Смердова Диана Сергеевна
педагог-психолог ГАУ ЦППМиСП
Цель квеста-игры: создание условий для развития эмоционального интеллекта обучающихся 6-х классов, формирование навыков конструктивного самовыражения учащихся.
Задачи квеста:
- Развитие эмоциональной грамотности (знание функций базовых эмоций).
- Формирование навыков саморегуляции и конструктивного выражения чувств.
- Развитие эмпатии и навыков поддержки для понимания эмоционального состояния окружающих.
- Мотивация к поиску личных и социальных ресурсов для преодоления трудных ситуаций.
- Укрепление командного взаимодействия и доверия в коллективе.
Каждой команде выдаётся маршрутный лист с указанием станций, где нужно выполнить задания.
Маршрутный лист:
|
№ |
Название станции |
Задача станции |
Время |
Результат |
Подпись ведущего |
|
1 |
Картограф радости |
Создать карту ресурсов класса |
10 мин. |
(Заработана часть компаса «Радость») |
|
|
2 |
Лабиринт страха |
Пройти лабиринт, используя доверие и поддержку |
10 мин. |
(Заработана часть компаса «Страх») |
|
|
3 |
Поле гнева |
Разработать правила выпускания пара |
10 мин. |
(Заработана часть компаса «Гнев») |
|
|
4 |
Грустная гавань |
Создать послание поддержки из бутылки |
10 мин. |
(Заработана часть компаса «Грусть») |
|
|
5 |
Сборка компаса |
Выполнить финальное задание и собрать "Эмоциональный компас". |
10 мин. |
Сборка компаса |
|
|
Итог: |
Легенда квеста
Вступительное слово ведущего: «Приветствую, отважные исследователи! Ваш класс — это команда, которая отправляется в самое важное приключение в жизни каждого человека: путешествие в свой внутренний мир. Ваш корабль, "Корабль дружбы и понимания", потерпел крушение в таинственном и не до конца изученном месте — архипелаге эмоций. Это целый мир, где обитают и сокровища, и опасности.
При ударе ваш главный навигационный прибор эмоциональный компас разбился на четыре части. Без него вы не сможете отличить тихую гавань от бури, не сможете найти безопасный путь домой и, что самое главное, не сможете понять друг друга!
Среди волн и скал этого архипелага скрываются четыре острова, каждый из которых символизирует одну из великих эмоций: остров радости, лабиринт страха, поле гнева и грустная гавань.
Ваша миссия: вам нужно совершить переход по этим четырем островам. На каждом из них вы найдете и выполните задание, которое позволит вам активировать и забрать одну из четырех частей компаса. Только активировав все четыре части - вы сможете собрать эмоциональный компас и восстановить навигацию. Только собрав компас, вы сможете успешно завершить миссию, починить свой "Корабль дружбы и понимания" и вернуться домой, став настоящими мастерами своего внутреннего мира.
Вам дан маршрутный лист, и время ограничено! Успех вашей команды зависит от взаимного доверия, поддержки и умения слышать друг друга. Вперед, за компасом!»
- Станция «Картограф радости» (поиск ресурсов)
Психологическая задача: развитие навыков самоподдержки, осознание личных и коллективных ресурсов для поднятия настроения и мотивации, а также укрепление позитивного эмоционального фона в классе.
Время работы на станции: 10 минут.
Материалы для станции:
- Бумага формата А3 (1 лист на команду).
- Набор фломастеров, маркеров, цветных карандашей.
- Набор из 10–12 карточек-подсказок (с изображениями или словами, обозначающими нейтральные действия/предметы, например: чашка чая, солнечный луч, прогулка, любимая песня, тишина, сон, объятия, вкусная еда).
- Часть «эмоционального компаса» с символом «радость» (выдается после успешного выполнения).
Ход задания и инструкции:
1. Введение (1 минута)
Ведущий станции приветствует команду и говорит: «Вы нашли первую часть компаса, которая указывает на самый важный ресурс — радость. Чтобы активировать эту часть, вам нужно создать карту, которая поможет всему классу найти Радость, если кто-то вдруг загрустит. В психологии это называется ресурсным состоянием».
2. Создание Карты Ресурсов (7 минут)
Ведущий выдает команде лист А3, фломастеры и карточки-подсказки. Инструкция для команды:
- Выбор идей: изучите карточки с нейтральными предметами/действиями.
- Активация: обсудите, как эти или другие идеи (придуманные вами самими!) превращаются в источник радости или средство поддержки для вашего класса. Выберите 5–7 самых действенных идей.
- Создание карты: на листе А3 создайте «Карту ресурсов класса». Нарисуйте, напишите или символически изобразите эти 5–7 ресурсов. Используйте яркие цвета!
- Авторские правила: придумайте и запишите на карте три авторских правила использования этой карты (например: «пользуйся, когда тебе плохо», «подари ресурс другу», «найди на карте то, что поднимет тебе настроение»).
*(В процессе работы ведущий может ненавязчиво спрашивать: «а этот ресурс работает для всех?», «что еще вы делаете, когда вам грустно?», направляя обсуждение к коллективным, а не только индивидуальным способам поддержки).
3. Презентация и закрепление (2 минуты)
Команда представляет свою карту ведущему, объясняя, почему они выбрали именно эти 5-7 ресурсов, и зачитывает три своих авторских правила.
Ключевой вопрос ведущего для рефлексии: «Чем эта карта отличается от простого списка веселых дел?
Ответ: тем, что она создана вами и содержит правила, которые вы готовы соблюдать, чтобы помогать друг другу».
Критерий выполнения:
Команда получает часть компаса «радость», если:
- Карта содержит не менее 5 четко обозначенных ресурсов.
- Правила использования являются конструктивными и авторскими (не скопированными из готовых источников).
После выполнения команда получает символ «радость» (первая часть компаса) и отправляется на следующую станцию.
Станция 2: «Лабиринт страха»
Психологическая задача: формирование навыков доверия, обращения за помощью, преодоления тревоги, развитие способности выступать в роли надежной опоры и осознание ресурсов поддержки.
Время работы на станции: 10 минут.
Материалы для станции:
- Непрозрачные повязки для глаз (достаточно для половины команды).
- Препятствия: 10–15 предметов (стулья, кегли, мягкие модули, коробки), расположенных хаотично для создания «лабиринта».
- Набор из 5–6 карточек-подсказок (с названием источника помощи, например: школьный психолог, родители, телефон доверия, лучший друг, любимое занятие).
- Часть «эмоционального компаса» с символом «страх» (выдается после успешного выполнения).
Ход задания и инструкции:
1. Введение и легенда (1 минута)
Ведущий станции: «Вы прибыли к лабиринту страха. Здесь царит темнота и неизвестность, символизирующие наши страхи и тревоги. Чтобы пройти этот лабиринт и активировать часть компаса «страх», вам понадобится то, что всегда помогает преодолеть боязнь неизвестного: доверие и четкие инструкции».
2. Прохождение лабиринта (7 минут)
Инструкция для команды:
- Разделение на пары: команда разбивается на пары. В каждой паре один становится навигатором (ему завязывают глаза), а другой — проводником (он видит).
- Задача: проводник должен провести навигатора через весь лабиринт препятствий.
- Особые правила:
- проводник может давать навигатору инструкции только тихим, шепотным голосом (чтобы не сбить другие пары и не кричать).
- навигатор не имеет права снимать повязку, он должен полностью положиться на Проводника.
- пары проходят лабиринт друг за другом.
- Вариация: после прохождения первой половины команды пары меняются ролями.
(В процессе ведущий следит за соблюдением тишины и за тем, чтобы Проводники не прикасались к Навигаторам, используя только голосовые команды.)
3. Рефлексия и Поиск Опоры (2 минуты)
После того как все участники прошли лабиринт, ведущий собирает их и проводит краткое обсуждение:
- Ведущий: «Как вы себя чувствовали, когда не видели, куда идти? Что помогло вам?» (ожидаемый ответ: доверие, голос проводника).
- Ведущий: «В реальной жизни, когда мы испытываем сильный страх или тревогу, мы тоже нуждаемся в чьей-то помощи. Вытяните одну из карточек».
- Команда вытягивает одну «карточку-подсказку» (например, «школьный психолог»).
- Ведущий: «Обсудите и назовите три конкретных действия, которые вы могли бы предпринять, обратившись к этому ресурсу (например, к школьному психологу), чтобы справиться со своим реальным страхом или тревожной ситуацией».
Критерий выполнения:
Команда получает часть компаса «страх», если:
- Все пары успешно прошли лабиринт, соблюдая правила.
- Команда предложила 3–5 реалистичных и конструктивных способа использования ресурса с карточки для преодоления страха.
После успешного выполнения команда получает символ «страх» (вторая часть компаса) и отправляется на следующую станцию.
Станция 3: «Поле гнева»
Психологическая задача: обучение конструктивным способам выражения гнева, формирование навыков самоконтроля, предотвращения конфликтов и перевода агрессивной энергии в безопасное русло.
Время работы на станции: 10 минут.
Материалы для станции:
- Набор из 5–6 карточек-триггеров с ситуациями, вызывающими гнев (актуальные для 6-х классов: несправедливое обвинение перед всем классом, постоянное перебивание, оскорбление друга в социальных сетях, нарушение личных вещей).
- Лист А4 и маркеры для записи ритуала.
- Часть «эмоционального компаса» с символом «гнев» (выдается после успешного выполнения).
Ход задания и инструкции:
1. Введение и Легенда (1 минута)
Ведущий станции: «Добро пожаловать в поле гнева! Здесь бушует шторм эмоций. Гнев — это мощная энергия. Если не знать, как ею управлять, она разрушает и нас самих, и наши отношения. Чтобы активировать часть компаса «гнев», вам нужно научиться "гасить шторм", создав свой "ритуал погашения шторма"».
2. Разработка Ритуала (7 минут)
Ведущий просит команду выбрать одну из карточек-триггеров. Инструкция для команды:
- Анализ: команда обсуждает выбранную ситуацию. Как они обычно реагируют? Какие реакции (крик, обида, драка) являются неконструктивными?
- Разработка ритуала: задача: разработать и записать на листе А4 авторскую последовательность действий (ритуал), состоящую из 5 конструктивных шагов, которая поможет справиться с этим чувством, не навредив ни себе, ни другим.
- Шаг 1. Опознание: быстро понять: "Я злюсь!".
- Шаг 2. Пауза/Дыхание: взять тайм-аут (например, посчитать до 10, сделать 3 глубоких вдоха).
- Шаг 3. Сброс энергии (физический): безопасное действие (например: сильно сжать кулаки, попрыгать, порвать бумажку).
- Шаг 4. Анализ: в чем реальная проблема?
- Шаг 5. Конструктивное действие: что сказать или сделать, чтобы решить ситуацию без агрессии.
- Запись: команда фиксирует свой пятишаговый ритуал.
3. Демонстрация и Закрепление (2 минуты)
Команда демонстрирует свой ритуал ведущему, проговаривая каждый шаг.
Ключевой вопрос ведущего для рефлексии: «Какой из этих шагов вам сложнее всего выполнить, когда вы очень злитесь? Почему важно не пропускать Шаг 2 (Пауза/Дыхание)?» (фокус: важность паузы между стимулом и реакцией).
Критерий выполнения:
Команда получает часть компаса «гнев», если:
- Их ритуал состоит из 5 конструктивных, авторских шагов.
- Команда может их уверенно продемонстрировать.
После успешного выполнения команда получает символ «гнев» (третья часть компаса) и отправляется на следующую станцию.
Станция 4: «Грустная гавань»
Психологическая задача: развитие эмпатии, принятие грусти как естественной и необходимой эмоции, формирование навыков безоценочной поддержки и поиска утешения.
Время работы на станции: 10 минут.
Материалы для станции:
- Бутылка, коробка или любой другой контейнер (символ «Бутылки с посланием»).
- Набор чистых стикеров или маленьких карточек (минимум 2 шт. на каждого участника).
- Ручки/карандаши.
- Лист А4 и маркер для записи фраз поддержки.
- Часть «эмоционального компаса» с символом «грусть» (выдается после успешного выполнения).
Ход задания и инструкции:
1. Введение и Легенда (1 минута)
Ведущий станции: «Мы прибыли в грустную гавань. Это место, где иногда накрывает волна печали, и это нормально. Грусть нужна, чтобы мы могли отдохнуть, подумать и найти утешение. Чтобы активировать последнюю часть компаса «грусть», вам нужно научиться спасать тех, кто попал в шторм, используя силу эмпатии».
2. Создание Посланий Поддержки (7 минут)
Инструкция для команды:
- Часть А. Отправление посланий (3 минуты, анонимно):
- Каждый участник получает один стикер.
- Инструкция: «Напишите анонимно на своем стикере о чем-то, что может вас огорчить или расстроить в жизни, но о чем вам трудно говорить вслух (например: плохая оценка, ссора с другом, чувство одиночества). Помните: это абсолютно анонимно».
- Все стикеры складываются в «бутылку с посланием».
- Часть Б. Разработка поддержки (4 минуты, коллективно):
- Ведущий вынимает и зачитывает 5–7 посланий из бутылки (без обсуждения авторов).
- Задача: команда коллективно разрабатывает и записывает на листе А4 10 фраз безоценочной поддержки, которые они могут сказать авторам этих посланий.
- Правило: фразы должны выражать принятие и заботу, без советов и критики. (примеры: "я рядом", "я вижу, тебе тяжело", "твои чувства важны", "я могу тебя выслушать".)
3. Обсуждение и Закрепление (2 минуты)
Ведущий собирает команду и просит зачитать их 10 фраз поддержки.
Ключевой вопрос ведущего для рефлексии: «Какая фраза поддержки (из вашего списка) кажется вам самой важной? Почему так трудно просто слушать, когда другу грустно, и не давать ему сразу советы? Ответ: потому что грусть нуждается в принятии, а не в немедленном решении».
Критерий выполнения:
Команда получает часть компаса «грусть», если:
- Список содержит не менее 10 авторских, безоценочных фраз поддержки.
- Команда может объяснить разницу между советом и поддержкой.
После успешного выполнения команда получает символ «грусть» (четвертая часть компаса) и отправляется на финальную станцию.
Станция 5: «Сборка компаса» (финальный синтез)
Психологическая задача: синтез полученных знаний об эмоциональном интеллекте, сплочение коллектива, развитие осознанности и закрепление позитивного опыта эмоциональной регуляции.
Время работы на станции: 10 минут.
Материалы для станции:
- 4 части «эмоционального компаса» (символы радости, страха, гнева, грусти, полученные на предыдущих станциях).
- Шаблон круглой основы компаса, куда нужно вставить 4 части.
- Чистый свиток, плакат или большой лист (символ «клятвы») и маркер.
- «Финальный щит» или «Сертификат капитана» (выдается в конце).
Ход задания и инструкции:
1. Введение и Сборка (2 минуты)
Ведущий станции: «Поздравляю! Вы успешно прошли через все бури и гавани архипелага эмоций и собрали четыре части. Теперь пришло время их объединить, чтобы создать самый надежный навигационный прибор - эмоциональный компас».
Инструкция для команды:
- Команда берет 4 полученные части компаса (символы радости, страха, гнева, грусти) и физически вставляет их в центральный шаблон.
- Ведущий: «Компас собран! Но чтобы он работал, он должен быть настроен на честность и заботу. Вы должны дать обещание самим себе и друг другу».
2. Создание и Подписание Клятвы (5 минут)
Инструкция для команды:
- Команда получает чистый свиток (клятва).
- Задача: коллективно создать и записать «Клятву эмоционального интеллекта класса», состоящую из 4–5 пунктов. Каждый пункт должен отражать, как они будут использовать знания, полученные на станциях.
(Примеры пунктов: «я обещаю искать свой ресурс радости, когда мне тяжело», «я обещаю просить о помощи, когда чувствую страх», «я обещаю использовать свой ритуал, чтобы не навредить никому своим гневом», «я обещаю выслушать друга, когда ему грустно, без советов»).
- Подписание: все участники команды ставят свои подписи на свитке.
3. Активация Щита и Рефлексия (3 минуты)
Финальное упражнение на сплочение «Общий пульс»:
- Инструкция: «наш компас работает на силе единства. Встаньте в плотный круг. Закройте глаза. Положите руки на спину или плечи стоящего впереди. Попробуйте синхронизировать свое дыхание. Дышите так медленно и спокойно, как только сможете, чувствуя общий ритм (1 минута)».
- Ведущий: «Вы почувствовали, как бьется сердце вашей команды. Компас активирован!»
Заключительный вопрос: «Какая из четырех эмоций оказалась для вас самой сложной? Какой самый ценный "ключ" вы уносите с собой?»
Критерий выполнения (победа): успешное завершение квеста.
- Клятва содержит не менее 4 конструктивных пунктов.
- Команда успешно выполняет упражнение «общий Пульс».
Команда получает сертификат или «финальный щит капитана», подтверждающий успешное прохождение квеста и овладение навыками эмоционального интеллекта.
Перейти к конкурсам для психологов

