выполнила:
Шенделева Дарья Сергеевна
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №5»
Томская область, г. Колпашево
Игровой тренинг по развитию познавательных способностей детей с ОВЗ. «Внимание: память!»
в рамках ФГОС
Целевая аудитория – учащиеся с ОВЗ.
Цель занятия – развитие познавательной сферы учащихся с ОВЗ через тренировку памяти и внимания.
Задачи:
• развивать зрительную память, произвольное внимание, мыслительные процессы и операции;
• формировать интерес подростка к познанию собственных возможностей;
• учить находить пути и способы преодоления школьных трудностей;
• формировать коммуникативные навыки;
• способствовать установлению атмосферы дружелюбия.
Оборудование: компьютер, экран, мяч, ручки по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика (Приложение 1).
Ход занятия.
I. Установка на работу. Игра с мячом «Мое настроение».
- С каким настроением вы пришли на занятие?
Микроитог. Пусть ваше хорошее настроение сохранится на весь день.
II. Определение темы занятия.
Предлагаю наше занятие начать с просмотра небольшого видеофрагмента.
- Почему с девочкой произошла данная ситуация? (плохая память)
- Была ли девочка внимательной? (нет)
- А кто-то из вас попадал в подобную ситуацию? (да)
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
- Развивать нашу память, тренируя внимание через различные упражнения. Они очень простые, поэтому я хочу вас настроить на то, чтобы вы запомнили эти упражнения и могли использовать их в дальнейшем дома или на перемене.
************
I. Основная часть.
Итак, начинаем развивать свою память, тренируя внимание.
- Девочка, к сожалению, не смогла запомнить, какие лекарства необходимы бабушке, а сможете ли вы запомнить рецепт, но не лекарств, а рецепт салата?
Давайте проверим.
Аудиозапись. Рецепт салата «Мимоза».
- Как называется салат?
- Какие ингридиенты входят в состав салата? (яйца, лосось, сливочное масло, сыр, лук, майонез, зелень)
- В какой последовательности формируются слои салата? Кто запомнил? (белки, масло, сыр, лук, лосось, майонез, зелень)
- Давайте еще раз прослушаем аудиозапись и проверим, все ли верно вы запомнили.
Аудиозапись текста.
Рецепт салата вы запомнили, теперь смело можете его приготовить дома.
***************
А вот получится ли у вас запомнить пары слов? Я сейчас зачитаю вам пары, после их прочтения постарайтесь запомнить только второе слово.
Слушаем внимательно.
1. Курица – яйцо
2. Ножницы – резать
3. Лошадь – сено
4. Книга – учить
5. Бабочка – муха
6. Щетка – зубы
7. Барабан – пионер
8. Снег – зима
9. Петух – кричать
10. Чернила – тетрадь
11. Корова – молоко
12. Паровоз – ехать
13. Груша – компот
14. Лампа - вечер
Микроитог - ребята, невозможно иметь хорошую память, если недостаточно развито внимание.
***************
Следующее упражнение поможет нам развить образную или зрительную память. Для этого упражнения я раздала вам бланки, впишите в них свое имя.
Упражнение «Запомни образы»
- Сейчас вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 1мин. запомнить как можно больше образов. Через 1мин. я уберу таблицу, а вы должны будете нарисовать или словом записать те образы, которые вы запомнили на своих листах. Важно запомнить последовательность, в которой они расположены. Приступаем.
- Кому удалось запомнить все образы?
Ребята, я предоставляю вам еще одну попытку, для того, чтобы запомнить все оставшиеся образы.
Добавьте недостающие картинки или слова в свои бланки.
***************
А сейчас, немного отдохнем. Я попрошу вас встать. Когда я в ладоши хлопну 1 раз – вы должны поднять руки вверх, когда я хлопну два раза – вы ставите руки на пояс. Если вы услышите 3 хлопка – вытянете руки перед собой. Когда я скажу, что упражнение закончено – вы должны поднять большой палец правой руки вверх.
***************
Благодаря следующему упражнению, которое называется «Быстрый счет», мы продолжим развивать свою память и внимание.
Вам будет необходимо постараться за 1 мин. найти все числа от 1 до 30.
1 попытка – дети самостоятельно ищут цифры.
Кому удалось найти все цифры?
Предлагаю выполнить это упражнение у доски.
Микроитог.Молодцы, несколько тренировок, и вы сможете отыскать все цифры за 1 минуту.
***************
Упражнение «Что изменилось?»
Перед вами 12 картинок. Посмотрите на них. Постарайтесь запомнить их расположение. Сейчас я вам продемонстрирую тоже поле, на котором некоторые картинки поменяются местами, ваша задача определить что изменилось.
Перейти к публикациям для педагогов СМИ Аксиома
1. Варежку и ложку поменяли местами.
2. Сапог и юлу поменяли местами.
3. Помидор и зонт поменяли местами.
4. Очки заменили на дуб.
5. Сапог заменили на мухомор.
Микроитог. Вы отлично поработали над этим заданием.
А на последок, немножко поиграем.
Игра «Поймай муху».
СЛАЙД 19
Перед вами поле, на котором сидит муха. Эта муха умеет выполнять команды «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо». Я сейчас назову серию команд. Ваша задача глазами перемещать муху в соответствии с моими командами. Когда команды будут окончены, вы должны будете сказать, где муха остановилась.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итак: на старт, внимание, марш!
2 клеточки вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз.
- На каком поле остановилась муха? Проверим?
(Муха остановилась на поле под номером 8.)
Ребята, продолжим игру еще раз?
2 клетки вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 вправо, 3 клетки вверх.
- На каком поле остановилась муха? Проверим?
(Муха остановилась на поле под номером 3)
II. Заключительная часть.
- Ребята, что сегодня мы делали на занятии?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
- Расскажите ли вы друзьям или родителям о тех упражнениях, которые помогают нам развивать нашу память и внимание?
Молодцы! Сегодня у вас здорово получилось подзарядить свою память и внимание!
Решайте головоломки, кроссворды, отгадывайте загадки, играйте в домино и шахматы, будьте наблюдательными и, конечно, читайте книги, тогда ваша память будет всегда в порядке.