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель», выбор маршрута |
|||
Аналитическая работа
|
Апрель (по рез. сформ. УУД) |
Администрация, педагог-психолог |
Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |
|||
3 этап. Анализ результатов апробации проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования»
|
||||||
Корректировка проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования»
|
май |
июнь |
Администрация, педагог-психолог |
Анализ обеспечения психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, совершенствование системы психолого-педагогических условий реализации ООП ООО |
Ожидаемые результаты:
- Своевременная профилактика и эффективное решение проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии школьников по результатам отслеживания динамики психологического развития детей.
- Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям, развиваться и совершенствоваться в различных сферах деятельности.,
- Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
- Умение обучающихся организовать свою деятельность по самопознанию, саморазвитию и самоопределению, позволяющую успешно социализироваться большинству выпускников основной школы.
- Оказание психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Перейти к конкурсам для психологов
Список литературы
- Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
- Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
- Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В., Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012.
- Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008