выполнила:
Шаблина Наталья Владимировна
Педагог - психолог
НОУ СОШ «Гелиос»
Россия, г. Екатеринбург
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Негосударственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Гелиос»
дошкольное отделение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание системы
психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста».
Составитель: Шаблина Н.В.
Должность: Педагог-психолог
Екатеринбург 2009
Содержание
Введение
3
Глава 1. Обеспечение проекта
5
1.1 Основные понятия и принципы психолого – педагогического сопровождения 5
1.2 Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 9
1.3 Основные этапы индивидуального сопровождения 10
1.4 Основные этапы системного сопровождения 11
1.5 Организация и содержание психолого – педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста 12
1.6 Организация диагностики в системе сопровождения 14
1.7 Работа с родителями 16
Глава 2.Проектная часть
17
2.1 Констатирующий этап исследования 17
2.2 Формирующий этап исследования 18
2.3 Контрольный этап исследования 24
Глава 3. Предполагаемый результат 26
Заключение 27
Список литературы 28
Приложения
перейти к публикациям для педагогов
Создание системы психологического сопровождения развития детей в детском саду.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
Число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нервно – психические нарушения и расстройства у детей. Среди причин этого:
- аномальное, травматичное течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;
- низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряженностью;
- кризисное, переходящее состояние нашего общества, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;
- раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.
Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.
По данным некоторых исследований, в возрасте от одного до трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. В дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка (под понятием «неврозность» при исследованиях понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения, вспыльчивости, замкнутости, тревожности, агрессивности и т.д.)
Перед детьми, страдающими нервно – психическими расстройствами, встает проблема социально – психологической адаптации: нет контакта со сверстниками (либо общение сильно затруднено из – за особенностей ребенка), часто ребенок бывает не принят, изолирован или отвергнут (4).
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания им помощи до поступления в школу привели к необходимости организации психологического сопровождения детей в детском саду.
Политика и позиция детского сада «Гелиос» концептуально совпадают с основными законодательными актами, регламентирующими защиту прав и интересов ребенка: Конвенцией о правах ребенка (ст. 3), Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ориентированные на гуманное, личностно – центрированное отношение к ребенку, на биопсихосоциальный подход к нему.
Работа строилась в соответствии с Уставом НДОУ и инструктивным письмом Министерства образования РФ от 27.06.03. «Методические рекомендации по психолого – педагогическому сопровождению обучающихся в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
В соответствии с вышеизложенным, одним из направлений работы педагога - психолога является создание условий для осуществления психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Поэтому тема данной работы – создание системы психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Цель: Создание условия для осуществления психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и методологическую литературу и нормативно – правовые документы по данной теме;
2. Выявить особенности контингента;
3. Разработать систему психолого – педагогического сопровождения развития детей;
4. Выявить эффективность созданных условий;
В качестве объекта исследования можно выделить собственную профессиональную деятельность (организация психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста), а в качестве предмета проекта используемые в практической работе педагогические технологии, условия их реализации и получаемые результаты.
Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие детей будет успешно в том случае:
1. если будут правильно подобраны формы и методы, используемые для развития и коррекции детей дошкольного возраста;
2. если будет создана развивающая среда, адекватная условиям развития (либо коррекции) детей;
3. если будет организовано тесное взаимодействие с другими специалистами детского сада «Гелиос» и родителями.
В своей работе опирались на труды следующих авторов: Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Яковлевой Н., З.Фрейда, Захарова А.И.
Глава 1. Обеспечение проекта.
1.1 Основные понятия и принципы
психолого-педагогического сопровождения
История зарождения в системе образования комплексной помощи в развитии ребенка одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая – всего 10 – 15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно – развивающих программ. Но только 10 – 15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система психолого-педагогического сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных « групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой (1995 – 2001).
Ею выделено несколько источников создания отечественной системы психолого-педагогического сопровождения:
• опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;
• опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого – педагогическую поддержку детей и их родителей (консультативные центры, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т.д.);
• разработки координационных, научно – методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;
• исследования различных вузовских научных центров;
• опытно – экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов и психологов.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка стал системно – ориентированный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.
Важнейшим положением системно – ориентированного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение « педагогики успеха»); следовательно, на право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е.И.Казакова дает следующее определение сопровождению.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. ( Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) Под этим субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Введение термина «сопровождение» не является результатом научно – лингвистического эксперимента; замена его классическими – помощь, поддержка или обеспечение – не в полной мере отражают суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Следует различать понятия:
• процесс сопровождения;
• метод сопровождения;
• служба сопровождения.
Близкими понятиями к понятию « сопровождение» считаются понятия «обеспечение», «помощь».
Если исходить из того, что «сопровождение» – это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что «сопровождение» – это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:
1. Диагностика сущности возникшей проблемы;
2. Информация о сути проблемы и путях ее решения;
3. Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
4. Первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритеты интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
• непрерывность сопровождения;
• комплексный подход сопровождения;
• стремление к автономизации.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от "законодательных" решений, все решения специалистов сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением («субъективный четырехугольник» по Е.И.Казаковой). Очевидно, если одна из сторон «субъективного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окружения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности:
1. ребенок и его родители;
2. педагоги;
3. окружение.
На разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами « неработающие элементы» системы.
«На стороне ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Француазы Дольто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что виновником любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что "на стороне взрослых" их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и … специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решения проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок – сирота и т.д.) будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Комплексный подход сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении « избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами.
С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются мало информированными о реальной жизни образовательного учреждения, в котором обучается и воспитывается ребенок, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.
Деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
1) индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях, которое предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются;
2) Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы детей в целом.
1.2 Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях
Психолого – педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе – это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений, для развития личности и успешности обучения в ситуациях взаимодействия.
Основные направления деятельности службы на современном этапе - это оказание помощи в решении проблем:
• формирование здорового образа жизни;
• личностных проблем развития ребенка;
• выбора образовательного маршрута;
• преодоление затруднений в обучении.
Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно – методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:
• создание условий для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута;
• оказание помощи родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
• изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
• оказание помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям.
В области «Проблем личностного развития» основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопровождения.
Большая часть работы осуществляется педагогом в содружестве с психологом и направлена на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого – педагогической помощи, с цель наиболее полной личностной самореализации субъекта и актуализации процесса социального самоопределения (4).
1.3 Основные этапы индивидуального сопровождения
Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом - психологом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.
Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка, документация ОУ.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.
Для создания технологий сопровождения развития ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы (В.Е.Летунова, 1998):
• дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы развития в данный момент;
• дети, имеющие предпосылки (медико – биологические, социальные, психолого – педагогические, другие факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
• дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
• дети, имеющие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, педагогам, родителям.
Третий этап: совместная выработка рекомендаций (педагога – психолога и другими педагогами, работающими с ребенком) для ребенка, педагога, родителей; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
Четвертый этап: консультирование педагогом – психологом всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап: решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
(Что удалось? Что не получилось? Почему?)
Седьмой этап: прогноз дальнейшего развития ребенка.
Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов.
1.4 Основные этапы системного сопровождения
Одним из направлений системного сопровождения является проектирование и реализация программ психолого – педагогической помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью и др.) Системное сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму.
Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностических исследований. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.
Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы.
Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
Консультативно – договорной этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.
После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации намеченного плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов – медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.
Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.
1.5 Организация и содержание
психолого – педагогического сопровождения
ребенка дошкольного возраста
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы следующие задачи:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Развитие современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием методов диагностики, коррекции, обучения и воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого - педагогического сопровождения развития ребенка (4).
Изложенная выше технология сопровождения является основополагающей, однако контекст ее рассмотрения в этом ракурсе дошкольного воспитания детей «групп риска» требует некоторого уточнения имеющегося определения, в котором сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.
Система психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста нацелена на всестороннее развитие ребенка и коррекцию имеющихся у него проблем с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в период дошкольного детства мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка с учетом конкретной социальной ситуации развития(4).
Основные характеристики этой системы:
• законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);
• мультидисциплинарность (комплексность), то есть осуществление сопровождения с участием разных специалистов.
• ограничение по времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе;
• независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.
Специфический контингент детей, имеющих как психоневрологические, так и соматические проблемы при снижении коммуникативных возможностей и способностей к взаимодействию со взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах:
1. Необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием и/или нарушением развития, от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации);
2. Необходимости сочетания образовательной и коррекционной деятельности;
3. Отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
4. Включение родителей в деятельность учреждения как участника коррекционно – развивающего процесса.
1.6 Организация диагностики в системе сопровождения
Основной задачей диагностики является вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Возможны два источника:
• запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей;
• запланированная диагностика определенного контингента детей в ОУ (например, вновь поступивших).
И в том, и в другом случае необходима диагностика, то есть изучение особенностей ребенка. В первом случае – чтобы проверить обоснованность поступившей жалобы от взрослых или детей. Во втором – для своевременного выявления проблем ребенка.
Приступая к диагностике, нельзя не вспомнить слова К.Роджерса о том, что ребенка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его «данностью».
Принять ребенка как «данность» означает признать его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в процессе всей предыдущей жизни и, следовательно, не казнить его за организованное обществом и родителями воспитание.
Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально (Н.Е.Щуркова).
Эта позиция требует от нас, взрослых, не столько направленности диагностики на «отрицательные» характеристики ребенка, сколько на положительное, позитивное в изучении его потенциальных возможностей.
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы с ребенком.
Поэтому целесообразно как обязательные требования к организации диагностического процесса выделить следующие:
• Опережающий характер диагностики;
• Комплексность (включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов);
• Динамичность (направленность не на скорейшее установление диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и результатов коррекционной работы).
Выделяют следующие этапы диагностического обследования:
1. Ориентирование в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы о причинах их возникновения, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.
Методы:
• Изучение представленной родителями или полученной по запросу из медицинских и образовательных учреждений документации (медицинских сведений, заключений психоневрологических учреждений, психолого – педагогических характеристик и т.п.);
• Наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ребенка – в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, в игре, и т.д.);
• Беседа с ребенком и родителями.
Результатом реализации данного этапа является систематизация первичных сведений о соматическом и нервно – психическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально – волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
2.Углубленная диагностика и определение зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделить изучению состояния процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы, моторики. Очень важно определить особенности личностного развития ребенка, его потребностно - мотивационной сферы.
Продуктом второго этапа диагностической деятельности службы сопровождения является разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Динамическая диагностика, среди основных задач которой следующие:
• уточнение диагноза;
• уточнение индивидуального образовательного маршрута;
• внесение необходимых корректив в коррекционно – развивающую программу.
Одной из важнейших, базовых составляющих сопровождения является психолого – педагогический консилиум (ППК), организация которого позволяет решать ряд задач:
• всестороннее обсуждение проблемы ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализации с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции);
• утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями);
• укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком;
• рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
• включение родителей в деятельность службы сопровождения;
• повышение компетентности специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.
Эффективность работы консилиума во многом зависит от точности, четкости изложения представляемого материала.
1.7 Работа с родителями
Раскрывая концепцию, содержание и задачи сопровождения, мы акцентировали внимание на том, что одним из субъектов сопровождения развития ребенка являются его родители.
Достижение целей обучения, воспитания и коррекционной работы предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает педагогический персонал учреждения для развития и коррекции эмоционально – личностной, коммуникативной, когнитивной, поведенческой сфер, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях.
Важнейшим начальным этапом сотрудничества учреждения и семьи является полная информация о социально – экономической, психолого – педагогической ситуации жизни ребенка.
Появление ребенка с проблемами в семье означает рост материальных, психологических, эмоциональных, физических нагрузок. Не случайно такую семью относят к особому типу – семья повышенного риска, где возможны стрессы, депрессии, сложности во взаимоотношениях между партнерами по браку. Очень часто родители не могут самостоятельно справиться с этими проблемами.
Кроме того, педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных стадиях осознания особенностей ребенка. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с педагогом – психологом и другими педагогами, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалистами Центра.
Для предупреждения развития негативных установок целесообразно использовать информацию, получаемую из специальных анкет, заполняемых при поступлении ребенка в учреждение, а также посредством личного контакта с родителями.
Глава 2 Проектная часть
Для достижения наилучшего результата в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения в целом, выявить и дифференцировать проблемы детей для создания оптимального состава подгрупп, необходимого для более эффективного решения коррекционных и развивающих задач;
2. создать условия для осуществления психологическое сопровождение детей;
3. определить эффективности всех видов деятельности психолога.
2.1 Констатирующий этап исследования
Цель: определить особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения в целом, выявить и дифференцировать проблемы детей для создания оптимального состава подгрупп, необходимого для более эффективного решения коррекционных и развивающих задач.
Данная цель реализуется в ходе:
1. Наблюдения и диагностирования ребенка;
2. Анкетирования родителей (законных представителей);
3. Беседы с родителями (особенности ребенка, сложности, возникающие в процессе общения с ребенком, психологическая компетентность).
Углубленная диагностика ребенка включает в себя использование следующих методик:
- проективная методика «Моя семья» (Лосева С.В.) (Приложение «1»);
- проективная методика «Кактус» (Приложение «2»);
- проективная методика «Несуществующее животное» (Приложение «3»);
- беседа «Выявление у детей представлений о школе» (Гелло В.А.) (Приложение «4»);
- беседа «Выявление отношения к школе и к учению» (Венгер А.Л.) (Приложение «4»);
- оценка мотивационной готовности (Солдатов Д.В.) (Приложение «5»);
- программа психолого – педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе (Венгер А.Л.) (Приложение «6»);
- методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.) (Приложение «7»);
- методика «Определение мотивов учения» (Гинзбург М.Р.) (Приложение «8»);
- тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) (Приложение «9»);
- методика определения самооценки дошкольника «Лесенка» (Приложение «10»);
- методика определения «школьной зрелости» (по тесту Керн - Иерасека) (Приложение «11»);
- тесты для детей 3 лет (Приложение «12»);
- тесты для детей 4 лет (Приложение «13»);
- тесты для детей 5 лет (Приложение «14»);
- тесты для детей 6 лет (Приложение «15»);
- цветовой тест отношений (Приложение «16»);
- Проективная рисуночная методика «Я и мой друг» (Приложение «17»);
- «Шкала цветового диапазона» Адаптированная методика эмоционально – цветовой аналогии по Лутошкину А.Н. (Приложение «18»);
Анкетирование родителей проводится путем использования:
• теста – опросника родительского отношения Столина(Приложение «19»);
• анкета для родителей «Расскажите о своем ребенке» (Приложение «20»).
Информация, полученная путем анкетирования и опроса родителей позволяет получить более полное представление о ребенке и о стиле детско – родительских отношений.
2.2 Формирующий этап исследования
Цель: Создать систему психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
По результатам констатирующего этапа исследования подбираются формы и методы проведения коррекционно – развивающей работы с детьми.
После определения особенностей детей и внутрисемейных отношений проводится следующая работа:
• формируются подгруппы - 4 – 8 детей для реализации развивающей программы;
• выявляются дети, которым необходим индивидуальный режим занятий –2 –4 ребенка;
• намечается структура консультативной деятельности с проблемными семьями;
• намечаются направления просветительской работы с родителями, и педагогами, реализуемые как в ходе консультаций, так и в рамках «Родительской школы» .
Работа в подгрупповом режиме может проводится на основе следующих программ:
* «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М., которая направлена на сохранение психического здоровья дошкольника.
Цель программы: сохранение психического здоровья дошкольника.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:
- обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
- обучение рефлексивным умениям;
- формировании потребности в саморазвитии;
- содействие росту, развитию ребенка.
Соответственно в занятиях можно выделить следующие направления:
• аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки;
• инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирование личностной рефлексии;
• потребностно – мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;
• развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Организация занятий:
Продолжительность зависит от возраста детей: для детей 3 – 4 лет – 10 - 15 минут, для старших дошкольников – 25 - 30 минут.
Размещение детей в комнате: дети 3 – 4 лет сидят на стульчиках, старшие дошкольники рассаживаются прямо на ковре, образуя круг.
Основные формы обучения: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры, направленные на развитие воображения, задания с использованием терапевтических метафор, эмоционально – символические методы, релаксационные методы.
*«Азбука общения» Шипицыной Л.М., Защиринской О.В., Вороновой А.П., Ниловой Т.А., которая направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Цель программы: Формирование у детей 3 – 6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Задачи:
1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и др. окружающими людьми;
4. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
5. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
6. Обучение детей речевым средствам общения.
Основные формы обучения: развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры), упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера), этюды, импровизации, наблюдения, рассматривание рисунков, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений, беседы, игры – соревнования.
*«Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей» Яковлевой Н., которая включает в себя курс специальных занятий – игротренинг.
Цель курса: раскрыть творческий, нравственный, интеллектуальный потенциала детей, развить у них навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи курса:
1) Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой;
2) Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умения и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, пантомимикой, жестами);
3) Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
4) Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
5) Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;
6) Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника;
7) Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
8) Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
9) Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.
Решение поставленных задач осуществляется за счет сочетания различных методов обучения, таких как:
1. Этюды;
2. Упражнения (творческого и подражательно – исполнительского характера);
3. Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные;
4. Чтение художественной литературы;
5. Беседы;
6. Моделирование и анализ заданных ситуаций;
7. Импровизации;
8. Рассказы взрослого и рассказы детей;
9. Сочинение историй;
10. Дискуссии;
11. Свободное и тематическое рисование
12. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
При реализации данной программы учитываются следующие особенности организации коррекционно – развивающих занятий:
• группы формируются на основании результатов, полученных в ходе углубленной диагностики, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними и информации родителей и педагогов;
• группа составляется не по какому – то одному признаку (только агрессивные дети, только дети с неустойчивым вниманием и т.д.), напротив, дети с разными проблемами занимались в одной группе;
• занятия проходят в игровой форме;
• каждый ребенок принимается таким, какой он есть, не допускается порицаний и упреков;
• большая часть занятия проводится на ковре, а не за столом, что уменьшает дистанцию между психологом и детьми и позволяет общаться в позиции
« наравне»;
• большое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию навыков выбора;
• ценится постепенность коррекционно – развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить.
Детям, нуждающимся в индивидуальной коррекции и развитии, оказывается помощь по следующим направлениям:
• снижение уровня страхов;
• снижение уровня агрессивности и тревожности;
• повышение уровня самооценки.
Индивидуальная коррекционная деятельность, направленная на снижение уровня страхов опирается на коррекционную программу А.Лазаруса « Концепция преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов», которая основывается на использовании в процессе коррекции образов, способных вызвать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.
Цель программы – активизировать, оптимизировать и нормализовать процесс воображения, связанный со страхом.
Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
- символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию со страхом;
- снятие « боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности;
- «овладение» страхом через изменение фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.
Индивидуальная коррекционная деятельность, направленная на снижение уровня агрессивности и тревожности реализовывается посредством программы «Уроки добра» Семенака С.И., в процессе реализации которой решаются ряд важных задач:
• знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
• учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
• развивать эмоциональную произвольность;
• учить конструктивным способам управления собственными эмоциями и поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, решать конфликтные ситуации и др.)
Реализация поставленных задач осуществляется за счет использования следующих методов и приемов: прорисовывание страхов, имитационные игры, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, дискуссии, диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме, обыгрывание проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.
Работа по коррекции самооценки проводится с использованием адаптированной авторской программы Алябьевой Е.А. «Коррекционно- развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста».
Задачи, решаемые в ходе коррекции:
• сформировать представление у ребенка о его внутреннем мире, о его месте в окружающем мире;
• повысить самооценку ребенка, его уверенность в себе;
• способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению ребенка.
Следующая составляющая психологического сопровождения - консультативное сопровождение семьи проблемного ребенка.
Задачи, решаемые в ходе психологической консультации:
- актуализация психолого – педагогических знаний родителей.
- предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка;
- выявление уже имеющихся проблем в развитии ребенка;
- ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
- активизация резервов семейного воспитания;
Уровень достижения результата в каждом конкретном случае различен и зависит от множества факторов:
• от глубины проблемы;
• от «застарелости» проблемы;
• от степени осознания родителями сути проблемы, ее причин и последствий;
• от психолого – педагогической компетентности родителей и т.д. Поэтому, иногда в качестве результата консультации можно рассматривать именно само сознание родителями ядра проблемы и ее масштабов.
Следующая составляющая психологического сопровождения - консультативное сопровождение педагогов.
Задачи, решаемые в ходе психологического консультирования педагогов:
• повышение психологической компетентности педагогов;
• предупреждение появления возможных проблем в развитии детей;
• согласование выявленных проблем в развитии ребенка и совместная их коррекция;
Еще одна немаловажная составляющая психологического сопровождения – психологическое просвещение и профилактика.
Задачи, решаемые в ходе психологического просвещения и профилактики:
- актуализация психолого – педагогических знаний родителей;
- повышение психологической компетентности родителей;
- ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
- предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка;
Психологическое просвещение и профилактика, как одно из направлений деятельности педагога – психолога, может осуществляться как в виде печатной информации, так и в виде беседы, а так же в виде выступления на родительских собраниях, тематических родительских клубах.
В ходе формирующего этапа исследования:
- подбираются программы по коррекции эмоционально - личностной и коммуникативной сферы, направленные на решение выявленных проблем;
- определяются формы организации развития и коррекции детей;
- определяются методы и приемы работы с детьми, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – личностной, нравственной и коммуникационной сфер;
- определяются направления работы с родителями и педагогами;
2.3 Контрольный этап исследования
Цель: Определить эффективность всех видов деятельности психолога, осуществляющего психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста.
На контрольном этапе исследования используются результаты:
• мониторинга динамики развития (Приложение «21»), отслеживание произошедших изменений у детей, которое проводится в начале учебного года и конце;
• анкетирования родителей (Приложение «22») и коллег (Приложение «23»), с целью отслеживания произошедших в детях изменений за данный период времени;
По прошествии года делается вывод об эффективности используемых программ развития и коррекции и других видов деятельности (консультаций, диагностики) и с их учетом планируется дальнейшая деятельность на следующий год.
2.4 Предполагаемый результат
1. В начале каждого учебного года определены особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения детей в целом, выявлены и дифференцированы проблемы детей. На основании чего оптимальным образом сформированы подгруппы, необходимого для более эффективного решения коррекционных и развивающих задач, что реализовано в ходе наблюдения и диагностирования ребенка, анкетирования родителей (законных представителей), бесед с родителями.
2. Разработана система психологического сопровождения развития детей в НОУ СОШ «Гелиос», направленная на сохранение и поддержание психического здоровья дошкольника;
3. Нуждающимся детям (индивидуально или по подгруппам) оказана дополнительная помощь, направленная на снижение уровня страхов, снижение уровня агрессивности, тревожности, повышение уровня самооценки;
4. По запросу в индивидуальном порядке осуществлено психологическое консультирование родителей, направленное на актуализацию их психолого – педагогических знаний, ориентацию родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка, активизацию резервов семейного воспитания;
5. В течении всего учебного года проводилось консультативное сопровождение педагогов, в ходе которого происходило повышение психологической компетентности педагогов, предупреждение появления возможных проблем в развитии детей, согласование выявленных проблем в развитии ребенка и совместная их коррекция;
6. Так же осуществлялись психологическое просвещение и профилактика, направленные на актуализацию психолого – педагогических знаний родителей, повышение психологической компетентности родителей, ориентацию родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка;
7. В конце каждого учебного года проводится анализ эффективности всех видов деятельности путем мониторинга динамики развития, анкетирования родителей и коллег.
Заключение
В процессе деятельности столкнулась с проблемой, как создать систему психологического сопровождения развития детей в детском саду.
Поэтому целью деятельности было создание системы психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Исследовательская работа показывает необходимость психологического сопровождения. Так как сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, важнейшим положением которого является системно – ориентированный подход, в основе которого выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта; следовательно, на право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Основными принципами сопровождения ребенка являются:
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритеты интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
• непрерывность сопровождения;
• комплексный подход сопровождения;
• стремление к автономизации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого – педагогическая и методологическая литература и нормативно – правовые документы по данной теме;
2. Подобран инструментарий, позволяющий выявить особенности контингента;
3. Разработана система психолого – педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста;
4. Начата работа по выявлению эффективности созданных условий;
Хочется верить, что созданная система психологического сопровождения детей дошкольного возраста действительно поможет нашим детям научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. –Москва,2003.
2. Вестник образование России. Сборник приказов и инструкций//2003/17
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – Санкт-Петербург, 1998.
4. Кандыбович Л.В. Организация социально – психологической службы в школе. –М., 2002.
5. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г., - М., 1985.
6. Крякова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.
7. Лосева В.К. Рисуем семья. Проективкая методика. –Москва, 1995.
8. Методические рекомендации по составлению проектной работы. –Екатеринбург, 1999.
9. Минаев В.М. Развитие эмоций дошкольников. –М., 1999.
10. Нормативно – правовые документы для педагогов – психологов образования. – М., 2002.
11. Петраков А.В., Девина И.А. Повышаем самооценку. –М., 2001.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. –Москва,
13. Руководство практического психолога. Под редакцией Дубровиной И.В., -Москва, 1995.
14. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. –Москва, 2002.
15. Устав учреждения « Центр психолого–педагогической реабилитации и коррекции».
16. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – Москва, 2001.
17. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Санкт-Петербург, 2002. Шевандрин Н.И.
18. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. –М., 1998.
19. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов – на – Дону, 2003.
20. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под ред. Шипицыной Л.М.
Тема:
«Создание системы
психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста».
Актуальность.
1. аномальное, травматичное течение родов, грубые родовспомогательные процедуры;
2. биологически и социально незрелые родители;
3. низкий уровень психологической грамотности;
4. невротизация и психопатизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов;
5. кризисное, переходящее состояние нашего общества, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения;
6. большое количество стрессов;
7. накапливающиеся эмоциональные нагрузки;
8. раннее начало обучения;
9. усложнение учебных требований;
10. особенности межличностной коммуникации в детском коллективе;
11. распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков;
12. малодетность семей, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых.
Эти причины влияют на психическую травматизацию детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности.
«неврозность»
1. повышенная, заметная внешне возбудимости и раздражительности;
2. двигательное беспокойство;
3. неустойчивое настроение;
4. вспыльчивость;
5. замкнутость;
6. тревожность;
7. агрессивность.
проблема социально – психологической адаптации
нет контакта ребенок ребенок
со сверстниками изолирован отвергнут
Цель: Создание условия для осуществления психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и методологическую литературу и нормативно – правовые документы по данной теме;
2. Выявить особенности контингента;
3. Разработать систему психолого – педагогического сопровождения развития детей;
4. Выявить эффективность созданных условий;
Объект исследования - собственная профессиональная деятельность,
предмет - педагогические технологии, условия их реализации и получаемые результаты.
Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие детей будет успешно в том случае:
• если будут правильно подобраны формы и методы, используемые для развития и коррекции детей дошкольного возраста;
• если будет создана развивающая среда, адекватная условиям развития (либо коррекции) детей;
• если будет организовано тесное взаимодействие с другими специалистами детского сада «Гелиос» и родителями.
Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Помощь
Поддержка
Сопровождение
как поддержка, в основе которой сохранение
максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения
актуальной проблемы.
Субъекты сопровождения
3 Пересекающихся круга, в которых написано:
ребенок, родители, педагоги
Основные принципы сопровождения :
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритеты интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
• непрерывность сопровождения;
• комплексный подход сопровождения;
• стремление к автономизации.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1. Сбор информации о ребенке;
2. Анализ полученной информации;
3. Совместная выработка рекомендаций;
4. Консультирование;
5. Решение проблем;
6. Анализ выполненных рекомендации;
7. Прогноз дальнейшего развития ребенка.
Проектная часть.
Задачи:
1. определить особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения в целом, выявить и дифференцировать проблемы детей для создания оптимального состава подгрупп, необходимого для более эффективного решения коррекционных и развивающих задач;
2. создать условия для осуществления психологическое сопровождение детей;
3. определить эффективности всех видов деятельности психолога.
Констатирующий этап исследования.
Цель: определить особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения в целом, выявить и дифференцировать проблемы детей для создания оптимального состава подгрупп, необходимого для более эффективного решения коррекционных и развивающих задач.
Наблюдение и Анкетирование Беседы, консультации
Диагностирование родителей с родителями
ребенка;
- проективная методика «Моя семья» (Приложение «1»);
- проективная методика «Кактус» (Приложение «2»);
- проективная методика«Несуществующее животное»(Приложение«3»);
- беседа «Выявление у детей представлений о школе» (Гелло В.А.) (Приложение «4»);
- беседа «Выявление отношения к школе и к учению» (Венгер А.Л.) (Приложение «4»);
- оценка мотивационной готовности (Солдатов Д.В.) (Приложение «5»);
- программа психолого – педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе (Венгер А.Л.) (Приложение «6»);
- методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.) (Приложение «7»);
- методика «Определение мотивов учения» (Гинзбург М.Р.) (Приложение «8»);
- тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) (Приложение «9»);
- методика определения самооценки дошкольника «Лесенка» (Приложение «10»);
- методика определения «школьной зрелости» (по тесту Керн - Иерасека) (Приложение «11»);
- тесты для детей 3 лет (Приложение «12»);
- тесты для детей 4 лет (Приложение «13»);
- тесты для детей 5 лет (Приложение «14»);
- тесты для детей 6 лет (Приложение «15»);
- цветовой тест отношений (Приложение «16»);
- Проективная рисуночная методика «Я и мой друг» (Приложение «17»);
- «Шкала цветового диапазона» Адаптированная методика эмоционально – цветовой аналогии по Лутошкину А.Н. (Приложение «18»);
Анкетирование родителей проводится путем использования:
• теста–опросника родительского отношения Столина (Приложение «19»);
• анкета для родителей «Расскажите о своем ребенке» (Приложение «20»).
Формирующий этап исследования.
Цель: Создать систему психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Развивающие заняия:
* «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М., которая направлена на сохранение психического здоровья дошкольника.
*«Азбука общения» Шипицыной Л.М., Защиринской О.В., Вороновой А.П., Ниловой Т.А., которая направлена на развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
*«Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей» Яковлевой Н., которая включает в себя курс специальных занятий – игротренинг.
Коррекционная работа:
Индивидуальная коррекционная деятельность, направленная на снижение уровня страхов опирается на коррекционную программу А.Лазаруса « Концепция преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов», которая основывается на использовании в процессе коррекции образов, способных вызвать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги.
Индивидуальная коррекционная деятельность, направленная на снижение уровня агрессивности и тревожности реализовывается посредством программы «Уроки добра» Семенака С.И.,
Работа по коррекции самооценки проводится с использованием адаптированной авторской программы Алябьевой Е.А. «Коррекционно- развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста».
Консультативное сопровождение семьи проблемного ребенка.
Задачи:
- актуализация психолого – педагогических знаний родителей.
- предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка;
- выявление уже имеющихся проблем в развитии ребенка;
- ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
- активизация резервов семейного воспитания;
Консультативное сопровождение
педагогов.
Задачи:
• повышение психологической компетентности педагогов;
• предупреждение появления возможных проблем в развитии детей;
• согласование выявленных проблем в развитии ребенка и совместная их коррекция;
Психологическое просвещение и профилактика.
Задачи:
- актуализация психолого – педагогических знаний родителей;
- повышение психологической компетентности родителей;
- ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;
- предупреждение появления возможных проблем в развитии ребенка;
Контрольный этап исследования
• Цель: Определить эффективность всех видов деятельности психолога, осуществляющего психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста.
• мониторинга динамики развития (Приложение «21»), отслеживание произошедших изменений у детей, которое проводится в начале учебного года и конце;
• анкетирования родителей (Приложение «22») и коллег (Приложение «23»), с целью отслеживания произошедших в детях изменений за данный период времени;
Предполагаемый результат
• Определены особенности развития познавательной, эмоционально – личностной, коммуникативной сфер и поведения детей в целом, выявлены и дифференцированы проблемы детей.
• Оптимальным образом сформированы подгруппы;
• Разработана система психологического сопровождения развития детей в НОУ СОШ «Гелиос», направленная на сохранение и поддержание психического здоровья дошкольника;
• Нуждающимся детям (индивидуально или по подгруппам) оказана дополнительная помощь, направленная на снижение уровня страхов, снижение уровня агрессивности, тревожности, повышение уровня самооценки;
• По запросу в индивидуальном порядке осуществлено психологическое консультирование родителей, направленное на актуализацию их психолого – педагогических знаний;
• В течении всего учебного года проводилось консультативное сопровождение педагогов;
• Так же осуществлялись психологическое просвещение и профилактика
• В конце каждого учебного года проводится анализ эффективности всех видов деятельности путем мониторинга динамики развития, анкетирования родителей и коллег.
Заключение
В процессе деятельности столкнулась с проблемой, как создать систему психологического сопровождения развития детей в детском саду.
Поэтому целью деятельности было создание системы психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Исследовательская работа показывает необходимость психологического сопровождения. Так как сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, важнейшим положением которого является системно – ориентированный подход, в основе которого выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта; следовательно, на право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Основными принципами сопровождения ребенка являются:
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритеты интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
• непрерывность сопровождения;
• комплексный подход сопровождения;
• стремление к автономизации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого – педагогическая и методологическая литература и нормативно – правовые документы по данной теме;
2. Подобран инструментарий, позволяющий выявить особенности контингента;
3. Разработана система психолого – педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста;
4. Начата работа по выявлению эффективности созданных условий;
Хочется верить, что созданная система психологического сопровождения детей дошкольного возраста действительно поможет нашим детям научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Рисуночная методика
«Оценка мотивационной готовности»
(Солдатова Д.В.)
Стимульный материал: комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с игровыми сюжетами, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с сюжетами обучения.
Процедура тестирования: Положите перед ребенком карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ребенок мотивационно готов.
После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат 6 оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься. Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребенка в настоящее время не интересуют. В заключении из оставшихся 3 изображений детских действий предложите ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно – с отрицательным видом деятельности.
В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на 3 группы: в первой группе – 4 с предпочитаемыми видами деятельности, во 2 - с отрицаемыми видами деятельности и в третьей – одна, оставшаяся не выбранной.
Обработка результатов: Количественной обработке – суммарному подсчету – подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности - в 1 балла и игровой – 0 баллов.
Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4 – 5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности – когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 – от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявление нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.
Анкета «Расскажите о своем ребенке»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на ряд вопросов о вашем ребенке.
Это поможет педагогам лучше узнать ребенка и понять причины его поступков.
А также осуществлять личностно – ориентированный подход
во взаимодействии с ним.
Ф.И. ребенка _________________________ Возраст ___________
Дата заполнения ____________
1. Часто ли у вашего ребенка бывает хорошее настроение, когда? ________
________________________________________________________________
2. Легко ли рассмешить вашего ребенка? _________________
3. Часто ли у вашего ребенка бывает плохое настроение, когда?___________
_________________________________________________________________
4. Как часто он капризничает, по какому поводу? _______________________
_________________________________________________________________
5. Все ли он ест, как ведет себя за столом? _____________________________
_________________________________________________________________
6. Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет? ______________
_________________________________________________________________
7. Часто ли он сердиться, по какому поводу? ___________________________
_________________________________________________________________
8. Всегда ли нужно присматривать за ним? ____________________________
9. Можете ли вы оставить его одного, не опасаясь, что он расплачется, как вы на это реагируете? ____________________________________________
10. В какие игры любит играть ваш ребенок дома? ____________________
________________________________________________________________
На улице? _______________________________________________________
11. Во что ребенок любит играть с мамой? ____________________________
____________________________с папой? _____________________________
____________________________ с бабушкой и дедушкой _______________
_________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!
Методика «Лесенка»
Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.
Инструкция:
Оцени, на сколько развита у тебя та или иная черта личности, поставив букву «Я» (кружок) на соответствующую ступеньку.
Обработка:
Каждая ступенька «стоит» определенный балл. Первая – 0 баллов, вторая – 1 балл т.д. вплоть до последней – 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому качеству и находим среднее арифметическое.
Шкала оценки:
Степень развития самооценки высокая – 7 и более баллов;
Степень развития самооценки средняя – 7 - 6 баллов;
Степень развития самооценки низкая – 5 и менее баллов;