ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Аветисян Эмилия Павловна

МБОУ «СОШ №78»

РФ, Томская область, г.Северск


Сценарий занятия «Мы и конфликт»
Автор - составитель: Аветисян Эмилия Павловна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ №78»

Возрастная группа: 11-13 лет.

Цель: сформировать у учащихся умение использования стратегий выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «конфликт»;
- научить стратегиям выхода из конфликта.
Оборудование:
Мелки для фиксирования на доске.
Время проведения: 1,5 часа.
Место проведения: кабинет.
Возраст участников: 11–13 лет.


Ход занятия:
Приветствие.
Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых пожеланий» — называется первая буква своего имени, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одноклассникам и психологу.
Вступительная часть.
Психолог. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.
Уильям Линкольн (президент американской ассоциации конфликтологов): "...Конфликт - это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона или стороны".
Давайте обсудим вопрос о соотношении понятий «ссора» и «конфликт». Бытовое определение конфликта - это ссора. Но всегда ли это так: чем эти понятия отличаются на поведенческом уровне, всегда ли конфликты сопровождаются криками, взаимными обвинениями?
Конфликт - это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций.
Всегда ли конфликт является негативным моментом человеческих взаимоотношений? Какое положительное взаимодействие могут оказывать конфликты? Например, конфликт - это возможность проверить человеческие взаимоотношения, это способ защиты человеческого достоинства.
Основная часть.
1.Групповая дискуссия «Аргументы За и Против».
Обсуждение вопросов, поставленных психологом.
2.Притча «Про слона».
У одного небогатого индуса был слон. Он дурно кормил своего слона и при том заставлял его много работать. Как-то раз слон очень рассердился, и с огромной силой швырнул своего хозяина наземь, а затем наступил на него ногой. Естественно индус не выдержал такого сильного удара и его не стало. Жена индуса была огорчена случившимся, и в слезах привела к слону своих детей. Она бросила детей слону под ноги и сказала: - Эй, слон! Ты безжалостно растоптал их отца, так и их растопчи, мне их нечем кормить. Слон посмотрел на вдову и на ее детей, потом взял хоботом старшего мальчика, и потихоньку подняв высоко, посадил его себе на шею. С того самого времени слон стал слушаться именно этого мальчика и неустанно работал только для него.
3. Групповое обсуждение «Причины возникновения конфликтов».
Памятка «Причины конфликтов».
1. Деление общего объекта притязаний: оспаривание материальных благ, лидирующего положения, признания и т.д.
2. Ущемление психологических качеств или достоинств одного человека другим.
3. Неподтверждение ролевых ожиданий, предъявляемых друг к другу партнерами общения.
4. Относительная психологическая несовместимость людей.

4. Работа по подгруппам. (Проигрывание ситуаций, обсуждение)
Психолог. Давайте разберем основные виды поведения в конфликте, попробуем их изобразить на примере ситуаций:
1. Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результаты можно будет узнать только через неделю.
2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.
3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли менять, вам отказали.
(У каждой группы памятка «Основные виды поведения в конфликте»)
Памятка «Основные виды поведения в конфликте».
1. Избегание. Многие стараются избежать конфликта."Никто не выигрывает, поэтому я ухожу от него". Люди используют данный стиль поведения в следующих случаях:
-не хотят проиграть,
-боятся,
-нет времени и т.д.
2. Конкуренция. Данный тип поведения присущ людям с активной жизненной позицией и тем, кто предпочитает идти собственным путем."Чтобы выиграл я, ты должен проиграть".Человек стремится удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека. Применяют в следующих случаях:
-исход очень важен для человека,
-если человек обладает авторитетом,
-когда нет выбора и нечего терять.
3. Приспособление. Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы."Чтобы ты выиграл, я должен проиграть".Используют тогда, когда нет достаточной власти. Но не рекомендуется использовать тогда, когда человек обижен.
4. Компромисс. "Чтобы каждый из нас что-либо выиграл, каждый должен что-то проиграть".Недостатком данного стиля поведения является то, что проблемы решаются поверхностно. Используется тогда, когда:
-оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,
- когда устраивает временное решение,
-какие-то уступки помогут сохранить отношения.
5. Сотрудничество."Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть".Самый эффективный стиль поведения в конфликте. Фиксирование на доске стратегий.
Опросник Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте. С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таких стилей пять: сотрудничество - оптимально почти всегда;компромисс - вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером "пожаров"; приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.
Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
1.
a. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
b. Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
a. Я стараюсь найти компромиссное решение.
b. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
b. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
a. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
b. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
a. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
b. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
a. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
b. Я стараюсь добиться своего.
7.
a. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
b. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
a. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
b. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
a. Я твердо стремлюсь добиться своего.
b. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
a. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
b. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
a. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
b. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
a. Я предлагаю среднюю позицию.
b. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
a. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
b. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
a. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
b. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
a. Я стараюсь не задеть чувств другого.
b. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
a. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
b. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
a. Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
b. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
a. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
b. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
a. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
b. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
a. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
b. Я отстаиваю свою позицию.
23.
a. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
b. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
a. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
b. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
a. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
b. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
a. Я обычно предлагаю среднюю позицию.
b. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
a. Зачастую стремлюсь избежать споров.
b. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
a. Я предлагаю среднюю позицию.
b. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
a. Я стараюсь не задеть чувств другого.
b. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Рефлексия.
Психолог. Молодцы! Хорошо поработали!
Обязательно в конце занятия необходимо поблагодарить ребят за активную работу. Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы:
Что нового он узнал о конфликтах?
К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает? Совпадают ли результаты теста с его мнением?

 Перейти к публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.