ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Уманский Алексей Андреевич

Педагог-психолог 1 квалификационной категории

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

РФ, Выборгский район, п. Зеркальный, Ленинградская область

  1. Понимание природы страха: от адаптации к дезадаптации

Сегодня мы подходим к пониманию страха комплексно: это не просто эмоция, а глубокий психофизиологический механизм. С одной стороны, страх — это эволюционная поддержка, необходимая для выживания. С другой — когда он становится хроническим, особенно в детском возрасте, он начинает разрушать личность на всех уровнях.

  1. Трехуровневая система воздействия хронического страха

Под воздействием постоянного страха происходит целый каскад негативных изменений, который можно рассмотреть на трёх уровнях:

  • На физиологическом уровне: сжимается тело, хронически активируется симпатическая нервная система, что приводит к постоянному перенапряжению.
  • На нейробиологическом уровне: нарушается работа гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГН), возникает избыточная выработка кортизола. Этот гормон может подавлять иммунитет и негативно влиять на ключевые структуры мозга — гиппокамп и миндалевидное тело, отвечающие за память и эмоциональные реакции.
  • На психологическом уровне: снижается способность к саморефлексии, мышление приобретает «тоннельный», ригидный характер. Ребёнок оказывается в ловушке: он бежит от невидимой угрозы к невидимой цели, не имея возможности остановиться и осмыслить происходящее.
  1. Межпоколенческий аспект: когда страх становится наследством

Это понимание приводит нас к ключевому вопросу: как формируются эти деструктивные паттерны? Современные исследования кардинально меняют наш подход к профилактике, указывая на феномен межпоколенческой передачи травмы.

Важно понимать, что для ребенка травмой может стать не только война или катастрофа. Эмоциональная недоступность родителя, болезнь, хроническое напряжение в семье могут восприниматься как личная катастрофа, оставляя глубокий след. Исследования, активно развивающиеся с 2018 года, показывают, что хронический стресс предков может «встраиваться» в эпигенетический код потомков, влияя на их стрессоуязвимость. Особое внимание здесь направлено на недекларативную (бессознательную) память — ту часть опыта, которую невозможно выразить словами, но которая управляет рефлекторными реакциями и страхами.

Клиническая практика демонстрирует яркие примеры. Приведу случай: пациентка, которая в детстве была случайно заперта на ночь с телом умершего деда. С тех пор в семье у всех детей, начиная с четырёхлетнего возраста, возникает панический страх темноты, несмотря на отсутствие прямого травмирующего события в их жизни.

  1. Вербальные и невербальные каналы передачи страха

Однако травма передаётся не только через биологические механизмы, но и через ежедневную коммуникацию в семье, создавая питательную среду для формирования страхов.

  • Вербальные сигналы — это страшные истории, катастрофизирующие предостережения («Мир опасен», «Ты не справишься»). Даже с благими намерениями они формируют у ребёнка тревожную картину мира.
  • Невербальные сигналы ещё более разрушительны: напряжённая мимика, дрожащий голос, слёзы, избегание определённых тем. Ребёнок считывает всё — даже то, что взрослый пытается скрыть.

Исследования подтверждают: систематическое вербальное или эмоциональное подавление в детстве напрямую коррелирует с развитием тревожных расстройств, депрессии и психосоматики во взрослом возрасте. Особой уязвимостью здесь обладают дети из дисфункциональных семей, например, дети родителей с зависимостями, которые часто становятся «взрослыми детьми», берут на себя чрезмерную ответственность и испытывают трудности с идентификацией эмоций (алекситимия).

  1. Стратегии профилактики: от страха к устойчивости

Учитывая все эти механизмы, главная задача психолога в рамках профилактики — не просто устранить симптом, а создать условия, в которых страх не будет формировать личность. Предлагаю многоуровневый подход, который служит мостом между проблемой и решением:

  1. Повышение осознанности родителей. Ключевая идея, которую важно донести до родителей: их слова и эмоции — это не просто «воспитание», а инструмент, который формирует нейронные сети ребенка. Психоэмоциональная зрелость родителя — лучшая профилактика детской тревожности.
  2. Травмоинформированный подход в коммуникации. Мы должны предлагать семьям замену запугиванию на поддержку, объяснение и создание чувства безопасности. Даже сложные темы можно преподносить так, чтобы они учили стойкости, а не парализующему страху.
  3. Создание «эмоциональной брони» у ребенка. Ребёнок, растущий в атмосфере безусловного принятия, любви и эмоциональной доступности родителей, формирует более устойчивую нервную систему. Эта внутренняя опора остаётся с ним на всю жизнь как ключевой ресурс.
  4. Ранняя психологическая поддержка и диагностика. Своевременное выявление и коррекция тревожных симптомов у детей и их родителей предотвращает хронификацию страха и разрывает цепь его передачи следующим поколениям.

Заключение

Таким образом, подводя итог, можно утверждать: страх может стать наследством — но любовь и безопасная привязанность тоже. Наша миссия как психологов — помочь семьям разорвать цепь межпоколенческой травмы и заменить её на цикл осознанности, заботы и надёжности.

Следовательно, профилактика детских страхов — это не борьба со следствиями, а системная работа по созданию такой психологической среды, в которой ребёнку просто не нужно бояться. Среды, где любовь и поддержка являются надежной защитой, а у страха больше нет власти над будущим наших детей.

 Перейти к публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.