выполнила:
воспитатель
Воропаева Светлана Владимировна
МУЧ №9
с. Ближнее
Долгие годы наше образование, как и вся страна в целом, было закрытой, достаточно консервативной системой: о нас знали мало, и мы практически ничего не знали о состоянии других (зарубежных) систем образования.
За последние десять лет ситуация кардинально изменилась: появилась возможность выезда практически в любую страну и ознакомления с разными подходами к образованию детей дошкольного возраста; стала доступной для изучения зарубежная литература, изданная на разных языках; появились совместные проекты. Параллельно с этим современная педагогика стала заниматься интенсивным поиском путей обновления содержания и методов образования. Особый интерес в связи с этим проявляется у педагогов к опыту зарубежных коллег.
Несомненно, реализация этого интереса определенным образом повлияла на изменения, произошедшие в нашей системе дошкольного воспитания: в частности, появились центры активности, вальдорфские детские сады, учреждения, работающие по системе Монтессори; отмечаются попытки подчинить игру решению дидактических задач, использовать проектный метод обучения и т. д. При этом организаторы внедрения зарубежных педагогических систем, на наш взгляд, не всегда учитывают главное обстоятельство: то, что «выросло» в одной культурной среде, на основе определенных национальных традиций, не может быть перенесено один к одному в другую социокультурную среду, имеющую свои традиции. Сами же заимствованные педагогические системы могут оказаться искаженными до неузнаваемости и вряд ли в таком виде принесут пользу. К счастью, такой механический подход, как правило, не приживается.
Вместе с тем целый ряд идей, педагогических принципов, приемов, форм организации жизни детей в детском саду, безусловно, может значительно обогатить отечественную систему дошкольного воспитания. Например, создание продленного дня для школьников на базе детских садов, как в Германии, когда ученики младших классов вместе с педагогом и самостоятельно занимаются интересными делами (спортивные игры, выпечка кулинарных изделий, катание на велосипедах и т.п.), а не только подготовкой домашних заданий. Или осуществление эффективного совместного пребывания в детском саду будущих воспитанников и их родителей, как в Великобритании, с целью адаптации детей к новым условиям и налаживания контактов с воспитателями и другими детьми. Или идеи С. Френе о журналистике на уровне детского сада: «прессы», создаваемой дошкольниками и родителями для самих себя. Или обустройство художественно содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия (Италия).
Структура любой национальной системы образования имеет глубокие корни в истории, характеризуется определенными традициями национального образования, в ней наиболее ярко проявляется национальная специфика той или иной системы образования. Данные явления были широко описаны К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, П. Капнистом, П. П. Блонским, Е. Янжул, Н. К. Крупской и другими исследователями, которые указывали на выработавшиеся в ходе исторического пути каждой культуры специфические особенности систем образования. Еще К. Д. Ушинский пытался обосновать связь между системой образования того или иного государства и самой психологией граждан данного государства, национальным характером, менталитетом; показать их взаимообусловленность: «каков характер народа, таков и характер его воспитания».
Особенности организации процесса обучения в зарубежных системах приковывают внимание большой части отечественных исследователей зарубежного педагогического опыта. Последних привлекают частные вопросы средств, форм, методов, приемов обучения, которые могут быть перенесены из одной культуры в другую, а также в целом проблема такой организации процесса обучения, которая бы оптимальным образом обеспечивала решение задач обучения.
Повышенное внимание исследователей к самой организации процесса обучения указывает на поиск практической пользы от изучения зарубежного педагогического опыта. Однако и в этом аспекте зарубежного опыта невозможно игнорировать вопрос культурной идентичности, т. к. все элементы зарубежного опыта окрашены оттенком культурной специфики, даже отдельно взятые методы и формы обучения (например, тьюторская система как метод воспитания и обучения), и успешность их реализации во многом обуславливается наличием необходимых условий.
Однако чтобы отдельные черты зарубежного опыта грамотно вписались в нашу систему и обогащали ее, очень важно знать и понимать представленность этого опыта в контексте целостной системы образования того или другого автора, а также его страны, ее истории, культуры и традиций. И хотя ныне есть литература на русском языке, освещающая отдельные проблемы дошкольного воспитания и начального школьного образования за рубежом (что само по себе очень значимо), все же ее обрывочность, разноплановость и разрозненность не способствуют более глубокому проникновению в сущность зарубежных педагогических систем и технологий.