выполнила:
Васянькина Елена Валерьевна
учитель-логопед
МБДОУ Воротынский детский сад №5 «Родничок
Нижегородская область р.п. Воротынец
Использование современных технологий в логопедии
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В с своей практике применяю современные инновационные технологии, которые служат эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам:
• суджок-терапия,
• логоритмические технологии,
• сказкотерапия,
• иформационно-коммуникативные технологии...
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:
• укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
• коррекции речевых нарушений дошкольников;
• формирования предпосылок к учебной деятельности;
• формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:
Здоровьесберегающие технологии:
• Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
• «Су — Джок» — терапия;
• Телесно-ориентированные технологии;
• Игровые технологии;
• Конструирование;
• Технология наглядного моделирования;
• Мнемотехника;
• Информационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии:
Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением.
Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики. Комплекс упражнений и стихотворных форм нами используется постоянно в работе.
Игровые технологии:
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.
Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки.
Технология наглядного моделирования: Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука.
Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника: Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Информационные технологии:
Без ИКТ в работе современного педагога нельзя обойтись, т.к. они позволяют значительно сэкономить время подготовки к занятиям, повысить мотивацию к обучению... Педагогу ИКТ позволяют выполнить следующие виды работы:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».
6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах. В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрирована на мини-сайтах на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий. (на педсоветах, мастер-классах...)
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
.перейти к конкурсам для логопедов
деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует
активную жизненную позицию в современном обществе.
В ходе логопедической работы использование ИКТ возможно практически на
любом этапе занятия.
Мною создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные
логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных
презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
• Формирование произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
здоровьесберегающие технологии.
Таким образом, в коррекционно-развивающей работе активно используются
здоровьесберегающие технологии; технологии игрового обучения и
информационные компьютерные технолог