Петрова Зоя Николаевна
Педагог-психолог
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования Чувашской Республики
Основой реализации программы «Я и мое будущее» является личностно - ориентированный подход. Данная программа позволяет обеспечение психологических условий для успешного обучения и развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации и профессионального становления; формирование у них способности к самопознанию и саморазвитию. Теоретическая часть программы «Я и мое будущее» направлена на создание обстановки морально-психологического климата защищенности личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование профессиональных качеств личности детей.
Практическая часть программы предусматривает формирование социально-ориентированной, социально-активной и гармонически развитой личности, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие социальных навыков и повышение самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа дополнительного образования имеет психолого-педагогическую направленность.
На занятиях у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а так же выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера, - все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. В процессе занятий ведущий следит за отношениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старается предупреждать конфликты. В конце занятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получают задания на дом, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки.
Цель программы: Повышение социально-коммуникативной компетенции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
Образовательные:- способствовать формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей правил вежливого поведения: правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
Развивающие:-способствовать развитию личностных качеств у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: культура мышления, ответственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;
Воспитательные:-воспитывать стремления быть порядочными людьми;
-воспитывать нравственное сознание, прочные нравственные убеждения;
Программа «Я и мое будущее» предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (15-17 лет), проявляющих интерес к знаниям хорошего тона.
Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе студентов. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
В результате прохождения программы «Я и мое будущее» предполагается достичь следующих результатов:
- формирование умения эффективно использовать приемы саморегуляции поведения в межличностном общении; управлять эмоциональным состоянием;
- умение искать необходимую информацию и системно анализировать ее для решения вопросов комфортного сосуществования в группе;
В результате прохождения программы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны уметь:
- находить разумные решения в конфликтных ситуациях, используя различные виды и средства общения;
- уметь организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать внутри коллектива/
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, продолжительность занятий 45 мин.
Продолжительность для отдыха детей между каждым занятием не менее 10-15 мин (Сан Пин 2.4.4.31 72-14 – санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.)
Руководитель объединения – Педагог-психолог Петрова Зоя Николаевна. Образование высшее – ЧГПУ им. И.Яковлева, специальность: Учитель. Педагог-психолог., 1999 год.
Материально-технические условия реализации программы
Занятия программы проходят на базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения» Минобразования Чувашии.
Для реализации программы имеется: учебно-методическая литература, мультимедийные материалы, проектор, принтер.

