ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Тержанян Джемма Владимировна

Педагог-психолог

МБОУ «Лицей №1 им. М. В. Карамаева г. Горно-Алтайска»

Республика Алтай, городГорно-Алтайск

 

        В современных условиях роль воспитания в средней школе резко возросла. В настоящее время сложилась ситуация, когда наметился реальный переход системы образования от оказания услуг, которое ей навязывали много лет, к осуществлению настоящего учебно-воспитательного процесса. И едва ли не главным его субъектом является классный руководитель, который в отечественной школе традиционно совмещает в себе две основные функции: обучающую (как учитель-предметник) и воспитательную (как классный руководитель).

В теории и практике среднего образования сегодня складывается противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, принято немало основополагающих документов, в которых декларируется необходимость повышения роли воспитательного процесса в школе, а с другой – никаких новых средств его осуществления его субъекты не получили. Фактически классные руководители столкнулись с ситуацией, когда объем их и так неимоверно раздутых обязанностей в очередной раз увеличился, при этом никаких дополнительных прав, полномочий и вообще хоть каких-нибудь новых возможностей им предоставлено не было. Естественно, что в такой ситуации существенно возрастают все виды нагрузок на классных руководителей и, в первую очередь, психоэмоциональных, что оказывает крайне негативное влияние и на работоспособность, и на мотивацию, и на психическое здоровье вообще. Подобное положение вещей не может быть признано нормальным и, конечно, никоим образом не способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.

В таких условиях существенно возрастает роль психолого-педагогического сопровождения классных руководителей, в рамках которого необходим поиск, разработка и внедрение таких методов, которые способствовали бы улучшению психоэмоционального состояния педагогов. Хоть в какой-то степени решить обозначенную проблему призваны данные тренинговые занятия.

Психологическим тренингом в наиболее общем смысле понимаются разнообразные формы групповой психологической работы, которые граничат, с одной стороны, с психокоррекцией и психотерапией, с другой – с обучением. При этом психологическая коррекция является неким комплексом прямых воздействий на психологическое развитие личности с целью исправления тех характерных особенностей, которые не соответствуют оптимальной модели, а также стимулирования активности человека, создания душевного комфорта и приведения психики в адекватное состояние.

          В данном случае речь идет конкретно об антистрессовом тренинге, поскольку именно стрессогенное воздействие является в работе классного руководителя наиболее вредным фактором, оказывающим крайне негативное влияние и приводящим к эмоциональному выгоранию

Г.Б. Монина и Н.В. Раннала определили антистрессовый тренинг как «область практической психологии, ориентированную на использование интерактивных, аутоактивных, психокоррекционных методов, с целью развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости личности».

          По утверждению Д.Е. Есиповой, целью тренинга стрессоустойчивости должно стать обучение методам и приемам снятия внутреннего напряжения, подходящими способами для каждого участника, а также формирование таких стратегий поведения, которые будут способствовать повышению стрессоустойчивости .

Блок психологического тренинга включает в себя 5 пять групповых тренинговых занятий, тематический план которых представлен в таблице 1, а полное содержание занятий – в приложении 1.

Таблица 1 – Тематический план блока психологического тренинга

Занятие

Цели занятия

Содержание занятия

1.

Повышение уровня стрессоустойчивости, помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену; выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям; осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей стресс; обнаружение ситуаций, являющихся для участников тренинга стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

1. Упражнение «Я и стресс».

2. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса».

3. Упражнение «Стресс в моей жизни».

 

2.

Обучение действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме; осознание актуальных стрессов в профессиональной деятельности; тренировка способности позитивно мыслить, обобщение теоретического материала первого дня тренинга.

1. Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь».

2. Упражнение «Инвентаризация стрессов».

3. Упражнение «Если у вас нету тети».

3.

Развитие чувства уверенности в тревожной ситуации, связанной с будущими событиями, развитие ресурсов личности; формирование представления о синдроме эмоционального выгорания; формирование способности противостоять стрессу.

1. Упражнение «Круг совершенства».

2. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».

3. Упражнение «Прививка от выгорания».

4.

Знакомство участников с понятием «психологический (внутренний) ресурс личности»; повышение стрессоустойчивости, стрессовой толерантности; формирование представлений о взаимосвязи стресса и темперамента.

1. Упражнение «Вы не поверите, что...».

2. Упражнение «Цель».

3. Упражнение «Темперамент и стресс».

5.

Отработка навыка определения эмоционального состояния; предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом; наглядная демонстрация ресурсов человека, в результате которой у участников повышается самооценка и уровень стрессоустойчивости, формирование способности пользоваться этими ресурсами.

1. Упражнение «Тропа эмоций».

2. Упражнение «Выкинь свои проблемы».

3. Упражнение «Лекарство от стресса».

 

          Отметим, что задачами тренинга стрессоустойчивости являются:

– восстановление психоэнергетических ресурсов организма;

– повышение жизненной стойкости и работоспособности;

– приобретение умений преодолевать жизненные трудности и профессиональные стрессы;

– освоение техник психической саморегуляции.

На последнюю из указанных задач следует обратить особое внимание, поскольку именно психическая саморегуляция представляет собой настоящий «ключ» к решению проблемы стрессоустойчивости .

Приложение 1

Содержание тренинговых занятий

 психолого-педагогической поддержки классных руководителей

 

 

Данный блок включает в себя пять групповых тренинговых занятий, направленных на формирование стрессоустойчивости педагогических работников.

Занятие 1

Цель занятия: повышение уровня стрессоустойчивости, помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену; выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям; осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей стресс; обнаружение ситуаций, являющихся для участников тренинга стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

  1. Упражнение «Я и стресс».

Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры.

Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите».

Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух.

После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд

для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые задает тренер.

1) Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2) Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3) Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4) Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?

5) При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6) Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7) Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?

8) Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.

9) Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10) Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11) Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 5 человек.

Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки.

  1. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса».

Тренер делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения выявить и записать негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). Время на обсуждение - 5 минут. После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию, во время которой ответы-аргументы групп чередуются. Выигрывает та команда, которая найдет больше аргументов в пользу защищаемой точки зрении

Обсуждение. Как правило, больше аргументов находит первая подгруппа. В этом случае тренеру надо сказать о том, что. несмотря на большое количество негативных последствий, которые назвали участники первой подгруппы, данные последствия вызываются именно сильными, травматическими или хроническими стрессами. К счастью, эти стрессы «врываются» в нашу жизнь не так часто. Остальные виды стрессов могут поддерживать тонус организма, активизировать внутренние ресурсы, тем самым повышая нашу адаптацию к жизни.

  1. Упражнение «Стресс в моей жизни».

Тренер заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами: увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа (жены), несправедливая критика начальства и др.).

В полной тишине и не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут свое место в строю, тренер просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие - к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

Как правило, участники приходят к выводу о том, что человеку (особенно руководителю) необходимо не только опираться на свой личный опыт реагирования на стрессоры, но и знать, какие ситуации являются стрессовыми для каждого партнера по общению (конкретного работника). Диагностика стрессогенных ситуаций может быть осуществлена как в процессе анкетирования сотрудников, так и в ходе личных неформальных бесед с ними.

Занятие 2

Цель занятия: обучение действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме; осознание актуальных стрессов в профессиональной деятельности; тренировка способности позитивно мыслить, обобщение теоретического материала первого дня тренинга.

  1. Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь».

В каждом раунде игры участвует четверо игроков и двое судей. Первый и второй игроки садятся на стулья напротив друг друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

Правила игры. В течение 2-3 минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока. Второй игрок может выполнять любые движения сидя, стоя, передвигаясь по комнате. Первый игрок также должен отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Главное, чтобы не было длинных пауз между вопросами. Отвечать первый игрок может с юмором, нелогично, фантазировать, но ответы «Да», «Нет», «Не знаю» использовать нельзя.

Судьи также участвуют в игре. Первый судья следит за тем, чтобы игрок не пропускал движений и повторял каждое из них. За каждое пропущенное движение начисляется штрафное очко. Второй судья начисляет штрафные очки, если игрок использует запрещенные ответы. За каждый запрещенный ответ начисляется штрафное очко.

Обсуждение. Игрокам можно задать следующие вопросы:

- Какие действия было сложнее выполнять - повторять движения партнера или отвечать на вопросы?

- Были ли во время игры ситуации, когда вам казалось, что вы теряете контроль над ситуацией? Что помогло собраться и продолжить выполнение упражнения?

- Что вы вынесли для себя из игры? Какие параллели вы можете провести с этой игрой и вашими профессиональными стрессами?

Рекомендации тренеру. Для тренинга стрессоустойчивости мы модифицировали данное упражнение. Мы вводим дополнительные инструкции, повышающие напряженность данного упражнения за счет:

- введения системы штрафов за паузу между вопросом и ответом, составляющую более 3 секунд;

- судья при начислении штрафа за нарушение инструкции вслух громко произносит: «Штраф за нарушение инструкции»;

- вводятся вопросы личного характера («Кого ты больше любишь - отца или мать?», «Нравятся ли твоему мужу длинноногие блондинки?», «Как ты относишься к своему начальнику?» и т. д.).

  1. Упражнение «Инвентаризация стрессов».

Д. Фонтана предлагает следующий подход к работе со стрессовыми факторами, связанными с вашей работой. Во-первых, необходимо настроить себя на то, что действительно что-то всегда можно сделать для уменьшения влияния стресса. 60% людей, которые считают свою работу вызывающей стресс, не имеют никакой программы по управлению им. Это связано во многом с тем, что мы все не очень охотно признаемся окружающим и самим себе, что испытываем стресс. Мы не хотим показаться слабыми и стремимся выстоять любой ценой. Однако, если влияние стрессоров не ослабевает, это приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания и ухудшению самочувствия. Что можно сделать в данной ситуации?

1-й шаг, который предлагает Фонтана, - составить перечень причин, вызывающих стресс на работе. Очень важно, чтобы все указанные причины были предельно конкретны.

2-й шаг - проранжировать стрессы так, чтобы первым стоял стрессор, в настоящее время вызывающий наибольшее напряжение.

3-й шаг - каждый стрессор отнести к одной из трех групп: «Немедленное действие», «Будущее действие» и «Игнорирование или адаптация». «Немедленное действие» охватывает группу стрессоров, с которыми можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или в течение ближайших нескольких дней. «Будущее действие» включает стрессоры, которые поддаются коррекции, но неясно, какой именно и когда. «Игнорирование или адаптация» включает те виды стрессоров, в отношении которых пока не понятно, какие меры можно предпринять в данный момент и в обозримом будущем.

Для дальнейшей работы мы предлагаем участникам выбрать какой-то стрессор, с которым они продолжат работать дальше. Следует предупредить участников, что для отработки данной технологии не следует выбирать те стрессоры, преодоление которых потребует глобальных изменений в их жизни. Мы ограничены временными рамками тренинга. Однако мы всегда уважаем выбор участников группы.

4-й шаг - в каждом стрессоре выявить объективную (связанную с требованиями профессиональной деятельности, рабочими условиями) и субъективную (связанную с особенностями личности, характера, темперамента и вашими особенностями реагирования на стресс) составляющие.

5-й шаг - создать свою группу поддержки, то есть подключить коллег для решения проблемы. Это возможно, если человек расскажет о позитивных изменениях, которые могут произойти в том случае, если удастся нейтрализовать его стрессор. Если даже коллеги не будут принимать участие в его программе борьбы со стрессом, то в любом случае он сможет получить какие-либо предложения, или советы, или хотя бы сочувствие и понимание.

6-й шаг предполагает анализ мыслей, возникающих в момент воздействия стрессора. Фонтана пишет: «...мы можем использовать наши мысли, чтобы влиять на свои чувства». Это не всегда бывает легко, поскольку в момент стресса, как мы уже знаем, включается механизм «бей или беги». Мы предлагаем на этом этапе произвести позитивное переструктурирование мыслей, запускающих стрессовую реакцию.

7-й шаг направлен на определение вклада человека в возникновение и развитие стрессовой ситуации. Для этого важно перечислить причины, которые делают нас уязвимыми для стресса. Каждое утверждение этого списка должно начинаться со слова «Я».

8-й шаг - используя полученный на предыдущем шаге список причин, выделить те необходимые коммуникативные качества, которые можно развивать в ходе тренинга (например, умение отвечать «нет», умение просить и принимать помощь и т. д.).

Рекомендации тренеру. Проведение данного упражнения предполагает, что тренер обладает некоторыми навыками консультирования, так как, выполняя 6, 7 и 8-й шаги, участники группы часто просят помощи тренера. В начале упражнения мы предупреждаем, что если у участников появятся сложности, то они всегда могут обратиться за помощью к ведущим группы.

Опыт проведения данного упражнения показывает, что для более эффективной проработки стрессовых ситуаций, начиная с 4-го шага, можно использовать работу в парах или подгруппах. В этом случае один выступает в роли консультанта, а другой рассказывает о своей стрессовой ситуации. При проведении обсуждения стрессора в подгруппах в роли консультантов могут выступать сразу несколько участников.

Поскольку все участники группы находятся на различных уровнях осознания причин собственных стрессов, то продуктивность данного упражнения будет различаться. После проведения упражнения необходимо обсудить с участниками группы их результаты, особо останавливаясь на тех трудностях, с которыми они столкнулись, работая над своими стрессорами и помогая другим решать их проблемы.

Это упражнение полезно руководителям по двум причинам. Во-первых, они развивают навыки слушания, а во-вторых, это наглядно иллюстрирует, что на работе люди испытывают самые разнообразные стрессы.

Если причина стресса какого-либо участника связана с глубокой личной проблемой, решить ее в ходе одного упражнения невозможно. В этом случае оздоравливающий эффект будет достигнут за счет возможности просто рассказать свою ситуацию внимательному слушателю, в роли которого может выступить партнер по данному упражнению.

  1. Упражнение «Если у вас нету тети».

Тренер делит группу на 3 подгруппы и выдает каждой текст песни А. Аронова (музыка М. Таривердиева) «Если у вас нету тети.

1-я группа составляет текст своей песни под названием «Если цейтнот на работе», 2-я группа - «Если в семье нету счастья...», 3-я - «Если в семье денег нету...»

Участники по кругу отмечают, что было интересного, полезного в материалах занятия. Возможно проведение этого этапа работы в письменной форме.

 

Занятие 3

Цель занятия: развитие чувства уверенности в тревожной ситуации, связанной с будущими событиями, развитие ресурсов личности; формирование представления о синдроме эмоционального выгорания; формирование способности противостоять стрессу.

  1. Упражнение «Круг совершенства».

Упражнение проводится в парах. Один - в роли консультанта, другой - в роли клиента. Консультанты пошагово зачитывают приведенную ниже технологию, которую «клиенты» стараются выполнить. Затем происходит обмен ролями.

1) Вновь переживите чувство уверенности в себе. Мысленно вернитесь в то время, когда вы чувствовали себя полностью уверенным в собственных силах. Вновь переживите эти минуты, увидьте то, что вы видели тогда. Услышьте то, что слышали тогда, займите ту же позу, делайте те же жесты. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве уверенности - это гарантия того, что упражнение даст результаты.

2) Круг совершенства. Когда вы почувствуете растущую уверенность в себе, представьте круг, расположенный на полу у ваших ног. Какого он цвета? Может быть, вы хотели, чтобы он издавал какой-либо звук, свидетельствующий о его силе? Не торопите себя, важно, чтобы ваш круг действительно ассоциировался у вас с чувством уверенности. Когда вас переполнит чувство уверенности в себе, выйдите из круга, оставив свою уверенность внутри окружности.

3) Выбор сигнала к началу. Подумайте о ситуациях из будущего, в которых вы также желали бы быть уверенным в себе. Увидьте и услышьте, что будет за минуту до того, когда вы почувствуете себя уверенно. Сигналом к началу может стать открытие дверей в кабинет вашего шефа, телефонный звонок в вашем офисе или голос, объявляющий о вашем выступлении.

4) Соединение. Когда сигналы станут выразительными, вновь войдите в круг и почувствуйте уверенность в себе. Представьте, что ситуация из будущего развивается, когда вы имеете полный доступ к уверенности в своих силах.

5) Проверьте результаты. Вновь выйдите из круга, оставив в нем чувство уверенности. Еще раз подумайте о предстоящем событии. Обратите внимание на то, что вы автоматически вспомните чувство уверенности в себе. Это значит, что вы уже запрограммированы на приближающуюся ситуацию.

Обсуждение. Участники делятся своими результатами - рассказывают о том, как изменилось их восприятие предстоящего события, ранее вызывавшего волнение.

Рекомендации тренеру. Если упражнение не принесло ожидаемых результатов, то, скорее всего, это связано с тем, что:

- не было полной концентрации внимания на каждом из этапов;

- чувство тревожного ожидания события связывается у участника с более ранними сигналами, чем те, которые он выбрал на 3-м этапе. Например, чувство тревоги и-за разговора с шефом о повышении зарплаты возникало у одного из участников группы не перед кабинетом шефа (двери кабинета шефа он выбрал как сигнал на 3-м шаге), а при виде собственной машины, в которую он садился, чтобы ехать на работу. Важно выявить самые ранние сигналы тревоги, чтобы вовремя «включить спасательный круг».

  1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».

Тренер знакомит слушателей с понятием синдрома эмоционального выгорания, выделяет факторы, способствующие развитию СЭВ, рассматривает модели СЭВ, знакомит с методами профилактики СЭВ.

  1. Упражнение «Прививка от выгорания».

Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа в течение 15 минут обобщает полученную в ходе занятий информацию, обсуждает собственный опыт и формулирует:

- рекомендации директору школы по профилактике СЭВ у сотрудников;

- рекомендации педагогам по профилактике СЭВ.

Затем каждая группа зачитывает памятку и проходит групповое обсуждение упражнения. В некоторых случаях возникает необходимость составления единой памятки, включающей основные рекомендации каждой подгруппы.

 

Занятие 4

Цель занятия: знакомство участников с понятием «психологический (внутренний) ресурс личности»; повышение стрессоустойчивости, стрессовой толерантности; формирование представлений о взаимосвязи стресса и темперамента.

  1. Упражнение «Вы не поверите, что...».

Тренер предлагает участникам поделиться своим успешным опытом преодоления стрессов. При этом тренер напоминает, что восприятие стресса очень индивидуально, и приводит пример: для водителя со стажем движение по шумной магистрали в час пик - привычное дело, а для водителя-новичка, только что сдавшего на права, - острый стресс.

Упражнение начинает тренер и кратко рассказывает группе какую-то ситуацию, из своей жизни, связанную с успешным (это важно!) преодолением какой-либо проблемы, трудности, страха. Далее участники по мере готовности или по кругу приводят примеры подобных ситуаций из своего опыта. После описания каждой ситуации тренер спрашивает участника: «Что тебе помогло преодолеть эту ситуацию, какие твои черты или личностные особенности помогли успешно справиться с ситуацией в тот момент?»

Обсуждение. Тренер предлагает участникам поделиться своими эмоциями и, если есть желание, высказать свое восхищение тем участникам, рассказы которых особенно удивили и восхитили.

Рекомендации тренеру. Это упражнение обычно создает эмоционально приподнятую атмосферу в группе и позволяет участникам с большим уважением относиться друг к другу.

  1. Упражнение «Цель».

Каждый участник получает бланк, где фиксирует цель, достижение которой является для него актуальным в настоящее время.

Далее работа проходит в парах. Участники по очереди рассказывают друг другу о своих целях. Один из них выполняет роль консультанта, другой - клиента.

Обсуждение проводится в соответствии с правилами формулирования цели (проверяется соответствие поставленной цели разработанным и зафиксированным в бланке критериям):

1) Реалистичность.

Клиент анализирует наличие/отсутствие ресурсов, использование которых поможет ему достичь поставленной цели. Среди ресурсов, как правило, рассматриваются: время, здоровье, деньги, способности, групповая поддержка и т. д. Иногда клиент называет особенные ресурсы, которыми располагает именно он. Например, опыт преодоления каких-либо экстремальных ситуаций, научные знания в какой-либо области, хобби, наличие нужных связей в обществе и т. д. Этот шаг очень важный, на него не надо бояться тратить время тренинга. Психотерапевтам известно, что если клиент ставит перед собой невыполнимую на данный момент цель, то это может привести к снижению самооценки и потере веры в собственные силы, а также нежеланию планировать что-либо в будущем.

2) Эмоциональная привлекательность.

Клиент представляет себя в ситуации, когда он уже достиг цели, и делает вывод о том, действительно ли это может принести ему положительные эмоции.

Проверка на соответствие критерию «Эмоциональная привлекательность» позволяет клиенту проанализировать не только свои эмоции, но и эмоциональное отношение окружающих на момент достижения им своей цели и возможные негативные эмоциональные реакции коллег или друзей, снижающие значимость достижения.

Иногда подобная работа, проведенная клиентом, снижает уровень эмоциональной привлекательности достижения цели. Иногда люди боятся успеха, так как опасаются, что вызовут своим успехом зависть коллег и приятелей, что, в свою очередь, может негативно сказаться на дальнейших с ними отношениях.

3) Личностная значимость.

Проверка по данному критерию обусловлена часто встречающимися в терапевтической практике случаями, когда взрослые люди стремятся добиться в жизни той или иной цели (по их словам, самой необходимой для них), которая на самом деле является социальным заказом кого-либо из близких.

Например, балериной, зарабатывать как можно больше денег зачастую является в действительности не личной целью, а исполнением ожиданий наших родителей, жены, мужа, детей и др. Однако далеко не всегда данное противоречие осознается нами. Поэтому этот этап работы по проверке личной значимости поставленной цели важен и наиболее сложен.

4) Позитивная формулировка.

В соответствии с теорией мотивации, в настоящее время успешными в жизни становятся люди, у которых сформирована мотивация достижения успеха (а не избегания неудач). Поэтому и формулировка цели должна содержать позитивную установку. Например, цель «Стать стройнее» является более позитивной, чем цель «Не толстеть». То есть цель должна содержать описание того, что чело­век хочет достичь, а не того, чего он стремится избежать. Кроме того, желательно, чтобы в формулировке цели присутствовало местоимение «Я» («мне», «моя» и др.), поскольку это послужит установкой на личную ответственность (что особенно важно для экстерналов).

Желательно также, чтобы формулировка цели была достаточно краткой и ясной. В этом случае при необходимости (в экстремальной ситуации) человек может использовать ее как «заклинание», помогающее ему восстановить силы, принять правильное решение в трудных жизненных обстоятельствах.

5) Экологическая проверка.

Реализация цели не должна негативно сказываться на других сферах жизни человека и его окружения. Например, женщина, стремясь сделать карьеру, не всегда представляет, как это может отразиться на отношениях с мужем, на эмоциональном развитии ее сына или дочери, которым, может быть, именно в этот момент так необходимы материнская поддержка и внимание.

6) Анализ этапов достижения.

Если цель сформулирована корректно, можно переходить к анализу этапов ее достижения. Важно, чтобы клиент назначил точную дату, когда он приступит к реализации первого шага, ведущего к цели. Например: «В понедельник, 15 мая, в 20.00 я позвоню другу и попытаюсь выяснить, что ему известно по интересующему меня вопросу». Также следует наметить возможную дату выполнения цели.

7) Позитивные и негативные стимулы.

Следует также обсудить позитивные и негативные стимулы, которые будут помогать клиенту двигаться к цели. Например, каким образом клиент может «похвалить» себя за сделанный первый шаг (это может быть какая-то покупка, шоколадка, поход с подругой в кафе, и т. д.), и как себя «накажет» (например, отказ от курения на какое-то время), если какое-то важное мероприятие, ведущее к цели, проведено не будет.

После взаимного обсуждения и проверки целей каждая пара участников рассказывает в кругу о результатах проведенного ими анализа.

Рекомендации тренеру. Как правило, обсуждение в группе приводит к изменениям в первоначальной формулировке цели. Это может служить критерием качественно проведенного анализа целей. Позитивным подкреплением достигнутого в данном упражнении результата может быть выбор каждым из участников тренинга членов группы, со­гласных войти в его группу поддержки. Группа поддержки - это люди, которым разрешается интересоваться результатами по достижению намеченного, а также осуществлять определенный контроль. Важно напомнить потенциальным участника групп поддержки, что им запрещается критиковать действия своего «подопечного».

Тренеру также важно подвести участников к осознанию того, что составленный на тренинге план достижения цели - это не догма, а средство достижения. В любой момент любой из запланированных шагов может быть пересмотрен, расширен или убран из программы по достижению намеченной цели. В процессе целеполагания не должно быть фанатизма, следует учитывать коррективы, которые вносит в наши планы жизнь, и использовать те подсказки, которое она нам предлагает. Для иллюстрации данной мысли тренер может привести любой пример из опыта выполнения данного упражнения. Мы в качестве примера приводим работу с участницей тренинга, которая хотела стать более стройной.

Из всей программы, первоначально намеченной ею (ежевечерние прогулки, зарядка, отказ от вечернего чая со сладостями, посещение фитнесс-клуба, ежедневное употребление зеленого чая), после обсуждения в группе реально выполнимым для нее оказался только зеленый чай.

Предлагаемая на тренинге процедура целеполагания должна убедить участников, что лучше реально сделать маленький шаг (может быть, незаметный для окружающих, но очень важный для самого человека), чем нарисовать четко структурированный и богато иллюстрированный своими рисунками план, который, увы, никак не связан с реальностью.

  1. Упражнение «Темперамент и стресс».

Сначала проводится мини-лекция «Темперамент и стресс».

Ведущий обращает внимание группы на психологические особенности представителей различных типов темперамента, которые проявляются в поведении, в настроении, эмоциональных переживаниях, отношении к критике, в стремлении к цели, в отношении к жизни в целом. Затем может быть рассмотрена тема «Влияние типа темперамента на поведение в стрессовой (конфликтной) ситуации».

Далее группа делится на 2 подгруппы, ведущий выдает каждой из них одну карточку с описанием ситуации из практики консультирования, а другую - с названием одного из типов темперамента. Группы в течение 10-15 минут вырабатывают стратегии в отношении клиента, после чего зачитывают в кругу результаты работы, называя тип темперамента и ситуацию, указанные на карточке.

При необходимости можно провести общее обсуждение в кругу.

Рекомендации. Тренер может заготовить карточки с разными ситуациями (по количеству подгрупп), а может предложить одну и ту же ситуацию, которую необходимо разрешить в зависимости от указанного типа темперамента.

 

Занятие 5

Цель занятия: отработка навыка определения эмоционального состояния; предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом; наглядная демонстрация ресурсов человека, в результате которой у участников повышается самооценка и уровень стрессоустойчивости, формирование способности пользоваться этими ресурсами.

  1. Упражнение «Тропа эмоций».

Для выполнения данного упражнения необходимо подготовить следующие раздаточные материалы.

1) Составить список нескольких эмоций и состояний, которые, по мнению тренера, могут быть присущи участникам (количество перечисленных эмоций зависит от резерва времени, имеющегося для выполнения упражнения).

2) Заготовить листы формата А4, на каждом из которых крупно и четко должно быть написано название одной из перечисленных в списке эмоций (примерный список дается в Приложении 26).

После этого тренер раскладывает на полу листы А4 с названием эмоций.

Каждый участник получает список эмоций и состояний и по своему усмотрению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного тренером перечня от трех до шести эмоций и ранжируя щ. Затем списки откладываются на время в сторону. После этого тренер раскладывает на полу заранее заготовленные листы А4 с названиями эмоций.

Первый участник проходит путь от одной эмоции к другой, останавливаясь возле каждого листа, и расписывается только под названиями тех эмоций и состояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы половину пути.

Когда все участники преодолеют «тропу», они возвращаются в круг, а тренер составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается слушателям.

Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем этапе выполнения упражнения) и полученные тренером результаты.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы по кругу в свободной форме:

- Легко ли было оценить собственное эмоциональное состояние?

- Насколько точным оказался ваш прогноз общего эмоционального состояния группы?

- Что помогало и что мешало вашей оценке?

- Какие трудности возникали при выполнении упражнения?

- Что было труднее: оценить свое состояние или эмоциональный фон группы? Почему?

Участники обсуждают, насколько важна оценка эмоционального состояния окружающих; легко ли это осуществлять в жизни; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.

  1. Упражнение «Выкинь свои проблемы».

Тренер предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво.

После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.

  1. Упражнение «Лекарство от стресса».

Участники делятся на две подгруппы. Каждая команда в течение 10-15 минут готовит рекламный ролик «Лекарство от стресса», который затем демонстрирует группе. Как правило, упражнение не только помогает обобщить информацию, но и вызывает эмоциональный подъем участников.

 Перейти к конкурсам для психологов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.