ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Коваль Елена Валерьевна

 педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Подъяпольское» Шкотовского муниципального округа Приморского края

 

 

Психолого-педагогические условия реализации ООП определены содержанием и требованиями стандарта общего образования. Изменился стандарт – принципиально изменилась и система психолого-педагогических условий, обеспечивающих их реализацию.

Изменения коснулись не только содержания и способов оценки результата образования, как единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка, но и мировоззрения педагогов.

Одним из ключевых становится понятие универсальных учебных действий. Формирование УУД и их оценка во многом связаны с требованиями к профессионализму современного педагога средней школы. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести обучающихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы по формированию универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для отслеживания продвижения каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективности педагогической работы необходим мониторинг (профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения).

Система психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья и оказания психолого-педагогической помощи (поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ООО предполагает обеспечение развивающего характера образования. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.

 

Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогу-психологу, совместно с педагогическим коллективом, необходимо решить следующие задачи:

  • Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
  • Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
  • Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
  • Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
  • Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

В рамках психолого-педагогической работы осуществляются следующие направления деятельности:

  • Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
  • Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся, родители.
  • Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
  • Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
  • Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).

Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения отражены в следующих направлениях деятельности.

 

1.Переход обучающегося на новую ступень образования

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения обучающихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Этот этап обеспечивается программой психолого-педагогической поддержки при переходе в среднее звено и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД обучающихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей обучающихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

В рамках данного направления (с сентября по май) предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.
  2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников для ознакомления взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
  3. Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися, в направлении формирования социальной и коммуникативной компетентности, адаптации в изменяющейся образовательной среде.
  4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
  5. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы психолого-педагогического консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении школьных правил.
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

 

2.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 6-8 классов

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей обучающихся и администрации образовательного учреждения.

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, для изучения уровня психологической адаптации вновь прибывших обучающихся к учебному процессу, изучение микроклимата классных коллективов, уровня тревожности, сформированности УУД и т.д.
  2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями обучающихся, направленной на ознакомление взрослых с основными особенностями возрастных периодов развития.
  3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС, что позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
  4. Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися
  5. Коррекционно-развивающая работа проводится обучающимися с (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам диагностических обследований, либо по запросу участников образовательного процесса). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – помочь обучающимся преодолевать сложности подросткового возраста, негативизм, корректировать проблемы на личностном, эмоциональном уровнях, снять чрезмерное психическое напряжение, коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь вновь прибывшим обучающимся в усвоении школьных правил.
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

 

Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД обучающихся 9-х классов

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у обучающихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
  2. Проведение элективных и факультативных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей по определению дальнейшего образовательного маршрута детей с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных интересов, и склонностей (по результатам диагностик).
  4. Организация и проведение собеседования по готовности к выбору обучающимися дальнейшего образовательного маршрута и определению путей его достижения.


п/п

Мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

за реализацию

Ожидаемые

результаты

выполнения

работ

 

начало

окончание

 

1

I этап

 

1.1

Создание рабочей группы по разработке проекта. Оформление приказа о создании рабочей группы по разработке проекта

август

август

Директор ОУ

- сформирована рабочая группа по разработке проекта;

- назначен руководитель рабочей группы;

- обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта;

- определены задачи членов рабочей группы.

 

1.2

Изучение  пакета нормативных документов ФГОС ООО

Зам. дир. по УВР

Описание (составление перечня) системы психолого-педагогических условий, необходимых для реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

 

1.3

 

 

 

 

 

 

Проведение стратегического анализа, направленного на выявление имеющихся психолого-педагогических условий и выявление разницы между необходимыми условиями и имеющимися в образовательном учреждении.

Зам. дир. по УВР

 

 

 

 

 

 

Служба психолого-педагогического сопровождения

Составление перечня имеющихся и психолого-педагогических условий для реализации ООП ООО и, которые предстоит создать в образовательном учреждении

 

1.4

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по созданию в образовательном учреждении психолого-педагогических условий

 

 

Разработка и утверждение проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования».

 

2.

II этап Реализация проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования». (Основные мероприятия)

 

 

2.1. Работа с педагогическим коллективом

 

Диагностика затруднений педагогов на этапе перехода к ФГОС ООО

Сентябрь

 

Зам. директора по УВР

Определение путей устранений затруднений педагогов

 

Анализ изменений в психологической готовности педагогов

В течение года

Педагог - психолог

Определение параметров, требующих тщательной проработки

 

Корректировка и использование диагностического инструментария для работы с педагогами

В течение года

Педагог - психолог

Описание механизмов использования инструментария (пользователи, практическая и функциональная значимость, методика анализа

 

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросу введения ФГОС, с целью повышения уровня психологической компетентности

В течение года

Педагог - психолог

Описание механизмов использования инструментария (пользователи, практическая и функциональная значимость, методика анализа

 

Посещение уроков и занятий внеурочной деятельности с целью оказания методической помощи

В течение года

Зам. директора по УВР

Рекомендации оказание методической помощи по реализации задач образовательной программы

 

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

В течение года

Педагог - психолог

Повышение уровня психологической компетентности в области возрастной психологии

 

Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации (диагностика, консультирование)

В течение года

Педагог - психолог

Повышение уровня адаптивности педагогов

 

Психолого-методические семинары «Возрастные особенности детей подросткового возраста», «Особенности обучения детей с ОВЗ», «Особенности развития и обучения одаренных детей», «Трудные дети»

Ноябрь

февраль

Зам. директора по УВР,

педагог-психолог

Повышение уровня психологической компетентности

 

Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом

В течение года

Педагог - психолог

Повышение уровня психологической компетентности

 

Выработка рекомендаций педагогам по формированию УУД с учетом возрастных особенностей обучающихся

май

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

Повышение уровня психолого-педагогической компетенции педагогов

 

2.2. 5 класс

 

Психолого-педагогическая диагностика

Изучение периода адаптации обучающихся

октябрь

ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Предупреждение и преодоление школьных факторов риска

 

Консультационная и просветительская работа

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников

По запросу

Педагог-психолог, классные руководители

Повышение уровня психологической грамотности для понимания причин дезадаптации и личностных и возрастных особенностей

 

Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, адаптации,  по вопросам причин неуспеваемости и т.д.

В течение года

Педагог-психолог, учитель- социальный педагог

Просвещение родителей

 

Размещение информации по теме на сайте школы

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, учитель

Просвещение педагогов, родителей

 

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися по ООП, испытывающими временные трудности периода адаптации

Сентябрь

 

апрель

Педагог - психолог

Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

 

Аналитическая работа

Проведение психолого-педагогического консилиума в 5-х классах по результатам диагностики с целью определения перспек­тив дальнейшего разви­тия обучающихся и класс­ных коллективов

Ноябрь

 

Зам. по УВР, Педагог-психолог

Анализ условий адаптации детей при переходе в среднее звено, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

 

Собеседование замес­тителей директора по УВР, ВР, психологом, с педагогами и кл. руководителями 4-5-х классов, медиком

Май

Администрация

Ознакомление кл. руко­водителей с окончатель­ным списочным соста­вом, особенностями здоровья, адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по программе адаптации

 

Круглый стол для педагогов будущих пятиклассников, с целью оценки степени адапта­ции обучающихся к условиям и требованиям основной школы в рамках реализации ФГОС ООО

Апрель

Зам. директора по УВР

Анализ перспектив дальнейшего развития и обучения четвероклассников, знакомство с детьми

 

2.3. 6 – 8 класс

 

Психолого-педагогическая диагностика

Изучение индивидуальных и личностных особенностей

Определение уровня познавательных способностей

Первичная профдиагностика

В течение года (по плану работы социально-психологической службы, по запросу)

Классные руководители,

Педагог-психолог

Предупреждение и преодоление эмоциональных и личностных проблем.

Повышение у детей стремления к самопознанию и саморазвитию.

 

Коррекционно-развивающая работа

 Индивидуальные, подгрупповые занятия, консультации с обучающимися:

- «Я и друзья»

- «Влияние окружения на мою жизнь»

- «Учиться надо?»

- «Мы разные» (гендерные особенности)

- «Влияние ПАВ на организм подростка»

- «Моя судьба в моих руках»

- «Конфликты, как их избежать»

- «Белая ворона. Кто это?»

и т.д.

Сентябрь

май

Педагог-психолог

Развитие:

- самосознания и рефлексивных способностей

- важнейших качеств личности применительно к возрасту

- повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции

Формирование:

- понимания обучающимися своего места и роли в разных социальных группах, организация коллективного взаимодействия

- мотивации учения, овладение обучающимися методами самостоятельной деятельности

 

Консультационная и просветительская работа с родителями

Консультации, оформление информационного стенда, размещение информации на сайте ОУ

- «Подросток в семье»

- «Особый ребенок» (дети с ОВЗ)

- «Трудности воспитания»

- «Развиваем интеллект»

- «Пока не поздно» (права и обязанности родителей и детей)

- «Стрессы в жизни ребенка»

- «Услышать друг друга»

В течение года

 

Педагог-психолог

Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель»

 

Родительские собрания

По плану кл. рук.

 

Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель»

 

Аналитическая работа

Оформление отчетной документации по УУД, анализа работы

Апрель (по рез. сформ. УУД)

Администрация, педагог-психолог

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков и определение перспектив в дальнейшем обучении

 

9 класс

 

Психолого-педагогическая диагностика

- Исследование индивидуально-личностных особенностей обучающихся

 - Определение интеллектуального уровня развития

- Выявление интересов и склонностей обучающихся

 - Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению

Сентябрь

май

Педагог-психолог

Предупреждение и преодоление школьных факторов риска

 

Коррекционно-развивающая работа

- Практикумы:

 «Затруднения при выборе профессии»

«Саморегуляция»

- Занятия с элементами тренинга: коммуникативные, личностного роста, принятия решения

- Профориентационные игры

- Элективный курс «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии»

Сентябрь

май

Педагог-психолог

Знакомство с процессами самоутверждения личности в нравственной, социальной, творческой сферах и полоролевом поведении.

Определение подростками своего «Я» в окружающем мире.

 

Консультационная и просветительская работа с родителями

- «Успешные экзамены»

- «Взрослый ребенок»

- «ПАВ. Пример семьи»

- «Взаимоотношения подростков»

- «Выбираем вместе» (Выбор профессии)

В течение года

 

Педагог- психолог

Повышение психологической компетенции, снижение риска конфликтов в системе «Ребенок-родитель», выбор маршрута

 

Аналитическая работа

 

Апрель (по рез. сформ. УУД)

Администрация, педагог-психолог

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении

 

3 этап. Анализ  результатов апробации проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования»

 

 

Корректировка проекта «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования»

 

май

июнь

Администрация, педагог-психолог

Анализ обеспечения психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, совершенствование системы психолого-педагогических условий реализации ООП ООО

 

               

                 Ожидаемые результаты:

  • Своевременная профилактика и эффективное решение проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии школьников по результатам отслеживания динамики психологического развития детей.
  • Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям, развиваться и совершенствоваться в различных сферах деятельности.,
  • Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
  • Умение обучающихся организовать свою деятельность по самопознанию, саморазвитию и самоопределению, позволяющую успешно социализироваться большинству выпускников основной школы.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Перейти к конкурсам для психологов

Список литературы

  1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
  2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
  3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
  5. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В., Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012.
  6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.