ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 4

имени И. И. Миронова

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области (ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска)

структурное подразделение «Детский сад «Жар-птица»

 

 

 

учитель-логопед:

Голубкина О.В.

 

 

Любовь к Большой Родине начинается с малой: с семьи, с города, в котором мы родились и живём. Именно с родных улиц, знакомых пейзажей и памятных мест начинается формирование у ребёнка чувства патриотизма, гордости за свой родной край. Всё, что ребёнок видит вокруг себя, вызывает живой отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими статус общего недоразвития речи (ОНР), особенно важно создавать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру. Опыт показывает, что дети с ОНР, при нормальном слухе и сохранном интеллекте, испытывают затруднения в звукопроизношении, построении грамматически правильных высказываний, имеют ограниченный словарный запас, недостаточно развитую связную речь. Кроме того, для них характерны трудности в эмоционально-волевой сфере: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками.

В связи с этим, ознакомление дошкольников с родным городом должно проходить в интересной, доступной, наглядной форме. Наиболее эффективным средством в данной работе является дидактическая игра, сочетающая элементы обучения, познания и увлекательного игрового действия.

Однако материал, направленный на ознакомление дошкольников с историей, культурой и достопримечательностями родного города, часто рассчитан на более старший возраст и редко представлен в готовом виде. Поэтому была разработана авторская картотека дидактических игр «Сундучок дидактических игр», направленная на формирование у дошкольников познавательного интереса к городу Новокуйбышевску.

Цель: Развитие познавательного интереса к родному городу Новокуйбышевску у дошкольников с ОВЗ посредством использования дидактических игр.

Задачи:

  • формировать представления детей о родном городе, его символике и достопримечательностях;
  • развивать речевую активность, словарный запас, связную речь;
  • обогащать знания об историческом и культурном прошлом города;
  • воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Актуальность. Дидактическая игра является эффективным средством интеллектуально-познавательного и речевого развития дошкольников. В процессе игры происходит развитие речи, активизация мыслительных процессов, внимание и память становятся более устойчивыми, а познавательная мотивация усиливается.

Возрастная категория. Дети 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОНР).

Игры могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой работе, а также в режимных моментах.

Содержание «Сундучка дидактических игр»

  1. Дидактическая игра «Найди герб нашего города»

Цель: закрепить представления детей о гербе родного города; учить различать гербы разных городов Самарской области.

Оборудование: карточки с изображениями гербов городов Самарской области.

Ход игры: дети рассматривают карточки с гербами разных городов, находят среди них герб Новокуйбышевска, называют его элементы, обсуждают их значение.

  1. Дидактическая игра «Как это было?»

Цель:

  • закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города;
  • формировать наблюдательность, умение находить сходства и различия между зданиями;
  • активизировать словарь.

Оборудование: карточки с изображениями зданий Новокуйбышевска в старом и современном виде.

Ход игры: дети рассматривают карточки, находят пары «раньше — сейчас», обсуждают назначение зданий и их значение для горожан.

  1. Дидактическая игра «Собери герб родного города»

Цель: закрепить представления о гербе города Новокуйбышевска.

Оборудование: разрезные элементы гербов Самарской области.

Ход игры: ребёнок собирает герб города из отдельных элементов, сверяя результат с образцом.

 

 

 

 

 

 

  1. Дидактическая игра-кубики «Собери картинку»

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику; закреплять знания о достопримечательностях города.

Оборудование: кубики с изображениями достопримечательностей Новокуйбышевска.

Ход игры: дети собирают целые изображения из частей, называют объекты, обсуждают, где они находятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дидактическая игра-ходилка «Путешествие по городу Новокуйбышевску»

Цель: закрепить знания о родном городе, его улицах и достопримечательностях.

Оборудование: настольное игровое поле — карта города, фишки, игральный кубик.

Ход игры: 5–6 участников отправляются в «путешествие» по городу. Передвигаясь по полю согласно броскам кубика, дети называют объекты, попавшиеся на пути. Если фишка останавливается на синем кружке — игрок называет достопримечательность; если на красном — пропускает ход. Побеждает тот, кто первым завершит путешествие.

Заключение

Дидактические игры из «Сундучка дидактических игр» делают процесс ознакомления дошкольников с родным городом интересным и доступным. Основное достоинство этих игр заключается в сочетании наглядности, игровой мотивации и речевого развития. В игровой форме дети незаметно для себя развивают речь, внимание, память, мышление, обогащают словарь и расширяют кругозор.

Игровая форма обучения особенно значима для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает комфортную обстановку, снижает тревожность и повышает мотивацию к обучению.

Таким образом, применение «Сундучка дидактических игр» в работе с дошкольниками с ОВЗ является эффективным средством формирования познавательного интереса к родному городу, воспитания любви и гордости за свою малую Родину, а также способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.