Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 4
имени И. И. Миронова
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области (ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска)
структурное подразделение «Детский сад «Жар-птица»
учитель-логопед:
Голубкина О.В.
Любовь к Большой Родине начинается с малой: с семьи, с города, в котором мы родились и живём. Именно с родных улиц, знакомых пейзажей и памятных мест начинается формирование у ребёнка чувства патриотизма, гордости за свой родной край. Всё, что ребёнок видит вокруг себя, вызывает живой отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими статус общего недоразвития речи (ОНР), особенно важно создавать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру. Опыт показывает, что дети с ОНР, при нормальном слухе и сохранном интеллекте, испытывают затруднения в звукопроизношении, построении грамматически правильных высказываний, имеют ограниченный словарный запас, недостаточно развитую связную речь. Кроме того, для них характерны трудности в эмоционально-волевой сфере: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками.
В связи с этим, ознакомление дошкольников с родным городом должно проходить в интересной, доступной, наглядной форме. Наиболее эффективным средством в данной работе является дидактическая игра, сочетающая элементы обучения, познания и увлекательного игрового действия.
Однако материал, направленный на ознакомление дошкольников с историей, культурой и достопримечательностями родного города, часто рассчитан на более старший возраст и редко представлен в готовом виде. Поэтому была разработана авторская картотека дидактических игр «Сундучок дидактических игр», направленная на формирование у дошкольников познавательного интереса к городу Новокуйбышевску.
Цель: Развитие познавательного интереса к родному городу Новокуйбышевску у дошкольников с ОВЗ посредством использования дидактических игр.
Задачи:
- формировать представления детей о родном городе, его символике и достопримечательностях;
- развивать речевую активность, словарный запас, связную речь;
- обогащать знания об историческом и культурном прошлом города;
- воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
Актуальность. Дидактическая игра является эффективным средством интеллектуально-познавательного и речевого развития дошкольников. В процессе игры происходит развитие речи, активизация мыслительных процессов, внимание и память становятся более устойчивыми, а познавательная мотивация усиливается.
Возрастная категория. Дети 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОНР).
Игры могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой работе, а также в режимных моментах.
Содержание «Сундучка дидактических игр»
- Дидактическая игра «Найди герб нашего города»
Цель: закрепить представления детей о гербе родного города; учить различать гербы разных городов Самарской области.
Оборудование: карточки с изображениями гербов городов Самарской области.
Ход игры: дети рассматривают карточки с гербами разных городов, находят среди них герб Новокуйбышевска, называют его элементы, обсуждают их значение.
- Дидактическая игра «Как это было?»
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города;
- формировать наблюдательность, умение находить сходства и различия между зданиями;
- активизировать словарь.
Оборудование: карточки с изображениями зданий Новокуйбышевска в старом и современном виде.
Ход игры: дети рассматривают карточки, находят пары «раньше — сейчас», обсуждают назначение зданий и их значение для горожан.
- Дидактическая игра «Собери герб родного города»
Цель: закрепить представления о гербе города Новокуйбышевска.
Оборудование: разрезные элементы гербов Самарской области.
Ход игры: ребёнок собирает герб города из отдельных элементов, сверяя результат с образцом.
- Дидактическая игра-кубики «Собери картинку»
Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику; закреплять знания о достопримечательностях города.
Оборудование: кубики с изображениями достопримечательностей Новокуйбышевска.
Ход игры: дети собирают целые изображения из частей, называют объекты, обсуждают, где они находятся.
- Дидактическая игра-ходилка «Путешествие по городу Новокуйбышевску»
Цель: закрепить знания о родном городе, его улицах и достопримечательностях.
Оборудование: настольное игровое поле — карта города, фишки, игральный кубик.
Ход игры: 5–6 участников отправляются в «путешествие» по городу. Передвигаясь по полю согласно броскам кубика, дети называют объекты, попавшиеся на пути. Если фишка останавливается на синем кружке — игрок называет достопримечательность; если на красном — пропускает ход. Побеждает тот, кто первым завершит путешествие.
Заключение
Дидактические игры из «Сундучка дидактических игр» делают процесс ознакомления дошкольников с родным городом интересным и доступным. Основное достоинство этих игр заключается в сочетании наглядности, игровой мотивации и речевого развития. В игровой форме дети незаметно для себя развивают речь, внимание, память, мышление, обогащают словарь и расширяют кругозор.
Игровая форма обучения особенно значима для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает комфортную обстановку, снижает тревожность и повышает мотивацию к обучению.
Таким образом, применение «Сундучка дидактических игр» в работе с дошкольниками с ОВЗ является эффективным средством формирования познавательного интереса к родному городу, воспитания любви и гордости за свою малую Родину, а также способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

