выполнила:
Сбитнева Регина Ринатовна
педагог - психолог
МБОУ «СШ №43»
ХМАО – Югры
г.Нижнвеартовск
Профилактика детских страхов
(из опыта работы)
Профилактика детских страхов заключается в информировании родителей детей раннего возраста, именно в этом возрасте у детей возникают страхи: ночные (темноты, бабы – яги, кошмаров), смерти и одиночества.
Желание предостеречь ребенка от любых напастей, предусмотреть все возможные события может привести к формированию вялого, субтильного «ипохондрика». На каждое движение ребенка в сторону от мамы или папы не нужно кричать: «Стой! Упадешь!», «Не лезь! Голову свернешь!» и т.д. Работа мамы и папы заключается в том, чтобы быть рядом, подстраховывать, объяснять последствия, или переключать внимание. Родители не сидят и наблюдают, периодически покрикивая, а находятся вместе с ребенком: «Хочешь залезть на шведскую стенку? Давай попробуй, если что – я рядом».
Иногда встречаются родители, которые закаляют характер ребенка, что является недопустимой крайностью. Ребенок боится темноты, а папа все равно выключает свет, и за включенный свет ночью еще и отругает. В ходе беседы выясняется, что папа сам в детстве боялся темноты, причем лет до 11 – 12. Для него это норма. Или на море наблюдаю: папа хватает орущего малыша и несет его купаться, прививает «любовь» к морю… В таких ситуациях родители теряют доверие ребенка, и при возникновении проблем он будет искать других людей не причинивших ему таких стрессовых состояний. Также может привести к слабоволию: за меня уже все решили.
В воспитании ребенка нужно принять, что страх это врожденный механизм самозащиты, самосохранения, его не нужно «выкорчевывать», родители должны дать ребенку чувство безопасности: боится темноты – зажгите ночник, боится высоты – придерживайте, приговаривайте «Я с тобой», страх потерять родителей – находиться в зоне видимости и разговаривать. Рассказывайте своему ребенку, как вы боялись в детстве, как вы преодолели свои страхи, как осознали их необоснованность.
К школьному психологу родители и дети чаще всего приходят с уже сформированными страхами или высоким уровнем тревожности. Лично мне легче работать со страхами, чем с тревожностью, особенно необоснованной, особенно «переданной» от тревожно-мнительных родителей. В данной ситуации ведется работа и с родителями:
1.Информирование о последствиях тревожно-мнительного поведения, часто они заканчиваются проявлениями детского невроза у ребенка.
2.Обучение методам саморегуляции и самоанализа своего физического, эмоционального и когнитивного состояния.
3.Поиск ресурсов для саморазвития, формирование уверенности в успешном воспитании ребенка.
С детьми используются методы арт-терапии: рисование, создание куклы, работа с пластилином и глиной, коллажи. Предлагаю ознакомиться с рисунками учащихся 3-го класса, назовем их Илья, Дима и Арина. Илья и Арина из полных семей, полная успеваемость по предметам, но высокий уровень тревожности. У Димы родители в разводе, есть замечания по поведению, в целом уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме.
Рис. 1. «Мои страхи», автор Арина.
На данном рисунке Арина изобразила страх высоты. Во время рисования была активна, общительна, настроение стабильное.
Представляя свой рисунок группе, рассказала случаи, когда забравшись на высоту (гараж, опорные конструкции) не могла потом спуститься. Приходилось звать взрослых и с их помощью слезать. За случившиеся ситуации винит только себя, осознает, что не следует там лазить, а только на детских игровых площадках.
От предложения изменить что-нибудь в рисунке отказалась, т.к. считает, что это был для нее хороший урок.
В данной ситуации описан обоснованный страх, в котором срабатывает механизм самосохранения.
перейти к конкурсам для логопедов
Рис. 2. «Мои страхи», автор Дима.
На рисунке Дима нарисовал страх получения замечания. Вначале отказывался рисовать, проявлял неуверенность в своих возможностях. Но так как в наших правилах работы на арт-терапии запрещено оценивание, Дима принялся «рисовать».
Представляя свой рисунок группе, Дима рассказал, что получает замечания каждый день. В ходе беседы он признался, что действительно ведет себя на уроке не очень хорошо, но потому что другие ребята его отвлекают. Дима действительно учится в классе с самой нестабильной дисциплиной: учителя постоянно меняются.
На предложение изменить, что-то в рисунке согласился, зачеркнув «НЕ» и подчеркнув зеленой линией. На вопрос как добиться хорошего поведения ответил, что постарается не отвлекаться на других ребят.
Рис. 3. «Мои страхи», автор Илья.
В своем рисунке Илья изобразил страх оценки и домашнего порицания. Во время рисования проявлял признаки агрессии: вербальной, косвенной, и обидчивости.
Во время представления работы Илья выговорился за несправедливые на его взгляд оценки, замечания, наказания. Не признавал собственные ошибки, винил только окружение.
На предложение изменить что-нибудь в рисунке отказался. Но после беседы по формированию ответственного поведения и развитию навыков конструктивных взаимоотношений, согласился исправить отметку на «5».
Спустя неделю, на очередное занятие ребята пришли веселые, воодушевленные, готовые скорее выполнить новое задание. На вводной рефлексии выяснилось, что у Димы не было ни одного замечания, он очень старался вести себя на уроке хорошо. Илья не получал плохих отметок, поговорил с мамой, что очень обижается, когда его несправедливо наказывают, на что мама извинилась. Арина же на предложение друзей полазить где-нибудь, отвечает отказом и нисколько об это не жалеет.
Методы арт-терапии можно использовать с детьми дошкольного возраста и со взрослыми, с целью снижения тревожности и преодоления фобии. Но основной ключ это любовь и забота о здоровой психике ребенка.