Шкодина Ольга Витальевна
Педагог-психолог
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида Шахтерского муниципального округа» Донецкой Народной Республики
Донецкая Народная Республика, город Шахтерск
- Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Одной из задач психологической службы является оказание психологической профилактической помощи педагогам с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, которое является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
- Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
- Анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».
- Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты:
- Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
- Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
- Раскрытие внутреннихпотенциалов личности педагога.
- Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Ход занятия.
- Упражнение приветствие.
Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья.
Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Итак, здравствуйте!
- Упражнение «Я люблю»
Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я».
Но вначале пусть это «Я» прозвучит так, чтобы его заметили, обратили на него внимание и приблизились к нему.
Я предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны и дать нам возможность хоть немного вас узнать.
Итак, закончите предложение, которое начинается словами:
«Вы еще не знаете, что я…». А теперь назовите цвет, который вы ассоциируете со совей личностью, и поясните почему.
Методика Люшера – самый популярный цветовой тест в мире, благодаря которому можно оценить психоэмоциональное состояние личности и ее нервно-психическую устойчивость, а также выявить наличие внутриличностных конфликтов и депрессивные состояния.
Тест Люшера – это больше бессознательная техника, так как здесь нет прямых и наводящих вопросов, как во многих опросниках. А это, в свою очередь, позволяет человеку быть таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет показаться. Согласно представлениям М. Люшера, его методика может выявить многое о человеке. Полная интерпретация результатов теста Люшера определяет личностные качества (коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, адаптивность), профессиональные черты (способность к многозадачности, умение работать в коллективе) и психофизическое состояние (влияние психологического здоровья на физическое).
Серый
Этот цвет считается нейтральным.
Человек, выбравший этот цвет, может показывать свою отрешенность как от окружающих в целом, так и от психолога выбор серого может говорить об усталости и апатичном состоянии.
Если серый в конце, то это может говорить о гиперэмоциональности или о завышенных требованиях к себе и к окружающими
Синий
Синий цвет отражает спокойствие, расслабление и умиротворение.
Если этот цвет на первом месте, то - он удовлетворен своей жизнью, расслаблен, общителен и открыт миру.
Синий на последнее место- он избегает общения, стремится к новым ощущениям, но нуждается в приятии и чувстве привязанности.
Зеленый
Зеленый цвет символизирует силу воли, самоутверждение, здоровье. На первое место этот цвет ставят люди, полагающиеся на логику, память и мышление.
На последнем месте зеленый оказывается у тех, кто не верит в свои силы и отказывается брать ответственность на себя в случае чего.
Красный
Красный цвет говорит о стремлении к власти, успеху и насыщенной жизни. Кто выбирает красный цвет в первую очередь, стремится получить удовольствие от жизни, обладает широким кругом знакомств, имеет склонность к манипулированию и эгоизму.
Если же красный на последнем месте, то о нем можно сказать, что он пассивен, склонен к подчинению, безынициативен.
Желтый
Желтый цвет — символ жизнелюбия, спокойствия и любви к переменам. На первом месте желтый цвет у доброжелательных, не склонных к конфликтам людям. Они не любят, когда их вводят в состояние напряжения или эмоционального волнения.
Если желтый в последней очереди, это значит он разочарован чем-то, изолирован, обманут в своих надеждах и не любит неожиданности и спонтанности.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет отражает интуитивность, чувствительность, эмоциональность.
Этот цвет выбирают люди, склонные к фантазированию, мечтательности, идеализации, обладающие хорошо развитой интуицией. Часто этот цвет в первую очередь выбирают подростки.
Когда же фиолетовый на последнем месте- говорит о его замкнутости, отчужденности и рациональности.
Коричневый
Коричневый цвет символизирует комфорт телесных ощущений, физической легкости.
На первом месте - кто ценит тепло и уют, нуждается в частом отдыхе и расслаблении.
На последнем месте – личности отвергают потребности в комфорте и отдыхе. Такие люди могут потерять способность к наслаждению и найти вариант деструктивной компенсации.
Черный
Черный цвет – это символ протеста, отрицания.
Те люди, которые постоянно ищут себя и жаждут перемен, ставят черный цвет в начало.
Если черный цвет оказывается в конце- человек доволен своей жизнью либо просто боится перемен.
Перейти к конкурсам для психологов
Специалист смотрит, где находятся главные цвета. Если они расположены после пятой позиции, то это может говорить о неудовлетворенной потребности, следствием которой — повышенная тревожность.
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно.
Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?».
Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
- Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Раздаю пирамиду
Отметьте, начиная снизу пирамиды, каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы этой отдаете. Чем больше отдаете, тем ниже отмечайте.
Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
- Проведение методики «Живой дом»
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.
Письменно или устно перечислите тех людей, с которыми вы проживает вместе под одной крышей и часто общаетесь дома.
На листе изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т. д.
Возможные интерпретации:
- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
- окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
- чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика помогает определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
5 . Упражнение «Найди себе подобных»
Включаю музыку
Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
- «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
- «Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;
- «Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
- «Объединитесь в группы те, кто любит детей».
- Мини лекция «Что такое эмоциональное выгорание?»
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.
В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.
Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.
- Притча «Решение проблем»
Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.
- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.
- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?
- Ваша рука начнет болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы все это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.
- Конечно! - радостно ответил профессор. - Да так мы и делаем со всеми жизненными трудностями.
Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами.
Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует.
Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится.
Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни.
- Игра «Камешек в ботинке»
В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.
Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.
Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали.
Если вы скажете нам: «У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.
- Упражнение «Ящик с проблемами»:
Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех предложенных ситуаций, возможно, совместными усилиями.
Советы должны быть действенными и конкретными.
Вывод.
«Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятных ощущениях надо говорить сразу».
- Выполнение релаксационных упражнений
- «Гора с плеч»: выполняется стоя, сидя или даже при ходьбе. Максимально высоко поднимите плечи, отведите их далеко назад и опустите. Именно такой должна быть ежедневная осанка.
- «Ниточка на макушке»: выполняется во время ходьбы. Представьте, что к вашей макушке прикреплена ниточка, которая вас тянет вверх. Пока вы в дороге, отбросьте все мысли, кроме одной - об этой ниточке.
Результат: улучшается осанка, нормализуется дыхание, проходит напряженность и ожидание неприятностей.
11 Релаксация.
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку.
Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется "
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
12.Упражнение «Я люблю свою работу за….»
Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.
Инструкция. Продолжите по кругу предложение «Я люблю свою работу за.»
Рефлексия упражнения.
Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
- Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.
- Корица избавляет от чувства одиночества и страха.
- Лавровый лист - одна из самых популярных специй. Дубильные вещества и эфирные масла, которые в нем содержатся, повышают стрессоустойчивость и в краткий срок избавляют от усталости.
- Гвоздика - ускоряет большинство обменных процессов в организме. Это означает, что она способна взбодрить лучше кофе.
- Имбирь – не только согревающая и повышающая иммунитет пряность
- Куркума - эта пряность способна внести нотку позитива в любое блюдо. Известная своими противовоспалительными и антиоксидантными свойствами куркума также стимулирует выработку серотонина – гормона счастья.
- Розмарин - способен «заряжать» организм позитивом при физической или умственной усталости, психологическом истощении и депрессии, а также помогает при бессоннице и успокаивает нервную систему.
- Базилик / кинза – это кладезь витаминов и микроэлементов, употребление поможет при депрессии и проблемах с качеством сна за счёт наличия магния и аминокислот в их составе источника серотонина, «гормона радости»
- Шоколад.Многие знают, что этот продукт улучшает настроение, поскольку способствует выработке гормона эндорфина – гормона счастья.
- Чай.Его антистрессовый эффект основывается на высоком содержании аниоксидантов. Кроме того, процесс распития чая успокаивает сам по себе. В это время мы получаем столь необходимое нам для успокоения душевное тепло и расслабление – физическое и моральное.
- Семечки подсолнуха — отличный источник витамина E, они также содержат магний, марганец, цинк. Семечки полезны при стрессе не только из-за того, что сам процесс успокаивает. Все эти питательные вещества незаменимы при переутомлении, а их нехватка, наоборот, может приводить к депрессии.
- Кориандр укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.
- Подведение итогов
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!
Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Выгорание — это не приговор, а возможность переосмыслить свою жизнь и работу
Помните: вы сильнее, чем кажется.
Выгорание — это временное состояние, а ваша энергия и страсть могут вернуться.
Сделайте первый шаг, и вы увидите, как мир вокруг начнет меняться. Мы верим в вас!