выполнила:
Рязанцева Елена Александровна
психолог отделения помощи семье и детям
МКУ «КЦСОН Каргатского района
Новосибирская область, г.Каргат
Психологическое сопровождение
семей категории «группы риска».
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института... Ведь даже во внешне благополучных семьях зачастую отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого медицинского контроля, плохие, а часто и нечеловеческие условия жизни детей в семьях, вызывают у них негативные психические и физические изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям. Определяются негативные тенденции, имеющие место в жизни современного российского общества и обеспечивающие появление семей «группы риска»:
• осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий; прожиточный минимум и т.д.);
• высокая занятость родителей;
• рост числа малообеспеченных семей;
• рост числа неполных и разводящихся семей;
• рост числа семей с аморальным и противоправным поведением родителей (семьи наркоманов, алкоголиков и пр.);
• низкий уровень защищенности (социально-экономической, правовой) семьи как социального института;
• нестабильность нормального социального функционирования, отчего проявление негативных факторов социализации членов семьи.
Все это позволяет определить факторы социального риска, которые, прежде всего, отрицательно сказываются на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятные условия для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.
На учете в МКУ «КЦСОН Каргатского района» на 01.01.2016г. состояло 1057 семей, в них 1988 несовершеннолетних:
- неполных семей- 409, в них детей- 562
- многодетных семей 263, в них детей- 880
- полных семей 385, в них детей- 557,
из них:
- семей с детьми инвалидов 56, в них 55 детей - инвалидов
- семей, находящихся в социально-опасном
положении 37, в них 86 детей
- семей, находящихся на проф. мероприятиях 12, в них 28 детей
По состоянию на 01.01.2016 года по Каргатскому району в отделении помощи семье и детям состоит 49 семей, находящихся в социально-опасном положении, в них воспитывается 114 несовершеннолетних. В социально опасном положении, взятых на патронажный учет состоит-37 семей, в них воспитывается 86 детей, семей, с детьми, испытывающие трудности в социальной адаптации - 12, в них воспитывается – 28 детей.
Количественные показатели семей, состоящих на учете в отделении:
На учете в МКУ «КЦСОН Каргатского района» на 01.01.2017г. состояло 1068 семей, в них воспитывается 107 детей:
- неполных семей 397, в них 547 детей;
- многодетных семей 272, в них 911 детей;
- полных семей 399, в них 589 детей.
из них:
- семьи, находящиеся в социально- опасном
положении 22, в них 59 детей;
- семьи, испытывающие
трудности в социальной адаптации 23, в них 48 детей
по состоянию на 01.01.2017 год на патронажном учете в отделении помощи семье и детям состоит 45 семей, в них воспитывается 107 детей. Из них, находятся в социально опасном положении – 22 семьи, в них воспитывается 59 детей. На учете семей с детьми, испытывающие трудности в социальной адаптации- 23, в них воспитывается – 48 детей.
За год было поставлено на учет 11 семей по причине неиспользования родителями своих обязанностей, в них воспитывается 26 детей. Снято 15 семей, в них воспитывается 29 детей. 2 семьи, в них 3 детей снято по лишению родителей родительских прав. В 10 семьях, в них 21 ребенок – улучшилась обстановка. 1 семья, в ней воспитывается 2 детей, сменила место жительство. 1 семья, в ней воспитывается 1 ребенок, достиг совершеннолетия. Девять семей с детьми, в них воспитывается 18 детей, находящихся в социально - опасном положении переведены в категорию семей с детьми, испытывающие трудности в социальной адаптации, так как в них улучшилась обстановка.
На учете в МКУ «КЦСОН Каргатского района» на 01.01.2018г. состояло 42 семьи, в них 112 детей. За год было поставлено семей, находящихся в социально- опасном положении и в социальной адаптации 14, в них воспитывается 37 детей, в социально опасное положение поставлено 6 семей, в них 19 детей. Снято – 14 семей, в них воспитывается 27 детей, из них в социально опасном положении 6 семей, в них 13 детей.
Семья—это одна из основных сфер жизнедеятельности ребенка. Именно в семье идет формирование оптимальной жизнедеятельности ребенка. Психическое развитие и социализация детей, лишенных опыта семейной жизни, задерживаются и деформируются. К сожалению, для многих подрастающих граждан такая угроза становится реальной. Повышаются темпы роста числа неблагополучных семей, в которых родители уклоняются от воспитания, жестоко обращаются с детьми, не заботятся об их здоровье.
Неуклонно растет число родителей, лишенных родительских прав, и детей, бегущих из кровных семей. Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого медицинского контроля, плохие, а часто и нечеловеческие условия жизни детей в этих семьях, вызывают у них негативные психические и физические изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимальном использовании воспитательного потенциала семьи.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение. В процессе комплексного сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая помощь для разрешения негативной ситуации в семье.
В результате социально-психологического обследования семей, стоящих на патронаже в отделении помощи семье и детям. Можно сделать вывод о том, что в семье дети живут в крайне неблагоприятной для воспитания обстановке: родители систематически злоупотребляют спиртными напитками, на этой почве возникают конфликты между родителями, дети лишены элементарного надзора, ухода, не получают должного психического и физического развития, не посещают дошкольные образовательные учреждения. Зачастую психическое развитие детей не соответствует возрасту.
Изложенное выше позволяет определить основную проблему неблагополучия семей, которая отрицательно сказывается на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятную морально-психологическую атмосферу для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.
Именно поэтому ставлю перед собой основные цели в работе с семьями и детьми:
- обеспечение психологической защиты населения;
- поддержка и укрепление психологического здоровья;
- создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей;
- снижение психологического дискомфорта и уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид;
- повышение уровня социально-психологической культуры несовершеннолетних и родителей, формирование навыков сотрудничества и коммуникативных умений.
Для реализации данных целей ставлю перед собой задачи:
-изучить уровень социально-психологической культуры несовершеннолетних и родителей;
-провести цикл занятий по обучению подростков и родителей использованию социально-приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими;
-Способствовать улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно.
Направление деятельности: социально-психологическая поддержка.
Всего за 2015-2016-2017 годы было оказано 8981 услуга:
Предоставляемые услуги 2015 год 2016 год 2017 год
Психологическая диагностика и обследование личности – подготовка характеристики. 240 180 233
Психологическая диагностика и обследование личности – тестирование. 380 340 432
Психологическая коррекция – психокоррекционные занятия (групповые) 270 250 278
Психологическая коррекция – психокоррекционные занятия (индивидуальные) 301 241 849
Психологический тренинг. 290 220 407
Социально-психологические услуги – составление индивидуального плана социально-психологической реабилитации. 206 186 223
Социально – психологический патронаж. 696 646 830
Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений – консультация психолога. 412 260 611
Всего: 2795 2323 3863
Используемые формы работы с детьми и родителями:
1. Психодиагностические методики.
Использование психодиагностических методик имеет большое значение.
Во-первых, психодиагностика облегчает работу при необходимости провести широкое скрининговое обследование большого количества детей с целью выявления патологии, личностных, семейных проблем.
Во-вторых, помогает объективировать данные, проанализировать показатели в численном выражении.
В-третьих, эти методики помогают выявить те особенности, которые ребенок по каким-то причинам хочет скрыть от окружающих, либо бессознательно вытесняет.
Метод подбирается в зависимости от поставленных задач. Показателем к тестированию могут служить, прежде всего, запрос учителей, опекунов, родителей в связи с трудностями в общении, поведении, конфликтностью, неуспеваемостью. Если ребенок перенес в своей жизни какую-либо психологическую травму, то многие проблемы личного характера могут быть связаны именно с наличием стрессового расстройства. При наличии информации о психологической травме в анамнезе ребенка использую опросник (TSCC), который помогает выявить симптомы посттравматического стрессового расстройства.
При определении уровня личностной тревожности, повышение которой лежит в основе многих психологических нарушений у детей, достаточно удобной и информативной для меня является «Личностная школа проявления тревожности» Дж.Тейлора в адаптации и Т.А.Немчиновой.
Как метод для скрининга невротических расстройств использую методику экспресс-диагностику нервоза К.Хека и Х.Хесса.
Для того, чтобы приблизиться к пониманию основного конфликта в детско-родительских отношениях, необходимо собрать информацию, проанализировать ее и выделить основные проблемы. Для этого использую методику, позволяющую ответить на вопрос, о том, как описывает детско-родительские отношения и свои воспитательные усилия сам родитель, через «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г.Эйдемиллера.
Однако представление родителя и подростка достаточно часто не совпадают, причем в подростковом возрасте это расхождение становится сильнее.
С целью составления более полной картины детско-родительских отношений использую для детей дошкольников и младшего школьного возраста проективную методику «Я и моя семья».
Наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительского отношения выявляю через методику «Детско-родительские отношения подростков».
Часто использую в своей работе и информативные проективные рисуночные тесты: тест «Дом-дерево-человек» Д.Бука, тест «Рисунок семья» В.Вульфа, «Несуществующее животное». Они позволяют диагностировать не только состояние самого подростка (включая признаки тревожности и агрессии), но и выявить особенности межличностных взаимоотношений, прежде всего в семье.
2. Психологическое консультирование.
Целью является:
- развитие у клиента умения и навыки преодоления трудностей;
- помогать позитивному изменению поведения клиента;
- обеспечить эффективное принятие клиентом жизненно важных решений;
- развивать у клиента умение устанавливать и поддерживать положительные межличностные отношения;
- способствовать реализации и повышению потенциала личности клиента;
- предоставить клиенту право выбора.
В процессе психологического консультирования решаются следующие базовые задачи:
- оценка уровня психологического здоровья клиента и определение его «показателей» (надобности) к другим способам (видам) психологической помощи;
- оказание психологической помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их учета с его стороны;
- повышение общей психологической грамотности клиента;
- мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение им его проблем в будущем;
- коррекция нарушений адаптации и личностной дисгармонии клиента;
- выявление основных направлений дальнейшего развития личности клиента;
- коррекция системы взаимодействий клиента с другими людьми;
- выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и о собственной социальной ситуации, должна возникнуть пища для размышлений;
- облегчение клиентом ответственности за происходящее с ним;
- помощь психолога в определении того, что именно и каким именно образом можно изменить в жизненной ситуации клиента.
Идеальным профессиональным результатом положительного окончания процесса психологического консультирования считается возникновение в личности клиента качественно новых, позитивно влияющих на развитие личности, психических образований, тенденций, направленности личности.
3. Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия.
Конвенция о правах ребенка утверждает, что «во всех действиях, касающихся детей, отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ребенка». Для этого необходимо понимать детей, которым мы хотим помочь, поэтому, прежде чем выполнить любое действия, рассматриваю возможные для работы средства. Так как дети с различными судьбами по-разному реагируют на предлагаемую психологическую помощь.
Доверительные отношения с ребенком является основой эффективной работы. Дети, находящиеся в трудной ситуации, особенно нуждаются в безопасности, эмоциональной поддержке, понимании происходящего, сохранении чувства контроля. Многие дети в кризисной ситуации теряют доверие к окружающим.
Методики для работы с детьми подбираются в зависимости от поставленных задач и психологических отклонений ребенка.
Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми:
1. Изотерапия.
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтов.
2. Сказкотерапия.
Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Выделяется несколько основных функциональных особенностей сказок.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психологическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
Конвенция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
1) о жизненно важных явлениях;
2) о жизненных ценностях;
3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки)
В сказке в символической форме содержится информация о том:
1) Как устроен этот мир, кто его создал;
2) Что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
3) Какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина (женщина);
4) Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
5) Как приобретать и ценить дружбу и любовь;
6) Какими ценностями руководствоваться в жизни;
7) Как строить отношения с родителями и детьми;
8) Как бороться и прощать.
Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
3. Игровая терапия.
Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Сначала ребенок проходит индивидуальную терапию, причем длительность данного этапа зависит от исходного психического статуса ребенка. При благоприятных условиях это может быть просто знакомство и установление первичных доверительных отношений с ребенком. Далее следует этап групповой терапии, которая, имеет ряд преимуществ.
Групповая терапия помогает установлению терапевтических отношений. Присутствие других детей уменьшает напряжение, и ребенок начинает с большей готовностью общаться и доверять, чем в индивидуальной терапии. Кроме того, он имеет возможность установления многосторонних межличностых отношений, идентификации себя с другими членами группы, заново оценивать свое поведение в свете их реакций. Например, чрезмерно опекаемый ребенок может стать менее зависимым, идентифицируясь с более независимыми членами группы; гиперактивные дети могут стать менее активными и более вдумчивыми под нейтрализующим воздействием спокойных детей.
На протяжении трех лет проведены групповые занятия с использованием игровой терапии по темам: «Я могу собой гордиться», «Опасные ситуации. Вежливый отказ», «Спор не ссора», «Я ушел в свою обиду», «Мысли, чувства, поведения», «Мои права», «Чему меня могут научить трудные ситуации», «Культура семьи и семейные ценности», «Преодоление трудностей и препятствий. Умение сказать НЕТ», «Я и мои чувства», «Мир эмоций», «Дружба, успешные коммуникации, новые знакомства», «Ответственность и выбор», «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Ты живешь среди людей», «Вежливость, как основа воспитания», «Точность, обязательность, аккуратность», «Когда какое слово молвить», «Жизнь дана - на добрые дела», «Скульптор», «Повтори за мной», «Жесты и мимика, язык как средство общения», «Минутки счастья», «Я выше тебя», «Странные ассоциации», «Импульс».
4. Песочная терапия.
Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому не бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на развитие личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.
Метод базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми.
5. Музыкальная терапия.
Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Музыка на игровой и музыкальной терапии сама по себе реализует ряд целей:
- позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
- помогает установить контакт между психологом и ребенком;
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
- повышает самооценку на основе самоактуализации;
- способствует отреагированию чувств;
- развивает эмпатические способности;
- помогает укрепить отношения с людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
- увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.
В своей работе с детьми использую упражнения «Музыкальные каракули», «Дирижер», «Свободный танец», «Музыкальное общение», «Спонтанное рисование под музыку».
6. Куклотерапия.
Куклотерапия - это незаменимый инструмент в работе психолога как со взрослыми клиентами, так и с малышами! Это один из мощнейших инструментов современной психологии. Создавая куклу, мы словно усиливаем свои потенциальные ресурсы, наполняемся энергией и вдохновением!
Кукла часто усиливает защитные, обереговые стороны человека, служит для выравнивания энергоинфомационного, психоэнергетического поля всей семьи. Как эзотерический и медитативный предмет она придает человеку уверенность, равновесие, чувство защищенности. Кукла своим присутствием мягко создает добрый эмоциональный фон. Поэтому в своей работе использую с детьми и взрослыми данную методику. Участвую в различных выставках с мастер-классами по изготовлению обереговых кукол:
4. Тренинги.
В своей работе использую тренинги для детей и родителей, а так же детско-родительские.
Проведение детско-родительских тренингов, способствует улучшению понимания родителями собственного ребенка, укреплению у несовершеннолетних и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно. Через тренинги, происходит обучение подростков и родителей использование социально-приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими. За отчетный период были проведены детско-родительские тренинги по темам: «В кругу моей семьи», «Станем ближе», «Тепло семьи», «Мы вместе», «Как мы чувствуем друг друга», «Я люблю…», «Моя семья», «Вместе с мамой», «Путь доверия», «Просто поверь в себя». Тренинги проводятся на базе МКУ «КЦСОН Каргатского района», а так же раз в квартал организовываются выездные детско-родительские тренинги, для работы с семьями проживающие в Каргатском районе.
Проводятся семинары - тренинги, направленные на развитие коммуникативной компетентности родителей: «Особенности подросткового возраста», «Как влияют стили семейного воспитания на формирование личности ребенка», «Стиль общение родителей с детьми», «Воспитание ненасилием в семье», «Почему дети не слушают родителей», «Насколько мы знаем своего ребенка», «Понимание конфликта».
Для детей используется программа треннинговых занятий по социальной адаптации подростков «МОЙ МИР». Цель программы: развитие социальной компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Задачи:
- Формирование социально - ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина.
- Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
5. Организация волонтерского объединения «От сердца к сердцу».
С целью патриотического воспитания у подростков в январе 2015 году мной было создано волонтерское объединение «От сердца к сердцу». Для оказания посильной помощи ветеранам ВОВ, детям войны и пожилым людям. Организацию и осуществление мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и краеведение. Сохранение здоровья детей находящихся в трудной жизненной ситуации (посредством участия в военно-патриотических играх, соревнованиях, акциях).
Ребята изготавливали открытки, поделки своими руками и посещали ветеранов, детей войны, пожилых людей в преддверии праздников: 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День матери.
В феврале 2015г. участвовала в конкурсе социально значимых проектов. Цель проекта:
1.Повышение уровня духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала несовершеннолетних, путем развития молодежного волонтерского движения.
2.Формирование у молодёжи Каргатского района мировоззрения гражданина, патриота и целостной личности.
3.Воспитание правильного отношения к обществу и собственной жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Организовать волонтерское молодежное движение с привлечение детей испытывающих сложности в социальной адаптации.
2. Сохранение и укрепление сложившихся традиций патриотизма на территории Каргатского района;
3. Принять участие в организации и проведении 9 мая 2015 года;
4. Способствовать развитию активной жизненной позиции и волонтерскому движению организовать помощь пожилым людям;
5. Участие активистов в экскурсиях, лекциях и беседах по патриотическому воспитанию с привлечением участников ВОВ и тружеников тыла на базе МБУК «Каргатский историко-краеведческий музей».
На реализацию проекта были выделены денежные средства. Данный проект способствовал вовлечению подростков в активную волонтерскую деятельность, занятость несовершеннолетних оказал благоприятное влияние на формирование, повышение уровня духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала несовершеннолетних, путем развития молодежного волонтерского движения. Сохранение мест захоронений участников ВОВ в надлежащем порядке и чистоте, укрепит патриотизм на территории Каргатского района. Цели и задачи реализации проекта на май 2015г-декабрь 2015г. выполнены.
6. Проведение акций.
Ежегодно с детьми в центре города проводятся рекламные акции «Телефон доверия на связи».
Цель мероприятия — популяризация Телефона доверия, привлечение внимания детей, подростков, а также взрослого населения к работе данной службы, информирование о возможности получения необходимой помощи, позвонив по единому общероссийскому номеру: 8-800-2000-122.
Участники акции раздавали прохожим буклеты с информацией о Телефоне доверия. Жители города узнали, что Телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей, которая помогает не только решать многие проблемы, возникающие в процессе воспитания и развития ребенка, но и выявляет случаи жестокого обращения с детьми, осуществляет работу по профилактике семейного неблагополучия, защите прав несовершеннолетних.
7. Работа с детьми в ДОЛ «Страна творчества».
В МКУ «КЦСОН Каргатского района» каждый год в летний период организован ДОЛ «Страна творчества», основной целью деятельности является оздоровление детей, организация досуга, социально психологическое сопровождение. С детьми проводятся групповые занятия и тренинги на сплочение, развитие социальной компетентности личности, способности эффективно взаимодействовать с окружающими: «Сказочное путешествие», «Веселый страх», «Роль эмоций в жизни человека», «Воздушный шар», «Прогноз погоды», «Ковер мира», «Солнышко дружбу освещает», «Я помогаю другим», «Большое морское путешествие».
8. Работа с «трудными» подростками ФГБУ ВУ Каргатское СПУ -1 закрытого типа.
Большой уклон психологической реабилитации направлен на улучшение психоэмоционального состояния детей и овладения навыками конструктивного общения в коллективе в ФГВУ ВУ Каргатское СПУ -1 закрытого типа. Для воспитанников проводятся групповые занятия, тренинги на сплочение. Игровые программы «Общение - это…» «Да – здоровому образу жизни», «Полезные привычки», «Пути, ведущие к целям», «Школа этикета», «Взлет и падение», «Роль общения в жизни человека».
9. Курсы повышения квалификации.
С целью улучшения качества своей работы ежегодно прохожу курсы повышения квалификации:
В 2014г.- прошла цикл повышения квалификации (72ч.) по программе «Актуальные проблемы детско-родительской девиантологии»;
В 2016г.- участие в практическом семинаре по теме «Страх и способы его преодоления»;
В июле 2017г. поступила в академию дополнительного профессионального образования по специальности: «Практическая психология с дополнительной специализацией в области семейной психологии» (1850).
Получила сертификаты за очное участие в вебинаре по темам:
- «Сказкотерапия для взрослых: пути пробуждения женственности (1 час)»;
- «Структурно-функциональное созревание головного мозга в онтогенезе» (1 час);
- «Синдром профессионального выгорания и пути преодоления» (1 час);
- «Психолого-педагогическая диагностика и развитие памяти младшего школьника» (1 час);
- ««Психология манипулятивного воздействия. Часть 7: «Защита от манипуляций»» (1 час);
- «Ссоры между братьями и сестрами. Профилактика и методы решения конфликтов» (1 час);
- «Ядро психической травмы: психологическая структура возникновения травмы и динамика процесса травматизации» (1 час);
- «Методика нейропсихологической диагностики детей. Часть 1. Двигательная сфера» (1 час);
- «Психолого-педагогическая диагностика и развитие мышления младшего школьника» (1 час);
- «Методика нейропсихологической диагностики детей. Часть 2. Познавательные процессы. Восприятие.» (1 час);
- «Особенности, методы и приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.» (1 час);
- «Общение как социально-психологический феномен» (1 час);
- «Цикл «Основы суицидологии». Часть 2: «Суицидальное поведение». (1 час)»;
- «Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста: от технологий до конкретных упражнений. Часть 1» (1 час);
- «Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста: от технологий до конкретных упражнений. Часть 2» (1 час);
- «Особенности, методы и приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.» (1 час);
- «Цикл «Основы суицидологии». Часть 3: «Социологические и психодинамические концепции самоубийств». (1 час).»;
- «Концепции воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста как теоретическая основа системы дошкольного образования» (1 час);
- «"Конфликты. Часть 4. Межличностный конфликт. Причины возникновения. Виды и структура. Способы разрешения и профилактики».» (1 час);
- «Серия: Гештальт-терапия. Часть 3. Работа с травмой в гештальт-терапии» (1 час);
- «Типичные ошибки в судебно-психологической экспертизе детско-родительских отношений. Часть 2. Гносеологические и деятельностные (операционные) экспертные ошибки.» (1 час);
- «Цикл «Психология манипулятивного воздействия. Часть 5: «Американская модель. Социальное влияние: сущность, законы, практика»» (1 час).
10. Участие в конкурсах.
Участвую в различных семейных конкурсах и привлекаю другие семьи, с целью повышение уровня социально-психологической культуры несовершеннолетних и родителей. Приняла участие:
В 2015г.
- в районном литературно-творческом конкурсе читающая семья «Встреча трех поколений» (3 место);
- награждена кубком и дипломом победителя областного конкурса «Самая читающая семья Новосибирской области»;
- в межрайонном фестивале славянской культуры «Сибирские самородки»;
- в районной выставке «Семейные достижения», посвященной Дню семьи, любви и верности;
- в районном фестивале «Славянка», в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.
В 2016г.
- участие в областной историко-краеведческой викторине «Мы земляки»;
- в выставке мастеров Каргатского района в Новосибирском государственном аграрном университете;
- в областной выставке декоративно-прикладного творчества Министерства культуры Новосибирской области (12 апреля);
- в межрайонном фестивале «Играй и пой, душа моя», посвященный Дню России.
В 2017г.
- в межрегиональной выставке декоративно-прикладного творчества «Народная игрушка. Лоскутная мозайка» - диплом I степени.
- в выставке декоративно-прикладного творчества, Министерство культуры Новосибирской области областной центр русского фольклора и этнографии.
Вывод:
практика работы с семьями «группы риска» показала, что:
- в совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми;
- нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду
у других!) за счет совместного позитивного переживания;
- родители лучше узнают своих детей;
- происходит повышение психологической грамотности и культуры родителей (умение родителей конструктивно взаимодействовать с детьми);
- стабилизируются не только обстановка в семье, но сокращается эмоциональная дистанция между родителями и детьми;
- снижается уровень тревожности и агрессивности у детей, они осознают, понимают и адекватно выражают свои эмоциональные переживания;
- происходит понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка.
В дальнейшем буду продолжать работу по изучению института семьи,
оказывать социально-психологическую помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»