ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Федоренко Майя Владимировна

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок

Республика Бурятия г. Северобайкальс

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»
г. Северобайкальск Республика Бурятия

 

 

 

 

Тема: «Особенности речи детей с нарушением темпа речи несудорожного характера»

Сообщение для учителей- логопедов

 

 

Разработала: учитель-логопед
Федоренко М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


г. Северобайкальск 2015г.
Темп речи (лат. tempus – время) – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие “темп речи” (скорость артикуляции).
Темп речи является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Темп речи определяется скоростью протекания речи во времени, т. е. числом звуков (слогов) в единицу времени, или средней длительностью звука (слогов). Нормальный темп речи составляет 10–12 звуков (5–6 слогов) в секунду.
Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, – возбуждения и торможения.
Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.
Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.
Нарушенный темп речи – темп, который является чрезмерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывистым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими (функци-ональными или органически-ми).
Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками, спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены физиологические итерации и полтерн (разновидность тахилалии), судорожного — логоневроз, заикание.
Рассмотрим особенности нарушения темпа речи несудорожного характера.

Физиологические итерации
Термин “физиологические итерации” произошел от латинского (iterotio – повторять). Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают прояв-ляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоя-тельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.
Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2-х лет.
Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.
Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4–5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки.
Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.
Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).
Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезнь, травма, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание
Причины возникновения запинок несудорожного характера:
1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (фи-зиологические запинки);
2. Задержки психофизического развития в результате перенесённых бо-лезней, травм, неблагоприятной наследственности;
3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
5. Неблагоприятное речевое окружение.
Тахилалия- патологическое убыстрение темпа речи. Синоним- тахифразия. Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецеди-вам. Внешние прявления: расстройство речевого внимания; запинки; повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы.
Баттаризм (парафразия) это патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, синтаксические аграмматизмы, нарушение языковых явлений. Слова произносятся нечетко, не договариваются, в том числе присутствуют остановки в середине слова для добора дыхания [4; 8]. У ребенка, страдающего баттаризмом отмечается проглатывание и перестановка слогов и слов, потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока. Это делает речь спотыкающейся, хаотичной.
Образную картину баттаризма рисует М.Е.Хватцев: «...звуки слова, извергаясь из уст логопата в бешеной погоне друг за другом, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявляться в своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, поэтому при речи она разбрызгивается наружу» (СНОСКА: Хватцев М.Е. Дефекты речи. — М.; Л., 1930. — С. 128).
Нередко фонетическим недостаткам речи при баттаризме сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Баттаризм — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов, от заикания отличается отсутствием речевых судорог и боязни публичной речи.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Причины. Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.
Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого дефекта. М. Е. Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.
Доказана и наследственная природа тахилалии.
Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.
В настоящее время признана классификация D. Weiss, который различает 2 формы: чистые формы спотыкания и спотыкание – синдром.
Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:
Первая группа — с моторными расстройствами; основными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.
Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.
Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.
Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.
Речевая и неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн.
Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук , беззвучно движутся губы и язык, напоминая хаотические, или судорогоподобные, движения. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеется монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недостаточностью расслабления фарингса и голосового аппарата.
Люди с баттаризмом и полтерн читают также, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.
При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрес-сивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т.п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика: наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.
Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, контактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения.
Дифференциальная диагностика нарушений темпа речи.
Можно указать ряд признаков, по которым можно легко отличить истинное заикание от внешне сходных с ним запинок при спотыкании.
При заикании При спотыкании
Судороги в момент речи в речевом аппарате В момент речи нет судорог в речевом аппарате
Страх публичной речи и ‘трудных” звуков Нет страха публичной речи и “трудных” звуков
Периодичность в заикании (то ухуд-шение, то улучшение) Нет ярко выраженной периодично-сти в протекании дефекта
Речь ухудшается при посторонних и становится лучше при знакомых Речь ухудшается при знакомых и становится лучше при посторонних
При сосредоточенном внимании речь ухудшается При сосредоточенном внимании речь улучшается
Во время непринужденного разговора заикание уменьшается Во время непринужденного разговора спотыкание усиливается
Сложно отличить тахилалию от заикания: внешне речь при тахилалии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи отсутствует; если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикающегося речь в таких случаях ухудшается. Тики, миоклонусы у детей с тахилалией не связаны с речью или намерением говорить и возникают независимо от того, говорит ли в данный момент ребенок или нет, тогда как сопутствующие движения при заикании возникают, как правило, во время речи.
Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера
Селиверстов В.И.
Запинки Запинки несудорожного характера Запинки судорожного характера (заикание)
Виды запинок
1) Многократное повто-рение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений
2) Прерывание речи молчанием (ребенок не в состоянии сразу офор-мить свои мысли и же-лания словами) 1) Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний
2) Прерывание речи молчанием (ребенок не может из-за судороги в речевом аппарате начать или продолжить фразу)
3) Напряженное произнесение отдельных звуков или звукосо-четаний
Причины воз-никновения запинок
1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной не-достаточности в коорди-нации мышления и речи или возрастных несо-вершенств речевого ап-парата ребенка, его сло-варного запаса, вырази-тельных средств (физио-логические запинки)
2) Задержки психофизи-ческого развития в ре-зультате перенесенных болезней, травм, небла-гоприятной наслед-ственности. В этом слу-чае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии де-тей, в том числе и запин-ки
3) Недостатки речи: зву-копроизношения, словои фразообразования
4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь
5) Неблагоприятное ре-чевое окружение 1) Нарушение высшей нервной деятельности у дошкольников  в ре-зультате:
- неблагоприятной наслед-ственности;
- внутриутробных и послеро-довых травм;
- перенесенных болезней;
- педагогической запущенности (неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспитание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.);
- резкой одномоментной трав-мы (испуг)
2) От запинок несудорожного характера по типу зафиксиро-ванного патологического ре-флекса
Место запинок во фразе 1) Определенного места не имеют
2) Появляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах 1) Обычно в начале фразы, а также на определенных звуках и звукосочетаниях, например на т, д, г, б, кр, пл и т.д.
Влияние окружающих условий 1) У детей запинки уменьшаются в незнако-мой обстановке, с посто-ронними людьми 1) Частота и длительность запи-нок увеличиваются в незнако-мой обстановке, с посторонними людьми
Отношение детей к недо-статкам своей речи 1) Не замечают
2) Небрежное 1) Обычно замечают и серьезно переживают
2) Отсюда появление многих психологических особенностей в виде конфузливости, страха речи, ухода в себя, чувства ущемленности и пр.
Что необхо-димо для устранения 1) Воспитательная рабо-та по упорядочению по-ведения и развитию речи ребенка
2) Консультация у невропатолога 1) Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, преду-сматривающий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка в целом
2) Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей ребенка

 

М. Зеемана, В. С. Кочергиной. Они представлены в таблице.
Наиболее типичные различия тахилалии и заикания

Фактор Тахилалия (батта-ризм, полтерн) Заикание
Осознание дефекта отсутствует имеется
Речь при напряжении лучше хуже
Привлечение внимания к ре-чи улучшает речь ухудшает
Речь, требующая конкретных точных ответов лучше хуже
Чтение хорошо знакомого текста хуже лучше
Чтение незнакомого текста лучше хуже
Письмо торопливое, повто-ряющееся, с неяс-ным почерком сжатое, напряжен-ное, заторможен-ное
Отношение к собственной речи безразличное, небрежное боязливое
Психологические пережива-ния отставленные опережающие
Академические способности не достигают воз-можного уровня, хотя хорошие и вы-сокие хорошие и высокие (многое зависит от отношений с пре-подавателями)
Электроэнцефалограмма Дизартрия чаще норма
Эффект Ли ухудшение речи улучшение речи
Аминазин улучшение ухудшение
Психометрические средства ухудшение улучшение
Желание лечиться очень небольшое или отсутствует большое
Цель терапии направить внимание на детали речи отвлечь внимание от деталей

Технические средства обучения
Новая страница в изучении патогенетических механизмов заикания была открыта в связи с описанием влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи (Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название “задержка обратной речевой связи” или “эффект Ли”. Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специально сконструированной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80-200 мс, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.
В литературе имеются многочисленные сведения о положительном дей-ствии такой аппаратуры на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли (“Аир”, “Эхо” и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи
Профилактика иттерациий укрепление нервной системы у рани-мых детей. Речь родителей и педагогов должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь и в семье, и в детском саду, он и сам в конце концов будет говорить правильно.
Содержание и формы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа речи.
Основные принципы логопедической работы при тахилалии в этих случаях описаны Ю.А.Флоренской и З.С.Ходоровой (1935). Речевые занятия проводятся в коллективе на фоне разъяснительной психотерапии. Большое значение имеет привлечение внимания к речи, упорядочение ее темпа, воспитание логического мышления. Вся работа проводится на фоне снижения общей психомоторной возбудимости при перестройке патологических особенностей личности путем использования специальных видов ЛФК, медикаментозного и физиотерапевтического воздействия.
Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю.А. Флоренской и 3.С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексное воздействие, включающее ряд направлений:
1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).
2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).
3. Специальные виды лечебной физкультуры.
4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).
Продолжительность занятий 9–10 мес.
Вся указанная работа проводится обязательно в коллективной форме, пусть небольшой, но группой. Ю.А. Флоренская подчеркивала, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.
На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).
На первых порах детям бывает очень трудно выдерживать такой не-привычный для них замедленный темп речи. Для этой цели логопед должен “задавать” нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.
На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т. д. Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи. После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.
При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логич-ность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.
После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.
Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, рани-мым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.
С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.
Речь родителей и педагогов должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь и в семье, и в детском саду, он и сам в конце концов будет говорить правильно.
Так же внимательно нужно следить за явлениями итерации (повторе-ниями звуков, слогов, слов). Выше уже отмечалось, что она естественна для детского возраста, но при нервной ослабленности ребенка может привести к заиканию.
Как родные могут помочь своим детям с физиологическими запинками
Если у ребенка начались повторения звуков, запинки и перестановки звуков, специалисты рекомендуют родителям:
• не просить запинающегося малыша говорить более понятно;
• стараться не обращать внимания на повторы, ни мимикой, ни поступками;
• давать ребенку разговаривать, пусть он говорит без перерыва и то, что сам хочет;
• убедиться в том, что ребенок хорошо питается, активно двигается и достаточно отдыхает;
• не переучивать ребенка «левшу»;
• дать ребенку максимально почувствовать, что его любят любым, и когда он запинается, и когда говорит нормально;
• не заставлять ребенка быть «правильным», как взрослый;
• постараться дома исключить напряженные ситуации (не ругаться, го-ворить спокойно друг с другом и меньше эмоций);
В любом случае, чтобы ребенок не стал заикой, окружающие должны быть спокойными и сдержанными по отношению к нему. Если процесс запинок затянулся надолго, стоит посетить врача, который сможет правильно выявить причины заболевания и избавить ребенка от этого недуга.
Используемая литература:
1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.