выполнила:
Борзило Лилия Вениаминовна
МДОУ № 58 «Красная шапочка»
Республика Саха (Якутия)
г. Нерюнгри
Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога ДОУ
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, требованиями к её психолого-педагогическим условиям реализации, а так же требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в МДОУ № 58 «Красная шапочка» оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога. Он является одним из звеньев единой системы психологической службы образования, а также социальной помощи семье и детям. Для эффективной работы в ДОУ существует отдельное, организационно продуманное и оформленное помещение. Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного, бытового обслуживания, от залов для музыкальных занятий и имеет удобное для доступа родителей расположение в здании учреждения. Это большая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (естественное и искусственное освещение). Цветовое сочетание и общий фон не яркие и не подавляющие цвета. Использованы успокаивающие пастельные, бежевые тона. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому ребёнку, что необходимо для развития познавательных процессов, речи, и эмоционально-волевой сферы, а так же реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей, является доступной и безопасной.
Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх. Интересное и яркое оформление интерьера и насыщение его разнообразными игрушками помогает детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.
В кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми (5-7 человек) и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
В соответствии с требованиями к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, содержит необходимое материально-техническое обеспечение (учебно-методический комплект, оборудование, игровые материалы в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития дошкольников разных возрастов, что способствуют реализации детских интересов и жизненной активности).
Кабинет функционирует в первой и второй половине дня согласно графику работы педагога-психолога.
Зонирование рабочего пространства
Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности - он разделён на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектом детского сада. Тем не менее, он сделан очень функциональным. Мебель для кабинета подобрана максимально компактная, удобная и многофункциональная, светлых естественных тонов.
В рабочем кабинете можно выделить следующие зоны:
зона первичного приёма;
консультативной работы;
коррекционно-развивающей работы;
релаксации и снятия эмоционального напряжения;
рабочую (личную) зону педагога-психолога.
уголок для развития эмоциональной сферы
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером. На стеллаже расположены диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литература.
Полы покрыты мягким ковровым покрытием приятного бело-зеленого цвета. В кабинете имеются мягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками.
Зона консультирования, рабочий стол педагога-психолога, шкаф для хранения документации, документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога в ДОУ, информационный стенд, содержащий информацию о работе педагога-психолога и печатный материал для консультирования. Имеется картотека игр и упражнений, необходимая методическая литература, диагностический инструментарий (а также наличие к нему соответствующей литературы): диагностика детей; диагностика педагогов; диагностика родителей
Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на консультацию к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Поэтому при её оформлении я постаралась сделать так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений.
Зона развивающих занятий оснащена детским столиком для занятий, мольбертом, детскими стульями, магнитной доской, и техническими средствами обучения (магнитофон), интерактивная доска, ноутбук.
Для проведения занятий в игровой форме с подгруппой детей, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие дидактические модули, развивающее дидактическое дерево, куклы-марионетки, конструкторы, пазлы, развивающие пособия, дидактические игры, альбомы для развития мелкой моторки, внимания, речи и творчества, ширма для показывания сказок, сюжетные картинки и т. д.). Мебель в кабинете подвижна, мобильна, способствует смене быстрой ситуации в игровом сюжете. В этой зоне расположены игрушки, карандаши, альбомы, пластилин для лепки. Занятия большой подвижности проводятся в прогулочной веранде, расположенной рядом с кабинетом, где есть всё необходимое для создание игрового, а порой и сказочного сюжета. Здесь происходит устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательным здесь является наличие игрушек, которые располагаются на нижних полках шкафа, малыши могут свободно достать их. Развитие сенсомоторных навыков представлен в виде игр и упражнений: «Логическое лото», кубики, шнуровка, бусы и пуговицы разного размера, мелкие игрушки из различных материалов, материал для развития тактильного восприятия, цветные вкладыши и т. д. Имеются пособия, разработанные педагогом-психологом: «Веселая гусеница», «Собери портрет», «Цветные пуговицы».
Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагает к отдыху и расслаблению. Представлена мягким диванчиком, ароматизатором, магнитофоном и музыкальными произведениями для релаксации. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, негромкое звучание спокойной музыки, - все способствует успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения, располагает к отдыху и расслаблению, является местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых.
Рабочая зона для организационно-планирующей работы психолога обеспечивается соответствующими методическими материалами: нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература и периодические печатные издания, программы обработки и анализа психодиагностических данных. В перечень оборудования входят: письменный стол, стул, компьютер, средства для обеспечения компьютера, шкаф с закрывающимся отделением для хранения психологической информации конфиденциального характера. Методическое обеспечение кабинета включает библиотеку, картотеки, документацию, планирующую деятельность, отражающую итоги психодиагности¬ческих исследований, а также программное и инструментальное обеспечение коррекционно-развивающей и консультативной работы: компьютерные базы данных о методах, психологической диагностики, коррекции и психологического просвещения педагогов и родителей. В рабочей зоне идет подготовка к занятиям, консультациям и пр., обрабатываю данные результатов обследования, хранится рабочая документация, методические пособия.
Уголок для развития эмоциональной сферы привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональное состояние других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Уголок для развития эмоциональной сферы привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Включает в себя уголок настроения, зеркало эмоций и разнообразные игры и пособия на развитие эмоциональной сферы. Включает в себя панно настроения, мягкий модуль «Гусеница», «Божья коровка», зеркало эмоций, разнообразные игры и пособия на развитие эмоциональной сферы: игра «Расколдуй девочку», «Собери эмоции», «Театр масок», кубик настроений. Так же имеются пособия, изготовленные педагогом: настенное панно по временам года «Чудо-коврик».
Центр воды и песка помогает создать радостное настроение, установить первые контакты с ребёнком, снимает напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребёнка. Созданный нами центр воды и песка является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка. Мешочки, стаканчики для крика, подушки, мишень с подушечками из песка, помогают обучить ребенка отреагированию своих отрицательных эмоций.
Перейти к публикациям для педагогов
В группах детского сада имеются:
Картотеки игр для воспитателей для использования с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми, для развития коммуникативных способностей детей;
Уголки для родителей с наглядной информацией;
Игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: молоточки, подушки, мягкие игрушки, мешочек для крика и др;
Элементы сенсорной комнаты: центры воды и песка (1 и 2 младшие группы, сухие бассейны, светящиеся лампы, и др;
«Уголки уединения»;
Тетрадь взаимодействия педагога-психолога с воспитателями;
Театры настроений, зеркало для выражения своих эмоций;
Мяч, свеча, колобок - для развития коммуникативных способностей детей (работа в круге);
Материал для творческого самовыражения детей: краски, карандаши, пластилин и др.
Созданная предметно-развивающая среда в кабинете педагога-психолога, позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.