Царегородцева Евгения Михайловна
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №240»
Кемеровская область,г.Новокузнецк
ООД ФЭМП в средней группе «Путешествие в страну цифр»
Программные задачи:
Количество и счет: установление соответствия между числом и количеством предметов;
Величина: большой, поменьше и самый маленький;
Геометрические фигуры: квадрат находить среди множества.
Цели:
Закреплять Умение считать предметы (в пределах 5);
Закреплять знания о геометрической фигуре квадрат;
Продолжать учить :сравнивать предметы по величине(большой ,поменьше , самый маленький),использовать эти слова в речи;
Формировать: представления что квадраты могуть быть разного размера.
Ход занятия:
Организационный момент.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать? (ответы детей)
Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята и пришел к вам за помошью! Вы научите меня считать,а то я не умею?»
Воспитатель:- Ребята поможем Незнайке научиться считать?
Дети:- Да научим.
Воспитатель:Тогда нам нужно отправляться в Страну Цифр в гости к Считалочке. А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)
- А я вам предлагаю отправиться поезде . Нам предстоит долгий путь.
Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!
(дети под музыку отправляются в путь)
«Геометрические фигуры».
- Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?(круг)
***
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.(треугольник)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ...(квадрат)
***
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.(прямоугольник)
- Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)
Садимся все в круг.
У воспитателя в руках появляется картонный квадрат с нарисованным лицом:
"Жила-была фигура. Вот такая. И была она очень грустна. У знаете почему? Она не знала, кто она такая. Однажды фигура в грустном настроении прогуливалась встретила... (появляется маленький картонный круг) кого? Да, маленького кружка. Он спросил:
- Почему ты грустишь?
- Я не знаю, кто я,
- Ммм... дай-ка я на тебя взгляну! Нет, не знаю.
- А ты знаешь, кто ты?
- Конечно, я Круг! Знаешь, что? Пойдем к моему дедушке, может, он нам поможет.
Круг покатился, а квадрат попрыгал вслед за ним.
- Ты чего не катишься? Так же быстрее будет!
- Катиться? А как это? Ой, а у меня не получается.
Фигура попробовала катиться, но ей мешали углы.
Появляется Круг-дедушка
- Дедушка, может ты нам поможешь? Вот эта фигура, не знает кто она...
- Тааак. Один, два, три, четыре - четыре одинаковых угла. Четыре одинаковые стороны (все это показываю на квадрате). Внучек, нет никаких сомнений! Это квадрат!
- Ура!, - закричал квадрат, - я знаю, кто я! Теперь я смогу найти своих родственников! Спасибо вам!
И квадрат поскакал искать своих родных. Спустя какое-то время, он набрел на домик. (достаю квадратную коробочку с окошками) Квадрат оглядел его и сказал:
- Чем-то этот дом на меня похож: углы как у меня. И окна на меня похожи.Постучу, пожалуй.
Он постучал и ему навстречу вышел Квадрат. Похожий, но другого размера и цвета (какого цвета этот квадрат? какой квадрат больше?)
Оказывается, в этом доме жила целая семья квадратов. (вытаскиваю их из "домика" и раздаю). Вот какие они разные, но в то же время все похожи: у всех одинаковые углы и одинаковые стороны."
«Считаем до 5»
Воспитатель:Ребята ,пока мы слушали сказку цифры пошалили и все перепутались .Давайте им поможем навести порядок?!
Дети расставляют числа по порядку.
Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно!
Физкульминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: А еще Считалочка нам оставила какие-то задания. Посмотрим?
Игра «Соедини правильно» ( каждому ребенку раздаются задание)
Воспитатель: Ребята,соедините каждый квадрат с кружками с карточкой, на которой количество предметов.
Воспитатель :Какие карточки соединили? (Два кружочка и две вишенки, три кружочка и три морковки,
четыре кружочка и четыре огурца, пять кружочков и пять репок.)
Игра «Гаражи и машины» ( каждому ребенку раздаются задание).
Задание и вопросы
Воспитатель: Какого размера машины? (большая, поменьше, самая маленькая.)
Воспитатель: Какого размера гаражи? ( большой,поменьше, самый маленький.)
Проведите дорожки от большой машины к большому гаражу, от машины поменьше — к гаражу поменьше, от самой маленькой — к самому маленькому гаражу.
Логическая задача «Узнай, кто спрятался?»
Каждому ребенку раздается задание ,где изображено 2 домика с окошечками ,в одном домике 5 животных ,во втором 3.
Воспитатель:
-Какие животные живут в домике слева?
(Волк, лиса, заяц, ежик, медведь.)
- Сколько их в домике? (Пять.)
Ребята,нарисуйте столько кружков под картинкой справа, сколько зверей ушло из домика. (Два.) Предложите детям назвать их. (Заяц и ежик.)
Если дети затрудняются ответить, загадайте
про этих животных загадки:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди
травы —
Уши больше головы?
(Заяц.)
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок —
Нет ни головы, ни ног.
( Ежик.)
- Ребята,наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. (дети под музыку отправляются в путь)
Подведение итогов.
Воспитатель: Незнайка многому сегодня научился. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
У кого в гостях мы побывали? Что нового мы узнали? Кому мы помогали?
До скольки научились считать? Какие задания выполняли?