Каминская Татьяна Юльяновна
Педагог-психолог
МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова
Московская область
г.о. Краснознаменск
Исследование наставничества имеет длинную историю, которая берет свое начало еще в Древней Греции. Великие Сократ и Платон рассматривали наставника как покровителя ученика, приставленного к нему для помощи во взрослении, в понимании мира и обучении военному ремеслу. В Европе наставничество понимали как деятельность, осуществляющуюся в форме консультирования и предоставления совета (Жан-Жак Руссо, Эрик Парслоу; Лесли Рай). В исследованиях отечественных психологов этой проблеме также уделялось большое значение как одному из направлений развития личностного роста (Л.Иванова и Константин Дмитриевич Ушинский ).
В современных условиях проблема наставничества является междисциплинарной и рассматривается различными науками, такими как: психология (К.В. Колесниченко, Д.А. Красило, И.В. Круглова, Е.В. Чарина), педагогика (С.Г. Антипин, А.В. Бабаян, А.А. Багдасарян, Г.К. Бегалиева, Л.Х. Гайтова, Н.И. Гридасов, А.Е. Измайлов, Н.М. Ичетовкина, Л.Ф. Пашко, А.Н. Плотников, Е.Н. Фомин, Е.А. Черникова), юриспруденция (Б.С. Сахин), философия (Ш. Гылычмедова, Н.С. Смольникова), история (С.М. Жеребцов, Э. Ходжибеков), философия (О.Ю. Лапко) и экономика (Ф.А. Джиоева).
Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего. Предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.
То есть Наставничество это не только и не столько форма обучения, а скорее инструмент развития и формирования личности посредством и при поддержке личности наставника. Таким образом эффективность Наставничестива стоит рассматривать в 3 плоскостях:
1.Способности, возможности, интересы Наставника. Иными словами Личность Наставника
- Душевный потенциал наставляемого
- Взаимоотношения Наставника и молодого человека, эффективность положительного влияния первого на второго.
Таким образом можно получить формулу успеха наставничества, которая зависит от 3 психологических составляющих процесса наставничества:
Эффективность наставничества =
Личность наставника*Личностный потенциал наставляемого*Эффективность взаимодействия.
Естественно, что работа взрослого опытного педагога-наставника с учащимися открытыми для новых знаний и стремящихся к развитию своей личности при налаженном личностном контакте будет давать наибольший образовательный и воспитательный эффект.

