ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Кардаш Оксана Петровна

учитель-логопед

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 16 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Современная логопедическая практика постоянно ищет эффективные и увлекательные методы коррекции речевых нарушений. Одним из таких мощных инструментов является театрализованная деятельность. Она не только делает процесс обучения более интересным и мотивирующим для детей, но и позволяет комплексно воздействовать на различные аспекты речевого развития, а также на личность ребенка в целом.

Театрализованная деятельность, как метод коррекции речевых нарушений, опирается на ряд педагогических и психологических принципов:

Комплексность воздействия. Театр – это синтез искусств, который задействует слуховое, зрительное, двигательное восприятие, а также эмоциональную сферу ребенка. Это позволяет воздействовать на речевую систему комплексно, затрагивая артикуляционный аппарат, дыхание, голос, слуховое внимание, память, мышление и воображение.

Игровая основа. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте. Театрализованная игра, будучи одной из ее форм, позволяет ребенку непринужденно осваивать новые навыки, преодолевать трудности и развиваться в естественной для него среде.

Мотивация и эмоциональная вовлеченность. Сюжеты сказок, стихов, диалоги персонажей вызывают у детей яркие эмоции, интерес и желание участвовать. Это создает высокую мотивацию к речевой активности, что особенно важно при работе с детьми, испытывающими трудности в общении.

Развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность предполагает взаимодействие между детьми, умение слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы, выражать свои мысли и чувства. Это способствует формированию навыков диалогической речи, умения вести беседу.

Формирование самосознания и самооценки. Успешное участие в театрализованной игре, перевоплощение в роль, получение положительной оценки от сверстников и педагога способствуют повышению самооценки ребенка, развитию уверенности в себе и своих силах.

Коррекция звукопроизношения. Через проговаривание слов и фраз персонажей, выполнение артикуляционных упражнений в игровой форме, дети тренируют правильное произношение звуков.

Развитие связной речи. Создание и разыгрывание сюжетов, пересказ историй, сочинение диалогов – все это способствует развитию умения строить развернутые высказывания, логически связывать предложения.

Расширение словарного запаса. Знакомство с новыми словами и выражениями в контексте ролей и сюжетов обогащает пассивный и активный словарь детей.

Основная цель использования театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда: коррекция и развитие речевых нарушений у детей через интеграцию театрализованной деятельности в логопедический процесс.

Задачи:

Коррекционные: формирование правильного артикуляционного уклада и подвижности артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха и восприятия; автоматизация и дифференциация звуков в речи; развитие интонационной выразительности речи; формирование навыков диалогической и монологической речи; расширение и активизация словарного запаса; развитие грамматического строя речи, навыков речевого дыхания.

Развивающие: развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; мелкой и общей моторики, координации движений; эмоционально-волевой сферы, умения выражать эмоции; коммуникативных способностей, навыков социального взаимодействия, творческих способностей.

Воспитательные: формирование интереса к чтению и литературе; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи; формирование уверенности в себе, повышение самооценки.

     Внедрение театрализованной деятельности в логопедическую практику должно быть поэтапным и систематическим.

Этап 1: подготовительный

Диагностика: определение уровня речевого развития ребенка, выявление специфических нарушений, определение его индивидуальных особенностей и интересов.

Создание предметно-развивающей среды: подготовка материалов для театрализованной деятельности: куклы (пальчиковые, перчаточные и другие), ширмы, костюмы, атрибуты, иллюстрации, музыкальные инструменты.

Ознакомление с основами театра: знакомство детей с различными видами театра, с понятиями «актер», «роль», «сцена», «режиссер».

Развитие базовых навыков: проведение игр на развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса, слухового внимания, памяти, воображения.

Этап 2: основной (практический)

Разучивание коротких стихов, песенок, скороговорок - простых текстов, постепенно усложняя их. Акцент делается на правильное произношение, интонацию, выразительность.

Игры с пальчиковыми куклами позволяют отрабатывать звуки, развивать мелкую моторику и речь. Дети могут озвучивать персонажей, отвечать на вопросы, вести диалоги.

Игры с перчаточными куклами расширяют возможности для диалогов, развития связной речи, формирования умения строить сюжет.

Разыгрывание небольших сценок и этюдов помогает научить детей передавать характер персонажа, его эмоции, интонацию.

Использование настольного театра способствует развитию навыков пересказа, составления рассказов по картинкам.

Теневой театр развивает воображение, умение создавать образы с помощью рук и голоса.

Драматизация - постепенное вовлечение детей в более сложные формы драматизации, где они сами играют роли персонажей.

Этап 3: Заключительный (обобщающий)

Постановка небольших спектаклей на основе изученного материала, с участием всех детей (может быть как кукольный спектакль, так и драматизация).

Презентация результатов в форме выступлений для родителей, для детей других групп.

Анализ и рефлексия - обсуждение с детьми впечатлений, успехов, трудностей.

Методы и приемы использования театрализованной деятельности

Куклотерапия - использование кукол как средства коррекции и развития.

Пальчиковый театр - игры с пальчиковыми куклами для автоматизации звуков, развития мелкой моторики.

Перчаточный театр - для развития диалогической речи, формирования умения строить сюжет.

Куклы-марионетки развивают координацию движений, умение управлять персонажем.

Куклы-персонажи - дети озвучивают персонажей, передавая их характер и эмоции.

Игры-драматизации:

Показ сказок - дети сами играют роли персонажей, проговаривая их реплики.

Этюды - короткие сценки, где дети передают эмоции или действия.

Импровизация - дети придумывают свои сюжеты и диалоги, развивая творческое мышление и спонтанность речи.

Настольный театр:

Театр картинок - раскладывают картинки в определенной последовательности и составляют по ним рассказ.

Театр игрушек - использование игрушек для разыгрывания сценок и диалогов.

Театр на фланелеграфе - создание и разыгрывание сюжетов с помощью фигурок на фланелеграфе.

Теневой театр: создание образов - учатся создавать силуэты персонажей с помощью рук; озвучивание - озвучивают персонажей, передавая их эмоции и характер.

Музыкально-театрализованная деятельность: песни-инсценировки - дети не только поют, но и показывают действия, соответствующие тексту песни; музыкальные этюды - передача настроения и характера музыки через движения и мимику.

Работа с текстом: чтение по ролям - читают текст, распределив роли между собой; пересказ - пересказывают прочитанное, стараясь передать интонацию и эмоции персонажей; сочинение диалогов - придумывают диалоги для персонажей.

Логопедические игры с элементами театра:

«Звуковая зарядка» - изображают звуки животных или предметов с помощью мимики и голоса.

«Артикуляционная гимнастика в лицах» - изображают движения артикуляционных органов как персонажей.

«Сказочные диалоги» - разыгрывают диалоги между персонажами, отрабатывая определенные звуки или грамматические конструкции.

Преимущества использования театрализованной деятельности

в логопедической работе

Высокая мотивация. Дети с удовольствием участвуют в театрализованных играх, что повышает их интерес к занятиям.

Комплексное развитие. Театрализованная деятельность затрагивает все стороны речевого развития, а также способствует развитию психических процессов, моторики, эмоциональной сферы.

Снятие психологических барьеров. Игра в персонажа позволяет ребенку раскрепоститься, преодолеть стеснительность и страх перед выступлением.

Формирование навыков общения. Дети учатся слушать, слышать, отвечать, выражать свои мысли и чувства.

Улучшение артикуляции и звукопроизношения. Проговаривание слов и фраз в игровой форме способствует автоматизации звуков.

Развитие связной речи. Создание сюжетов, диалогов, пересказ историй развивают умение строить развернутые высказывания.

Повышение самооценки. Успешное участие в театрализованной деятельности укрепляет уверенность ребенка в себе.

Эмоциональное обогащение. Дети учатся выражать и понимать различные эмоции.

Доступность и вариативность. Театрализованную деятельность можно проводить с детьми разного возраста и с различными речевыми нарушениями, используя разнообразные формы и методы.

Примеры использования театрализованной деятельности

в работе учителя-логопеда

Коррекция нарушений звукопроизношения:

Сказка «Как лисёнок учился шипеть»: дети играют роли лисят, которые учатся произносить звук [ш] - используются движения, имитирующие лисёнка, и проговаривание слов с этим звуком.

Игра «Звуки животных» - изображают животных, издавая характерные звуки (например, «мяу» для кошки, «гав» для собаки, «му» для коровы), что помогает автоматизировать звуки.

Кукольный театр «Этот трудный звук Р»: персонаж-кукла затрудняется произносить звук [р], дети помогают ему, проговаривая слова с этим звуком.

Развитие связной речи:

Пересказ сказки «Репка» с помощью настольного театра - расставляют персонажей и проговаривают их реплики, развивая умение строить последовательный рассказ.

Сочинение диалогов для персонажей - придумывают, о чем могут говорить герои сказки, развивая навыки диалогической речи.

Создание собственной сказки - придумывают сюжет, персонажей и разыгрывают свою историю.

Развитие фонематического слуха:

Игра «Угадай, кто это?»: слушают звуки, издаваемые персонажами (например, стук, шелест, звон), и угадывают, кто издает этот звук, развивая слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Игра «Найди пару»: слушают слова и находят картинки с соответствующими персонажами или предметами, что помогает дифференцировать звуки.

Развитие артикуляционной моторики:

«Звериная зарядка»: изображают движения артикуляционных органов, как это делают животные (например, «рыбка» – вытягивание губ, «лошадка» – цоканье языком).

«Кукольный театр для язычка»: каждый орган артикуляции (язык, губы, зубы) становится персонажем, который выполняет определенные движения по сценарию.

Развитие интонационной выразительности:

«Эмоциональные персонажи» - учатся передавать различные эмоции (радость, грусть, удивление, страх) через интонацию и мимику персонажей.

«Песенки с настроением» - поют песни, меняя интонацию в зависимости от настроения персонажа.

Развитие грамматического строя речи:

«Волшебные слова» - используют в речи определенные грамматические конструкции (предлоги, падежные окончания) в диалогах с персонажами.

«Строим предложения» - подбирают слова, чтобы составить правильные предложения, описывающие действия персонажей.

      Театрализованная деятельность может стать прекрасным инструментом для вовлечения родителей в коррекционный процесс.

Совместные постановки. Организация семейных спектаклей, где родители и дети вместе готовят и показывают представление.

Мастер-классы для родителей. Обучение родителей простым приемам театрализованной деятельности, которые они могут использовать дома для развития речи ребенка.

Консультации. Обсуждение с родителями того, как театрализованная деятельность помогает ребенку, предоставление рекомендаций по ее применению в домашних условиях.

Фото- и видеоотчеты. Демонстрация родителям успехов их детей в театрализованной деятельности.

Перейти к публикациям для педагогов в печатном журнале

Заключение

Театрализованная деятельность является ценным и многогранным методом в арсенале учителя-логопеда. Она позволяет не только эффективно корректировать речевые нарушения, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка, раскрывая его творческий потенциал, формируя уверенность в себе и навыки успешной коммуникации. Систематическое и целенаправленное применение театрализованной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, открывает широкие возможности для достижения высоких результатов в логопедической работе. Интеграция театра в логопедический процесс делает обучение увлекательным, мотивирующим и, что самое главное, результативным.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театр для детей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
  2. Волков И.П. Театральная педагогика. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Григорьева Е.Е., Короткова Л.В. Театральная игрушка в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – детям. – М.: Просвещение, 1982.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.