выполнила:
Сиротина Елена Владимировна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ № 82,
город Новосибирск
С
Проблемное обучение обеспечивает формирование интеллектуальных и мыслительных способностей ребёнка, закладывает основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемное обучение – одно из средств развития индивидуальности, эрудиции и творческих возможностей младшего школьника.
На своих уроках веду с учениками проблемный диалог, сначала побуждаю, подвожу их к постановке учебной проблемы, т.е. учу ребят формулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством активного диалога организую (вместе с детьми) поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом стараюсь, чтобы у ребят появилось подлинное понимание учебного материала.
Например: диалог, подводящий к теме урока. Это несколько вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. Примеры:
1)Урок русского языка по теме «Правописание имён собственных».
-Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит Шарик. Дети пишут в тетради, а один ученик на доске.
- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске? А кто написал по-другому? Какое слово? (Шарик, шарик). Оба варианта записаны на доске.
- Смотрите одно и то же слово написано по-разному. - Почему эти одинаковые слова написали по-разному? (Одно слово название предмета, воздушный шарик, а другое слово - это кличка собаки)
- Значит, чему мы будем сегодня учиться? Сформулируйте тему урока.
Перейти к публикациям для педагогов и воспитателей
Перейти к педагогической конференции
Перейти «Конкурсы для педагогов ВИОП "Аксиома"
2)Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например: ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать оба выражения и вычислить следующим образом: 2 + 5 х 3 = 21 2 + 5 х 3 = 17
Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию «скобки». После вписывания скобок, выражения принимают вид: (2 + 5) х 3 = 21 2 + 5 х 3 = 17
Таким образом, использование на уроках элементов технологии проблемного обучения помогает ученику принять роль активного участника образовательного процесса, а не исполнителя стандартных заданий, усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. При этом отношения сотрудничества учителя и ученика формируют у детей доброжелательность и уважение к людям.